Теория Часть 1

1. Культура Древней Руси X — начала XII в.

В культуре Древней Руси IX — начала XII в. нашли отражение как наследие древних славян, так и влияние Византии.

Быстрый рост древнерусских городов способствовал развитию ре­ месла и прежде всего обработки металла, дерева, камня, а также юве­лирного дела, производства гончарных и стеклянных изделий.

Русские кузнецы преуспели в производстве вооружения и доспе­хов. Еще до начала Крестовых походов в Европе русские мастера владе­ ли техникой изготовления кольчуг.

Показателем высокого развития ремесла было и ювелирное дело. Самыми распространенными видами украшений были серьги, колты (подвески), височные кольца, бляшки, перстни, браслеты. Изяществом и красотой отличались изделия, выполненные в технике скани: на по­ верхность изделия наносился орнамент из скрученной тонкой серебряной или золотой проволоки.

Женские украшения часто от­ делывали и зернью: мельчайшие се­ ребряные или золотые зерна накла­ дывали по рисунку на пластины и припаивали, создавая сложный ор­ намент. На отдельных колтах насчи­ тывается до 5 ООО (!) зерен. Использо­ вали ювелиры и технику черни. На металлические пластины мастера на­ носили резцом рисунок, затем в уг­лубления разогретых пластин вбива­ ли молоточком тонкие серебряные нити, а пространство между ними по­ крывали чернью (сплав из олова, ме­ ди, серебра и др.). Вытисненный ри­ сунок рельефно выделялся на темной поверхности.

Эмаль (финифть) на Руси осо­ бенно ценили. С Х-Х 1 вв. получает распространение перегородчатая эмаль. Стекловидная масса разных оттенков покрывала пространство между припаянными золотыми или 6 серебряными полосками, высота которых колебалась в пределах одного миллиметра.

Гончары с IX в. изготавливали свои изделия преимущественно на гончарном круге (с XI в. — на ножном гончарном круге). Посуду укра­ шали орнаментом, сушили, а затем обжигали. Нередко мастера нано­ сили на сосуды свои имена или особые знаки. Археологические наход­ ки подтверждают существование письменности на Руси еще до принятия христианства.

В X в. на Русь пришла славянская азбука, созданная братьями монахами Кириллом и Мефодием (в 60-х гг. IX в.).

Все рукописи до середины XIV в. (до появления на Руси бумаги) писались на пергамене — выделанной коже ягнят или телят. Поэтому на Руси этот материал первоначально называли «кожами», «телятина­ ми», «мехом». Процесс изготовления пергамена был сложным и небы­стрым. Книги на пергамене стоили очень дорого.

До XIII в. господствовало «уставное письмо», или "устав". Для него характерны геометричность написания букв (буквы как бы вписы­ ваются в квадраты). Какие-либо правила сокращения и переноса слов отсутствовали.

Именно так выполнена самая древняя старославянская рукопис­ ная книга — Остромирово Евангелие (XI в.). Создана она дьяконом Гри­ горием с помощниками для новгородского посадника Остромира, содержит не­ дельные евангельские чте­ ния. Древнерусские книги богато и разнообразно укра­ шались буквицами (ини­ циалами) — разрисованны­ ми заглавными буквами, а также орнаментом, рисун­ ками на полях, красочными Остромирово Евангелие миниатюрами. От порчи книгу предохранял переплет, который изготовляли из досок, обтяну­ тых материей или кожей, нередко украшали золотыми или серебряны­ ми изображениями.

В 1951 г. археологическая экспедиция под руководством А.В. Арциховского обнаружила в Новгороде материал для письма, ши­ роко распространенный на Руси, — бересту и выполненные на ней бе­ рестяные грамоты. Впоследствии берестяные грамоты были найдены в Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Витебске, Твери, Москве и других городах.

На мягкой стороне обработанных фрагментов березовой коры пи- салом (острый костяной или металлический предмет) жители разных 7 городов писали письма, вели хозяйственные расчеты, объяснялись в любви, а школьники, нередко шаля на уроках, рисовали дразнилки...

О широком распространении письменности на Руси свидетельст­вуют и «граффити* — надписи, сделанные на штукатурке соборов в Новгороде, Киеве и других городах.

Распространение грамотности сопровождалось созданием библио­ тек при храмах. Заботу русских князей об учении неоднократно отме­ чают летописцы.

На рубеже Х-Х 1 вв. возникает русское летописание (летопись — запись событий по годам).

В летописях не только по­ вествуется о событиях, изложен­ ных по годам (летам), в них есть и размышления летописцев, взгляды их на историю Руси и других стран, описания и харак­теристики конкретных персона­жей.

К началу XII в. относится написание монахом Киево- Печерского монастыря Несто­ ром «Повести временных лет» — древнейшей из дошедших до нас летописей.

В «Повести временных лет» автор предпринимает попытку выяс­ нить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Кыеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». В «Повести временных лет» дана широкая и полная картина жизни Древней Руси, географическое описание Русской земли, подробно рассказывается о славянах, первых княжениях и призвании варягов. Изложение событий Нестор довел до 1113 г., то есть до смерти князя Святополка.

В XI в. в русской церковной литературе возникает житийный жанр — жизнеописания духовных и светских лиц, как правило, при­ численных к лику святых (Житие Бориса и Глеба, Житие игумена Фео­ досия).

Первому киевскому митрополиту, поставленному без санкции Константинопольского патриарха, Илариону принадлежит замеча­ тельное по своему патриотическому пафосу «Слово о Законе и Благода­ ти». В этом выдающемся литературном произведении — взгляд Ила- риона на значение христианизации Руси, восхваление деятельности князей Владимира и Ярослава Мудрого и их роли в развитии русского государства.

В XII в. появляется «Поучение детям» князя Владимира Моно­ маха — своего рода памятник мемуарной литературы.

Цель «Поучения» — дать наставления потомкам. Владимир Мо­ номах формулирует жизненные принципы, исходя из собственного опыта. Русский князь в его представлении — это мужественный, сме­ лый, деятельный, неумолимый и справедливый правитель. На автобио­ графических примерах Мономах создает образ правителя, достойного подражания. Он призывает к единству Русской земли, распростране­нию ее славы, стремится передать потомкам высокие нравственные ка­чества.

Появлению письменной литературы предшествовало развитие устного народного творчества. Долго сохранялись в народной памяти, передавались из поколения в поколение песни, былины, пословицы, сказки, плачи, загадки и легенды.

Песнями и плясками, гаданиями и заклинаниями сопровожда­ лись языческие праздники (Коляда, Масленица, день Ивана Купалы и др.), свадьбы и похороны. В заговорах и заклинаниях наши предки ви­ дели средство магического воздействия на окружающий мир. В сказках жители Древней Руси нередко выражали свою мечту о хорошей, счаст­ ливой жизни (сюжеты об огромной репке, о скатерти-самобранке и др.).

Большинство легенд носит религиозный характер. Наряду с ними известны и легенды светского содержания (о Кие, Щеке и Хориве и се­ стре их Лыбеди, о призвании варягов, о мести княгини Ольги древля­ нам и др.).

На Руси знали и любили (как и сегодня) пословицы, поговорки, загадки. Сказочные сюжеты и за­ гадки охотно использовали лето­ писцы.

Среди памятников фолькло­ра особое место занимают былины (о борьбе Добрыни со змеем, о Со­ловье-разбойнике, об Илье Му­ромце и Микуле Селяниновиче и др.).

Большинство былин связано со временем князя Владимира I Святославича. В них причудливо переплетены исторические события и народные представления о хоро­ шем князе, могучих богатырях, мечты о могуществе Руси. Героями былин становились не только вои­ны-богатыри, но и крестьянин-пахарь Микула Селянинович, нов­ городский купец Садко и др.

 

С принятием христианства в 988 г. на Руси началось каменное строительство. В 996 г. был возведен первый каменный храм — собор Успения Пресвятой Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). В XI в. в Киеве, Новгороде и Полоцке были построены Софийские соборы.

Эти соборы относятся ко времени активной градостроительной деятельности князя Ярослава Мудрого, когда Ярослав церкви «ста­вил ...по городам и иным местам».

Софийский собор в Киеве был задуман как главный храм Киев­ ской митрополии, а также как центр общественной и культурной жизни.

В своем первоначальном виде Софийский собор в Киеве представ­ лял собой огромное крестово-купольное здание, окруженное с севера, запада и юга открытой одноэтажной галереей. Чуть позже на галерее был надстроен второй этаж. Вокруг храма пристроили новую одно­ этажную галерею.

Двенадцать крестообразных в плане столбов делили храм на пять продольных нефов (межрядовые пространства), которые на востоке за­ канчивались апсидами (полуокружными выступами, покрытыми по­ ловиной купольного или сомкнутого свода). На внутренние каменные столбы опиралась целая система арок, сводов и куполов, устремленная к центральной части и создававшая внутреннюю и внешнюю ступенча­ то-пирамидальную композицию храма. 13 куполов, покрытых свин­ цом, венчали храм. Около центрального, на уступ ниже , располагались четыре купола меньшего размера, остальные располагались в юго- западной части и по одному — около боковых апсид. Софийский собор имел так называемое позакомарное покрытие. Закомары — это полу­ круглое завершение верхней части стены церкви, соответствующее внутренней форме свода.

Киевская София была сооружена из камня и розового кирпича — плинфы, что придавало храму нарядный и праздничный вид.

Внутри храма взгляды верующих приковывало огромное мозаич­ ное изображение Богоматери Оранты (так в греческой иконографии на­ зывали икону с изображением молящейся Богоматери).

Техника мозаики была чрезвычайно сложной. Кусочки смальты, вносимые в сырую штукатурку, намеренно ставились художником под различным углом наклона. Па­ давший на них свет создавал ис­ крящееся, хорошо видимое с лю­ бого места в соборе мозаичное изображение.

Во внутренней отделке хра­ ма наряду с мозаикой широко применялись фрески (роспись во­ дяными красками по сырой шту­катурке). Мозаики и фрески были «Евангелием для Софийского собора в Киеве. XI в. неграмотных ».

Фрески киевской Софии уникальны. Наряду с церковными сюже­ тами сохранились групповые портреты семьи Ярослава Мудрого, а также эпизоды придворной жизни: сцены охоты, скоморохов и музы­ кантов, кулачный бой и т.д.

В XVII в. Софийский собор подвергся перестройке, которая изме­ нила его первоначальный облик. Были надстроены галереи с двумя башнями и куполами, стены собора подведены под один карниз, изме­ нилась форма куполов, фасад собора был оштукатурен и побелен.

Вслед за киевским были построены также Софийские соборы в Новгороде и Полоцке, что подчеркивало политическое и культурное единство Руси.

Новгородская София — также кре- стово-купольный храм, но архитектур­ ный образ его более строг и лаконичен. От первоначального внутреннего убранства собора почти ничего не сохранилось, так как собор неоднократно подвергался пе­ рестройкам и реставрациям.

В 30-х гг. XI в. был построен Спасо- Преображенский собор в Чернигове, а в первой четверти XII в. — Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом (летопись сохранила имя его создателя — русского мастера Петра).

Продолжалось и деревянное строительство. Многоярусность по­ строек, наличие башенок и теремов, многочисленные лесенки и пере­ ходы, причудливая резьба — все эти традиционные для деревянной ар­ хитектуры элементы использовались и в каменном зодчестве.

Образ эпохи

Картина «Богатыри» занимает в творчестве художника В.М. Васнецова (1848-1926) особое место. От рождения замысла картины до его полного во­ площения прошло 30 (!) лет. Сам художник признавался, что «Богатыри» стали его «творческим долгом, обязательством перед родным народом...».

Многократное обращение к былинному эпосу, изучение материалов Им­ ператорского Исторического музея, чтение научной литературы... Образы богатырей Васнецов сделал собирательными, обобщенными, ведь известно, что Добрыня Никитич. Илья Муромец, Алеша Попович (слева направо на картине) жили в разное время. Однако былины нередко объединяют их сю- жетно.

Любовь россиян к васнецовским «Богатырям» остается неизменной. В ходе недавно проведенного опроса на тему: «Какая картина является сим­ волом, олицетворением России и ее культуры?» около 40 % назвали «Бога­ тырей» В.М. Васнецова.

Графическую композицию «Прощание Олега с конем» В.М. Васнецов написал в виде древнерусской книжной миниатюры, выполняя заказ на оформление нового издания «Песни о вещем Олеге» A.C. Пушкина.

В основе картины В.М. Васнецова и баллады A.C. Пушкина — летопис­ ный сюжет о предсказании кудесником князю Олегу (879-912) смерти от его любимого коня. Несмотря на то что Олег поручил коня заботам дружинников, предсказание кудесника сбылось.

Картину «Витязь на распутье» В.М. Васнецов писал по мотивам были­ ны «Илья Муромец и разбойники». Известные с детства слова из русских на­ родных сказок: «Направо пойдешь — коня потеряешь...» на самом деле вполне историчны. Во всяком случае, приводя в письме к критику В. Стасову надписи на камне-вещуне, Васнецов отметил: «Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».

К 1000-летию государства Российского был объявлен конкурс на про­ ект народного памятника. По замыслу устроителей конкурса, «памятник по 12 своему внешнему виду должен соответствовать историческому назначению и отражать шесть главных эпох в истории России: основание государства, введение христианства, начало освобож­ дения от татарского ига, основание само­ державного царства русского, восстанов­ ление самодержавного царства избранием Михаила Романова и основа­ ние Российской империи».

В конкурсе победил 24-летний непро­ фессиональный скульптор М.О. Микешин. В качестве идеи, объединяющей все ус­ ловия конкурса, он выбрал колокол, воз­ вещающий миру о русской истории, вели­ ких деятелях России и их славных подвигах.

Триада «Православие. Самодержа­ вие. Народность» определила трехъярус- ность памятника. На вершине монумента появился высокий крест, поддерживае­ мый ангелами, и коленопреклоненная женщина — символ России.

Верхняя часть колокола представляет собой шар — державу, символ русской государственности.

В образовавшемся вокруг шара пространстве — шесть скульптурных групп, олицетворяющих шесть периодов русской истории. Нижний ярус па­ мятника (фриз) заполнен просветителями (31 фигура), «государственными людьми» (26 фигур), военными людьми и героями (36 фигур), писателями и художниками (16 фигур). Всего 109 фигур из разных эпох, объединенных взглядами, жестом, беседой, общим сюжетом.

Возведение памятника находилось под личным контролем императора Александра II. По всей стране был объявлен сбор средств, что сделало па­ мятник действительно народным. Значительную сумму выделила казна.

В реализации идеи М.О. Микешину помогали известные историки (СМ. Соловьев, Н.И. Костомаров), художники, скульпторы. Над барельефа­ ми нижней части памятника работал автор конной группы на Аничковом мос­ ту в Петербурге П. Клодт. Бурные дебаты не прекращались в мастерской Микешина по поводу достоинств тех или иных исторических деятелей раз­ ных эпох и правомерности изображения их на памятнике. Окончательное ут­ верждение списка состоялось уже в Зимнем дворце. Вот только часть имен деятелей русской истории: Святослав, Ермак, Иван Сусанин, Суворов, Ло­ моносов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, князь Владимир, Дмитрий Донской, Михаил Романов, Петр I... Почти без дискуссий было определено место для памятника— Великий Новгород, центр Кремля. 8 сентября 1862 г. памятник был открыт.

Известно, что в Древней Руси уже существовали нотные записи. Ноты отличались от современных: их писали «крюками». Среди музыкальных ин­ струментов были бубен, рожок, дудка, гусли. Знаменитые фрески Софийско­ го собора в Киеве дают нам представление о древних музыкантах и плясу­ нах. Профессиональными исполнителями музыки и песен были прежде всего сказители, певцы былин и преданий. Именно таких древнерусских музыкан­ тов, играющих на гуслях (струнный музыкальный инструмент), и запечатлел на своей картине В.М. Васнецов.

2. Культура русских земель и княжеств в XII — начале XIII в.

В начале XII в. в истории Руси начался новый этап, связанный с распадом единого государства. Условной датой начала этого этапа считают 1132 г. В тот год умер великий князь киевский Мстислав Вла­ димирович (1125-1132) — сын Владимира Мономаха. Летописец запи­ сал в летописи: «раздрася вся русская земля». Распад единого государ­ ства на фактически независимые части пережили в своем развитии почти все европейские страны, многие страны Востока. На Руси период раздробленности продолжался с начала XII в. до начала XVI в., когда все русские земли были воссоединены в границах единого Российского государства.

В ХИ-Х Ш вв., несмотря на раздробление государства, развива­ лись и совершенствовались местное хозяйство, общественно- политические институты. В русских землях появились замечательные памятники культуры. Продолжалось летописание. В новых историче­ ских условиях возникают местные центры летописания (в Новгороде, Полоцке, Ростове, Владимире, Чернигове и других городах), появля­ ются семейные и княжеские летописи.

Выдающимся памятником русской литературы, относящимся к XII в., является «Слово о полку Игореве». Автор его неизвестен. В основе произведения лежит историческое событие 1185 г. — неудачный поход против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича. Автор искренне переживает за Русскую землю, восхищается русскими князьями, черпавшими силу в единстве, и печалится о княжеских рас­ прях, ослаблявших Русь. Тревога за судьбу Руси и ее независимость роднит «Слово о полку Игореве» с другими выдающимися произведе­ ниями ХП-Х Ш вв. — «Словом» и «Молением» Даниила Заточника.

В условиях распада Русского государ­ ства княжества и земли, а нередко и города соперничали межд у собой, стремясь раз­ личными средствами подчеркнуть свое зна­ чение и особенности.

Прежде всего, эти тенденции отрази­лись в архитектуре.

В ХП-Х Ш вв. архитектурным по­ стройкам были присущи меньшая мас­штабность, более простые, но по-прежнему выразительные формы, скромность внут­ ренней отделки. Имевшие место различия и особенности прослеживаются в первую оче­ редь в архитектуре Новгородской земли и Ростово-Суздальского (затем Владимиро-Суздальского княжества).

Среди памятников новгородского каменного зодчества особое ме­ сто занимает княжеская церковь Спаса на Нередице, построенная в 1198 г. близ Новгорода.

В сравнении с Новгородской Софией храм Спаса на Нередице меньших размеров, отсутствует геометрическая точность линий и форм. Простота композиции, однокупольность, суровость, скупость де­ кора почти всех новгородских храмовых строений во многом объясня­ ются суровостью природных условий и сдержанным характером самих новгородцев.

Внутри церкви все небольшое пространство было расписано фре­ сками. Большинство фресок Спаса на Нередице погибло во время Вели­ кой Отечественной войны, когда церковь была разрушена вражеской артиллерией.

В ХП-Х Ш вв. широкий размах получило строительство в Ростово-Суздальском КЫЯЯС6- стве. Это собор Спаса-Преображения в Переславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше под Суздалем, церковь Покрова Богородицы на Нерли, Успенский и Дмитри­ евский соборы во Владимире. Для архитекту­ ры княжества характерна изумительная деко­ ративная выразительность.

В 1160-х гг. по приказу князя Андрея Боголюбского был построен храм Покрова Богородицы на Нерли. По распространенной версии его возведение связано со смертью сы­ на князя — Изяслава. Этот храм стал первым на Руси, посвященным празднику Покрова Пресвятой Богородицы (1(14) октября).

Храм Покрова на Нерли относится к ти­ пу небольших одноглавых четырехстолпных храмов. Он стоит в открытом поле на руко­ творном холме. Создатели храма сначала за­ ложили ленточный фундамент глубиной 1,6 м. На нем возвели каменные стены высотой в 3,7 м, а затем засыпали их внутри и снаружи грунтом.

Такое подземное основание должно было ограждать храм от природных катаклизмов. Во время весенних разливов островок окружен водой. Но ни разу вода не попадала внутрь в храма.

В XII в. церковь имела один шлемообразный «верх», то есть купол (сегодня барабан венчает «луковка»). Одинокая и печальная стоит весной церковь посреди полноводья вот уже девятое столетие. Она пережила гибель своего основателя, монгольское нашествие, пре­ кращение богослужебной жизни, не утратив своего облика и обаяния. Художник и искусствовед И.Э. Грабарь назвал ее «не только самым со­ вершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». В 1990-х гг. храм Покрова на Нерли был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В течение семи лет (1158-1165) в княжеской резиденции Боголюбове шло каменное строительство. Строительных дел мастеров приглашали «из иных зе­ мель». В возведении первых каменных по­ строек участвовали и западноевропейские зодчие. В итоге были возведены белока­ менный княжеский дворец с церковью Рождества Богородицы, крепость с земля­ ными валами и каменными стенами.

На сегодняшний день уцелело немно­гое: от княжеского дворца сохранилась нижняя часть церковных стен и северная галерея с лествичной башней. Именно в этой башне по каменной винтовой лестни­ це сползал в ночь убийства, спасаясь от за­ говорщиков, Андрей Боголюбский. Лест­ница ведет в небольшое помещение, которое освещается необычным окном с двумя колоннами посредине. Это окно уникально, оно — единственное в русском белокаменном зодчестве.

Церковь Рождества Богородицы бы­ла центром ансамбля в Боголюбове. С двух сторон к ней примыкали двухъярусные га­ лереи-переходы с лествичными башнями.

Храм Рождества Богородицы в Бого­ любове не сохранил свой первоначальный вид. По существу в XVIII в. он был заново построен.

Стараниями Андрея Богрлюб- ского незначительный прежде город Вла­ димир изменился до неузнаваемости.

Андрей возвел Владимир в один ряд со старейшими городами подвластной ему земли — Ростовом и Суздалем. Именно во Владимир из Ростова была перенесена сто- Успенский собор лица княжества.

Наряду с Успенским собором, который стал главным культовым сооружением Владимиро-Суздальской Руси, были возведены Золотые ворота.

В 1194-1197 гг. по приказу владимирского князя Всеволода III Большое Гнездо во Владими­ ре был построен дворцовый храм в честь святого Дмитрия — «небесного покровителя» князя.

При определенном сходстве с храмом По­ крова на Нерли (в плане это четырехстолпные, крестово-купольные, одноглавые храмы) эти архитектурные шедевры заметно различаются. Дмитриевский собор не производит впе­ чатление невесомости и легкости, присущих хра­ му Покрова на Нерли.

Дмитриевский собор более монументален и торжественен, ведь зодчие стре­ мились подчеркнуть силу и мощь владимирского князя. Широкие арки несут массивный барабан главы с золоченым шлемовидным куполом. Храм отличает богатое декоративное убранство. Всю верхнюю наружную часть собора покрывает причудливая каменная резьба, напоминающая о традициях деревянного зодчества. В сюжетах резьбы переплетаются как христианские, так и языческие мотивы.

При всех отличительных особенностях ме­ стных строений архитектура XII — первой поло­вины XIII в. сохраняет общие черты. Это кресто- во-купольная основа храмов, апсиды, купола и мощные барабаны.

После принятия христианства на Руси поя­вилась иконопись. Икона — это изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, святых, а также событий из Священной и церковной истории. На Руси сформировались Новгородская, Псковская, Владимиро-Суздальская, Тверская и другие иконописные школы. В XII в. в Новгороде была написана икона «Спас Нерукотворный», ставшая самой почитаемой (ныне находится в Государст­ венной Третьяковской галерее). Другая известная икона новгородской школы XII в. «Архангел Гав­ риил», или «Ангел Златые Власы» (в настоящее время в Русском музее в Санкт-Петербурге). В Успенский собор во Владимире при Андрее Бо- голюбском была помещена икона Богоматери, из­ вестная как Богоматерь Владимирская.

По легенде эта икона была написана евангелистом Лукой. В 450 г. икона была принесена из Иерусалима в Константинополь, а в начале XII в. из Константинополя привезена в Киев князю Юрию Долгорукому и поставлена в девичьем монастыре в Вышгороде.

В 1155 г. Юрий Долгорукий занял киевский престол и передал в удел Андрею Вышгород. Князь Андрей без ведома отца покинул город и отправился во Владимирскую землю. С собой князь вез икону Богоматери.

Позднее для этой иконы во Владимире был возведен Успенский собор.

Собор строился в 1158-1160 гг. на высоком берегу Клязьмы, что­ бы издалека было видно. По высоте собор не уступал Киевской Святой Софии. Он был одноглавый, сложен из белоснежного известняка, свер­ кавшего на солнце, и великолепно украшен.

Икона Богоматери в окладе из золота и серебра с драгоценными камнями была поставлена на почетном месте. С тех пор она стала назы­ваться Владимирскою. По представлениям людей того времени, обла­ дание этой реликвией значительно повышало духовный престиж Владимиро-Суздальской земли. Православные связывали с этой иконой многие чудеса.

Сейчас икона «Богоматерь Владимирская» находится в храме Нико­лая Чудотворца в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

Образ эпохи

С 60-х гг. XI в. начались набеги на Русь кочевников половцев (кипчаков), опустошавших все на своем пути.

В конце XI в. князю Владимиру Мономаху удалось сплотить силы русских князей для борьбы с половцами. Набеги половцев на Русь прекратились: те­ перь половцы были вынуждены оборонять свои кочевья. С началом распада Руси половцы возобновили набеги на южную Русь.

В 1185 г. новгород-северский князь Игорь Святославич совершил поход на половцев. Прежде Игорь не участвовал в успешных военных походах на Степь, организованных великим князем киевским Святославом. Очевидно, надежда на легкую победу, добычу и славу подтолкнули Игоря к собствен­ ному походу.

В итоге его войско было разбито, а сам он попал в плен.

К этой теме обратился в 80-х гг. XIX в. художник В.М. Васнецов и по мо­ тивам «Слова о полку Игореве» создал картину «После побоища Игоря Свя­тославича с половцами».

Васнецов изобразил не саму битву, а завершение недавнего кровопро­литного боя. А над полем в полумраке уже кружат стервятники в поисках лег­кой добычи.

Это одна из серии картин, в которых художник A.M . Васнецов показал становление и развитие Москвы на протяжении нескольких столетий. На кар­ тине изображен высокий Боровицкий холм, находящийся у слияния речки Неглинной с полноводной Москвой-рекой. На первом плане лежат подготов­ ленные к строительству бревна. За спиной князя, окруженного боярами, вид­ ны терем и постройки княжеского двора. События отнесены к 1156 г., когда и велись работы по строительству первого Московскрго Кремля.

3. Культура Х1У-ХУ вв

В культуре Х1У-ХУ вв. нашли отражение прежде всего борьба с монгольским нашествием и процесс объединения русских земель во­ круг Москвы.

В литературе с конца XIII в. появляются произведения о разори­ тельном нашествии Батыя («Повесть о разорении Рязани Батыем»), о победах над ордынским полководцем Мамаем на Куликовом поле (Сказание о Мамаевом побоище), сожжении Москвы в 1382 г. (Сказание о нашествии хана Тохтамыша на Москву).

Боярин Сафоний Рязанец — по одной из версий автор поэтиче­ ской повести «Задонщина» о победе русских войск в битве за Доном (Куликовской битве). Вторая часть повести воспевает согласованные действия русских князей (в частности, действия засадного полка Боб- рок-Волынца) во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем.

Уникальным памятником XV в. является повесть «Хожение за три моря», в которой тверской купец Афанасий Никитин рассказал о своем путешествии в Индию (под тремя морями подразумевались Кас­ пийское, Аравийское и Черное). Наблюдательность и любознательность Афанасия Никитина позволили ему за три года, что он провел в Индии, собрать подробные сведения об этой стране. Поэтому его наблюдения о быте и нравах народов Индии, составившие позднее книгу, вызвали на Руси живой интерес.

Широкое распространение получили жития. Герои этих церков­ ных сочинений — выдающиеся личности, чья жизнь и деяния явились примером для многих поколений («Житие Александра Невского» и «Житие митрополита Петра»). Жизнь и духовные подвиги Сергия Ра­ донежского воспели талантливые писатели Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет.

Возродилось летописание. Со вто­ рой половины XIV в. ведущее место в летописании перешло к Москве. Появ­ ляется летописный свод «Русский хро­ нограф», в котором проводится идея лидерства Москвы в объединении рус­ ских земель и в борьбе с Ордой.

В архитектуре в качестве строи­тельного материала вновь используется камень. В Новгороде возводят церковь Спаса на Ильине улице и церковь Фе­ дора Стратилата.

К рубежу XIV-X V столетий отно­ сится строительство Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкого собора в обители Сергия Радонежского, Спас­ ского собора Андроникова монастыря в Москве.

В течение XIV-X V вв. менялся облик Москвы. При князе Дмитрии Ивановиче были возведены белокамен­ ные кремлевские стены («Москва бело­ каменная»). При Иване III Кремль был отстроен из красного кирпича. В строи­ тельных работах участвовали итальян­ ские зодчие Марко Руффо, Антон и Бон Фрязины, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Новый. Поэтому в новом Крем­ ле переплелись русский стиль и дости­ жения итальянской архитектуры.

В представлении людей того вре­ мени Москва стала единственным пре­ емником великих городов, влиявших на ход истории, — Рима и Константи­ нополя. Духовному и политическому величию столицы Русского государства должен был соответствовать и новый Кремль — не просто мощная крепость, а символ величия.

В 1485 г. началось возведение но­ вых кремлевских стен.

Работы заняли десять лет и в 1495 г. были завершены. Московский Кремль стал одним из самых укреп­ ленных фортификационных сооруже­ ний в Европе. Новый Кремль имел тра­ диционную для всех московских кремлей треугольную форму. Стены протянулись более чем на два километ­ ра и имели высоту от 6 до 15 метров (в зависимости от рельефа местности), толщину — от 3 до 5 метров. По верх­нему краю стены были поставлены двурогие зубцы двухметровой высоты.

Без них сегодня невозможно представить кремлевские стены. Постепенно складывается ансамбль кремлевских соборов. Аристотель Фиораванти возводит новый Успенский собор — глав­ный храм Российского государства.

Образцом для него стал Успенский собор во Владимире. В 1479 г. собор был освящен. С этого момента все важнейшие государственные дела вершились именно в нем. Собор являл­ ся усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчания на царство великих князей, а позже — коронации ца­ рей и императоров. Неподалеку от Успен­ ского собора московские и псковские зодчие построили Благовещенский собор — домо­ вую дворцовую церковь. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари граненым белым камнем отделали возведенную ими Грано­ витую палату, предназначенную для приема иноземных послов. Алевиз Новый в 1505 г. начал строительство Архангельского собо­ ра, который стал усыпальницей русских великих князей. Рядом с Архангельским собором устремилась ввысь колокольня Иван Великий (достраивалась у же в XVI в.).

Живопись этого периода постепенно отходит от суровых канонов. Лики становятся более мягкими. Ярким представителем иконописи XIV в. является Феофан Грек (росписи стен церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде, храмов в Нижнем Новгороде и Москве).

Младшим современником Феофана Грека был русский художник Андрей Рублев — представитель московской школы иконописи. Вме­ сте с Феофаном Греком Андрей Рублев расписывал Благовещенский со­ бор Московского Кремля (еще деревянный), с Даниилом Черным — Успенский собор во Владимире. Кисти Рублева принадлежат росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря и Спасского собора Спасо- Андроникова монастыря в Москве. Самым известным произведением Андрея Рублева стала икона «Троица», проникнутая идеей единения, согласия и любви.

Образ эпохи

Сергий Радонежский — основатель Троицкого монастыря под Москвой (впоследствии Троице-Сергиева лавра) — был самым почитаемым право­ славным подвижником. Его жизнь и духовные подвиги вдохновили на напи­ сание картин многих художников. Отправляясь на битву с полчищами Ма­мая, московский князь Дмитрий Иванович получил от преподобного Сергия благословение.

В Житии Сергия Радонежского Епифаний Премудрый повествует о том, что когда-то отроку Варфоломею (мирское имя Сергия Радонежского) тяже­ ло давалось учение. Понять книжную мудрость, познать Священное Писание мальчику было непросто. По легенде, однажды в поле Варфоломею явился ангел, принявший вид монаха. И Варфоломей поведал ему, что всей душой желает научиться грамоте и взывает к Богу о помощи. И тогда из серебряно­ го ковчега — ларца знаний — ангел дал Варфоломею часть просфоры. Просьба мальчика была исполнена. На Руси повелось обращаться к Сергию Радонежскому, желая успехов в учении.

Художник М.В. Нестеров считал картину «Видение отроку Варфоломею» главным трудом своей жизни. Он не раз говорил: «Жить буду не я. Жить бу­ дет «Отрок Варфоломей».

В 1356 г. в Москве произошел большой пожар, известный в истории горо­ да как Всехсвятский (первой загорелась церковь Всех Святых). После этого в Москве началось активное каменное строительство. В 1367-1368 гг. по при­ казу московского князя Дмитрия Ивановича был возведен новый белокамен­ ный Кремль. Он простоит около 100 лет и будет перестроен уже при Иване III в X V в.

 

4. Культура XVI в.

Освобождение Руси от ордынской зависимости, завершение дли­ тельного процесса объединения земель и образование единого государ­ ства, укрепление центральной власти, внешнеполитические успехи России — все это нашло отражение в русской культуре XVI в.

В начале XVI в. в послании Василию III (1505-1533) монах Фило- фей обосновал идеологическую формулу московского самодержавия — «Москва — Третий Рим». Москва была названа преемницей Византии, духовным оплотом православия. Государь всея Руси отныне мыслился как преемник византийских императоров.

Важнейшие события, происходившие в стране и за ее пределами, нашли отражение в исторических песнях и сказаниях (о взятии Каза­ ни, о гневе Ивана Грозного на сына и др.).

Продолжалось летописание. По инициативе Ивана IV был состав­ лен Лицевой летописный свод — история человечества от сотворения мира, включавшая его собственное царствование (до 60-х гг. XVI в.).

Митрополитом Макарием были собраны Великие Минеи Четьи. Четьи — это церковные рукописные книги, предназначенные для нази­ дательного чтения; Минеи — сборники, в которых сочинения располо­ жены по месяцам, а внутри — по дням).

Макарий задумал составить Минеи Четьи, в которых православ­ ный читатель мог найти произведение, именно сегодня рекомендован­ ное к прочтению. В сборники вошли жития и поучения, повести и ска­зания, монастырские уставы и исторические сочинения. Объем труда поразил современников: это были 12 (по числу месяцев) томов, более 14 тысяч листов, 28 тысяч страниц большого формата, густо исписанных четким почерком. Для XVI в. этот сборник считался грандиозным, как и само его составление.

С именем сподвижника Ивана IV священника Сильвестра связа­ но составление «Домостроя» — своего рода энциклопедии быта XVI в. В основе «Домостроя» — накопленный поколениями опыт по ведению хозяйства, воспитанию детей, взаимоотношениям в семье.

XVI век — время расцвета публицистики. Служилый человек И.С. Пересветов в своих работах размышлял о смысле и правде жизни, рассуждал о сильной государственной власти, создал образ идеального правителя. Эта же тема присутствует в переписке царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского — выдающемся литературном памятнике XVI столетия. В письмах Андрею Курбскому Грозный царь выводит свою формулу деспотизма в ответ на обвинения Курбским Ивана IV в опалах и казнях.

При Иване IV в Госсии появилось книгопечатание. В центре Москвы, на улице Никольской, которую много веков москвичи называли улицей про­ свещения, в 1553 г. открылась ти­ пография (впоследствии Москов­ский Печатный двор). В 1564 г. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец выпустили здесь печатную книгу «Апостол». Это первая точно датированная печат­ ная книга в Госсии. За Иваном Фе­ доровым закрепилась известность и слава первого русского книгопе­ чатника. В 1565 г. им был издан «Часослов».

В живописи второй половины X V — начала XVI в. проявился та­ лант художника Дионисия (фрески и иконостас храма Тождества Бого­ родицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой). Дионисий работал в Успенском соборе Московского Кремля, в Иосифо-Волоколамском и Пафнутьево-Боровском монастырях. В XVI в. специальность зодчего становится почетной, что было связано с возросшими масштабами каменного строительства. Зодчих называли «государевыми мастерами». В Москве в конце XVI в. зодчий Федор Конь возвел стены и башни Белого города (в пределах современ­ ного Бульварного кольца).

В 1532 г. в селе Коломенском — подмосковной резиденции вели­ ких князей — была построена церковь Вознесения Господня. Принято считать, что возведение церкви связано с большой радостью в велико­ княжеской семье. Брак Василия III с Соломонией Сабуровой длился 20 лет и оказался бездетным. И Васи­ лий III отважился на невиданный шаг — запросил у церкви развода. В новом браке — с молодой литовской княжной Еленой Глинской надежды Василия III на рождение сына сбы­ лись: 1530 год был ознаменован появ­ лением на свет Ивана IV Васильевича (впоследствии названного Грозным).

Церковь Вознесения в Коломен­ ском стала одним из первых каменных храмов, построенных в шатровом сти­ ле. Шатер — верхняя часть храма — напоминает устремленную ввысь пирамиду, увенчанную небольшой гла­ вой. Основанием для шатра служил восьмигранный ярус (восьмерик), который, словно спускаясь на кокошники, прочно устанавливался на четверике — основном объеме храма. С подклета устремляются к земле крытые лестницы — галереи. Расположившись на высоком правом бе­ регу Москвы-реки, белоснежный храм был виден издалека и поражал современников «высотою и красотою и светлостию».

Недалеко от Коломенского в подмосковном селе Дьяково была по­ строена церковь Иоанна Предтечи (середина XVI в.).

В 1552 г. состоялся победоносный поход 150-тысячного русского войска на Казанское ханство. В честь взятия Казани в Москве на Крас­ ной площади зодчие Постник и Барма воздвигли храм Покрова Пресвя­ той Богородицы (Покрова что на Рву) 1 . Как и церковь Вознесения в селе Коломенском, Покровский собор (точнее — центральная его башня) по­ строен в шатровом стиле.

Девять башен-церквей расположились вокруг центрального шат­ ра. Опоясывает шатер галерея, которая соединяет своеобразные в своей индивидуальности церкви в гармоничное неповторимое единство. Пер­ воначально храм был выполнен в сочетании двух цветов — красного и белого, что придавало его внешнему облику праздничность и наряд-, ность (многоцветным он стал в XVII в.). Более четырех с половиной сто­ летий (а строили храм в 1555-1561 гг.) он напоминает потомкам о славе русского оружия и высоком мастерстве русских зодчих.

В конце 1550-х гг. возле собора был похоронен почитаемый моск­ вичами Василий Блаженный, а в 1580-х гг. над его могилой построили церковь, которую ему посвятили. Вскоре это название перешло и на весь храм.

Значительных успехов добились русские литейщики . Образцом литейного искусства служит знаменита я Царь-пушка , отлита я масте­ ром Андреем Чоховым в 1586 г. Калибр ее — 89 сантиметров, длина ствола — почти 5,5 метра. На дуле помещен барельеф — конна я фигура цар я Федора Иоанновича (от­ сюда и название — Царь-пушка). Весит пушк а — 40 тонн.

Образ эпохи

В годы правления Ивана IV было положено начало присоединению Си­бири к России.

Форпостом продвижения русских в Западную Сибирь служило Среднее Приуралье, фактическими правителями которого являлись купцы Строгано­ вы. Их владения находились по границе с Сибирским ханством. Для защиты своей земли и захвата чужой Строгановы содержали казаков. Когда прави­ тель Сибирского ханства Кучум решил прекратить выплату дани России и вернуть своему государству независимость, Строгановы направили против него отряд казаков во главе с атаманом Василием Тимофеевичем Алени- ным, прозванным Ермаком. В 1581 г. недалеко от ханской столицы Кашлыка произошла решающая битва. Кучум с остатком верных ему людей бежал. Сибирское ханство, по существу, перестало существовать. Четыре года Су­ риков собирал материал, путешествовал по станицам, писал многочислен­ ные этюды. Художнику был предоставлен один из залов Исторического му­ зея, ибо большой размер полотна (285x599 см) не позволял разместиться в его мастерской.

В 1895 г. работа была завершена. Это совпало с празднованием трех­ сотлетия покорения Сибири и открытием Транссибирской железной дороги.

 

5. Культура XVII в.

В XVII в. в культуре России, как и в других сферах общественной жизни, заметны новые явления, культура все более приобретает свет­ ский характер, идет процесс обмирщения культуры. Распространяются просвещение и грамотность. При Печатном дворе и в Заиконоспасском монастыре возникают регулярные школы.

Одним из самых значительных культурных событий и достиже­ ний XVII в. стало открытие правительством Софьи — Голицына Славя­ но-греко-латинского училища (позднее — академии) в Москве — пер­ вого российского высшего учебного заведения. Академия была создана на основе школ Заиконоспасского монастыря. Первый набор учащихся состоялся в 1687 г. Все они (около 100 человек) были выходцами из раз­ ных сословий: от сына конюха до княжеских детей. Во главе Академии стояли греческие просветители, церковные деятели братья Иоанникий и Софроний Лихуды.

Система обучения была трехступенчатой: низшая ступень предпо­ лагала обучение чтению и письму; средняя включала преподавание грамматики и латинского языка. На высшей ступени слушатели овла­ девали риторикой,диалектикой, логикой и физикой.

Печатный двор издавал не только богослужебные книги: все боль­ ше печаталось книг гражданского содержания. Были изданы «Бук­ варь» Василия Бурцова, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а в 90-е гг. XVII в. — букварь Кариона Истомина. Учителями в школе нередко были ученые монахи. Одним из них был выдающийся просве­ титель Симеон Полоцкий, известный в XVII в. как поэт, публицист, ав­ тор проповедей, педагог. Царь Алексей Михайлович доверял ему вос­ питание и обучение своих детей. Совершенствовались знания по математике и географии, развивалась отечественная медицина. Еще в начале XVII в. в Москве был учрежден Аптекарский приказ, в Кремле и Гостином дворе функционировали придворные аптеки.

При царе Михаиле Федоровиче Россия по примеру Западной Ев­ ропы начала издание газеты «Куранты» (это слово входило в название нескольких голландских газет XVII в.). Выпускал ее Посольский при­ каз, и она знакомила читателей прежде всего с мировыми событиями. Газета была рукописной и рассчитана на сравнительно узкий придвор­ ный круг.

В литературе XVII в. отразились события Смутного времени и их участники («Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ива­ на Тимофеева, «Новый летописец»). Нередко на смену реальному пер­ сонажу приходит вымышленный герой — новое явление, ранее в лите­ ратуре не существовавшее («Повесть о Горе- Злочастии»). В сатирических произведениях высмеиваются и пародируются различные пороки и недостатки («Повесть о Ерше Ершо­ виче», «Повесть о Шемякином суде» и др.).

«Житие Протопопа Аввакума» — первое в русской литературе произведение автобио­ графического жанра, написанное языком жи­вой разговорной речи.

В XVII в. при дворе царя Алексея Ми­ хайловича возник первый придворный театр. Большую роль в его создании сыграл спод­ вижник царя дьяк Посольского приказа A.C. Матвеев. Первое упоминание о при­ дворном театре относится к 1672 г. Тогда цар­ ским указом были выделены средства на уб­ ранство театра при дворе боярина Милослав- ского. Матвееву поручалось создание театральной труппы, подбор репертуара и костюмов. В Москву была приглашена немец­ кая труппа Ягана (Иоганна) Готфрида, кото­ рая также выступала и в другом придворном театре — Преображенском — летней резиден­ ции царской семьи. В конце 1672 г. царь за­ думал открыть театр в Москве. «Комедийная палата» была устроена в Кремлевском дворце. Возможно, что театры в Москве и Преображенском функционировали одновременно и выбор места представления зависел от жела­ ния царя. На сцене ставились пьесы, содержа­ ние которых было взято из Священного Писа­ ния. Со временем стали переходить и к мирским сюжетам. А в 1675 г. на сцене был дан балет, главным героем которого был ле­ гендарный Орфей. Театр создавал совершенно новую для русских людей атмосферу общения. Наряду с мужчинами в театре присутствовали женщины, постепенно переставая ощущать се­ бя затворницами.

 Изобразительное искусство XVII в. отме­ чено появлением жанра портрета — парсуны, что свидетельствовало о возросшем интересе к реальному, живому человеку с присущей именно ему индивидуальностью. Парсуны уже передают портретное сходство (парсуны М.В. Скопина-Шуйского, царя Федора Алек­ сеевича и др.), хотя по художественным прие­ мам и технике написания первые парсуны ма­ ло отличались от икон.

Портреты — это светский жанр. До XVII в. развивалась только иконопись. Вы­ дающимся иконописцем XVII в. по праву счи­ тается Симон Ушаков.

В творчестве Симона Ушакова, возглав­ лявшего художественную мастерскую Ору­ жейной палаты Московского Кремля, пере­ плелись как традиционные иконописные каноны, так и новые тенденции. Его икона «Троица» разительно отличается от «Троицы» Андрея Рублева (см. с. 23). Вместо ликов анге­ лов — человеческие лица, а молчаливый диа­ лог уступил место бытовой сцене трапезы. Для Ушакова религиозный сюжет стал поводом для изображения картины реальной жизни (Уша­ ков считал, что художник должен писать так, «как в жизни бывает»).

Икона Симона Ушакова «Древо Московского государства» отли­ чается сложностью композиции. В центре в овале помещена «Богома­ терь Владимирская» — покровительница Руси. Вокруг нее в ветвях древа, в округлых медальонах изображены князья, цари, митрополи­ ты, монахи. Ствол древа вырастает из Успенского собора Кремля. У корней древа стоят князь Иван I Данилович Калита и митрополит Петр — основатели Московского государства. По сторонам, на кромке кремлевской стены — современники Симона Ушакова: царь Алексей Михайлович и его первая супруга Мария Милославская с детьми. Изображения их у же не Являются условными, они вполне реалистичны.

Архитектура XVII в. представлена церковным и гражданским строительст­ вом. Среди каменных архитектурных па­ мятников эпохи — Новоиерусалимский монастырь с грандиозным Воскресенским собором; храм святителя Николая Чудо­ творца в Хамовниках (Москва), храм Зо- симы и Савватия Троице-Сергиева мона­ стыря, московская церковь Рождества Богородицы в Путинках, церковь Ильи Пророка в Ярославле и др.

При первых Романовых обновилась и похорошела столица. На средства князя Д.М. Пожарского на Красной площади в Москве был построен Казанский собор (по воле царя Михаила Федоровича был уста­ новлен новый церковный праздник, свя­ занный с чудесами иконы Богоматери Ка­ занской).

В 1620-х гг. английский инженер Христофор Галовей и русский мастер Ба- Огурцов соорудили красивый верх с часами для ворот Фроловской башни Мос­ ковского Кремля (название «Спасская» башня получила уже при царе Алексее Михайловиче, когда над воротами была ус­ тановлена икона Спаса).

Зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Тре- филом Шарутиным и Ларионом Ушаковым в Кремле был сооружен Те­ ремной дворец — необыкновенно большой для своего времени. Яр­ кие краски, кокошники, резные каменные наличники, изразцы со­ ставляли суть стиля, названного «московским узорочьем» и при­ шедшего на смену строгим архи­ тектурным традициям. Веселую праздничную цветовую гамму и смелые архитектурные компози­ ционные решения — характерные особенности «московского узоро­ чья» — можно видеть не только в цар­ ских постройках. Узорочьем и «жи­ вописной асимметрией» отличалась и московская церковь Живоначальной Троицы в Никитниках (Москва) — домовый храм купца Никитникова. Несмотря на запрет Патриарха Нико­ на строить шатровые храмы и требо­ вание вернуться к крестово- купольным, зодчие продолжали ис­ пользовать шатер — только теперь он венчал колокольни.

В конце XVII в. появляется но­ вый архитектурный стиль — нарыш­ кинское (московское) барокко. В этом стиле выполнена церковь Покрова в Филях — стройная, щедро декориро­ ванная, в сочетании красного и белого цветов фасада, богато украшенная ко­ лоннами и пилястрами.

Одним из образцов башенного строительства стала Сухарева башня в Москве. Шедевром деревянной архи­ тектуры считают дворец Алексея Ми­ хайловича в селе Коломенском под Москвой. Современники воспринима­ ли его как «осьмое» чудо света.

Из местных ремесел складывались народные промыслы.

От старинного торгового села под Нижним Новгородом берет на­ звание нарядная золотистая посуда из дерева — хохлома. Другое ниже­ городское село Городец было знаменито искусной резьбой по дереву.

Город Сергиев Посад с XVII в. известен как «игрушечная столица» России. Деревянные фигурки петуха, зайца, коня, медведя пользова­ лись в русских семьях большой популярностью.

Образ эпохи

В картине «Боярыня Морозова» художник-передвижник Василий Ива­ нович Суриков обратился к теме церковного раскола XVII в.

В 1653 г. патриарх Никон начал церковную реформу. Будучи ревнителем истинного православия, Никон задумал привести в соответствие обряды и бо­ гослужебные обычаи Московской церкви с греческими, а отличия устранить.

С неистовой настойчивостью, а нередко и жестокостью проводил Никон свои начинания. Церковные реформы раскололи русское общество на сто­ ронников Никона и нововведений и их противников — раскольников. Их вож­ дями стали протопопы Аввакум и Даниил. Старообрядчество охватило все слои населения — от крестьян до бояр. Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова (Соковнина) (1632-1675) переписывалась с протопопом Авваку­ мом, разделяла его убеждения, помогала ему, собирала вокруг себя старо­ обрядцев. В 1671 г. она была арестована, но ни уговоры, ни пытки не заста­ вили ее отказаться от старой веры. В том же году боярыню Морозову, закованную в железо, повезли в заточение в Боровск — в земляную тюрьму.

Именно этот момент запечатлел на картине «Боярыня Морозова» В.И. Суриков. Материал для картины художник собирал три года, сделал три­ дцать пять эскизов. Лицо боярыни написано с женщины-старообрядки, которую Суриков встретил на Рогожском кладбище. На картине — Феодосия Морозова призывает людей не мириться с нововведениями и отстаивать свои убеждения. Черный цвет ее одежды как бы рассекает, раскалывает пеструю многоликую толпу. Сани, которым Суриков смог придать эффект движения, увозят Морозову не просто в ссылку, они увозят ее в вечность...

С 1682 по 1689 г. на российском троне были одновременно два царя — Петр Алексеевич и Иван Алексеевич (сыновья Алексея Михайловича), а ре­ гентшей при них была их сестра по отцу царевна Софья. Природа не наде­ лила ее красотой. Однако отсутствие внешней привлекательности компенси­ ровалось государственным умом царевны. Позднее историк СМ. Соловьев назовет Софью «мужеумной» правительницей.

В руках Софьи была сосредоточена фактическая власть. По мере взрос­ ления Петра противостояние двух правителей оказалось неминуемым. Главнои опорой в борьбе за власть Софья сочла стрелецкие полки. В августе 1689 г., опасаясь стрелецкого бунта, Петр скрылся в Троице-Сергиевом мо­ настыре. Именно там и была определена участь Софьи: она была отправле­ на в Новодевичий монастырь. Наступил 1697 г. В Москве вспыхнуло восстание стрельцов.

сстание стрельцов. И вновь зазвучало имя царевны как желаемой кандидатуры на престол. Бунт в 1698 г был подавлен. Софью Петр лично допросил, правда, без пы­ ток. Та ни в чем не призналась и связь со стрельцами отрицала. Вошла в ис­ торию фраза, произнесенная Петром после тягостного разговора с сестрой: «Сколь умна, столь и зла. А жаль. Могла бы мне быть верной помощницей».

Перед окнами кельи Софьи по приказу Петра были повешены стрельцы (они видны на картине). Сама же Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны. Она скончалась в 1704 г. и была похоронена в Новоде­ вичьей обители.

На картине И.Е. Репина Софья стоит у стола, скрестив на груди руки. С распущенными волосами, неистовым взглядом, сжатыми губами она пока­ зана в момент наивысшего напряжения. Петру удалось изолировать царевну от внешнего мира, но сломить ее волю не удалось никому. Она побеждена, но не покорена. Именно такой и изобразил ее И Е. Репин. (Образ властной царевны Репину помогала создавать мать художника Валентина Серова — именно она позировала для картины.)

Сюжет картины основан на реальных событиях. Во время пребывания Петра I в Европе в составе Великого посольства (1697-1698) в Москве вспыхнул стрелецкий бунт (1698).

Гвардейские полки разгромили мятежников. Участников восстания под­ вергли пыткам и по итогам розыска (следствия) наказали.

Однако возвратившийся в Москву Петр I счел расправу со стрельцами недостаточной. Кроме того, Петр подозревал в причастности к стрелецкому восстанию свою сестру Софью. Поэтому он возобновил розыск. 30 сентября 1698 г. начались казни стрельцов. Об этих печальных событиях и повествует картина «Утро стрелецкой казни».

Три года работы художника были посвящены «стрельцам». Суриков ре­ шил показать не саму казнь, а последние мгновения перед ней. На лицах изображенных людей отразилась вся глубина драматического события. Цен­ тральными фигурами картины являются Петр I — царь-реформатор (возле него на картине европейские послы) и рыжебородый непокорный стрелец — противник петровских нововведений.

На затемненном фоне картины мерцают огоньки свечей в руках стрель­ цов. Свечи едва теплятся на ветру пасмурного утра, как едва теплится душа и жизнь каждого стрельца.

1 марта 1881 г., в день, когда в Петербурге народовольцами был убит император Александр II, открылась IX Передвижная художественная выстав­ ка, на которой была экспонирована эта картина.

На конец XVI — начало XVII в. пришелся непростой этап в русской исто­ рии — Смутное время. За несколько лет России пришлось пережить дина­ стический кризис, неурожаи и голод, появление самозванцев, гражданскую войну и интервенцию...

В 1611 г. началось формирование Второго ополчения, которое смогло освободить Москву от поляков. Возглавили ополчение нижегородский ста­ роста Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский. На памятнике Минин вручает князю меч и призывает его освободить Кремль от засевших в нем польских захватчиков. Памятник сооружен в классическом стиле. На постаменте над­ пись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Художник А.П. Рябушкин, мастер жанровых и исторических картин, об­ ратился к первым годам правления неопытного в государственных делах молодого царя Михаила Романова (1613-1645), когда постоянно собирались Боярская дума и Земские соборы. Место действия картины — Теремной дворец Московского Кремля.

6. Культура первой половины XVIII в.

Для XVIII в. характерны дальнейшее обмирщение культуры (в те­ чение столетия светское направление в культуре стало ведущим), про­ никновение европейского влияния, вмешательство государственной власти в духовно-культурную атмосферу, разрыв с традиционной на­ родной культурой.

Сразу же по возвращении Петра I из Европы, где он был в составе Великого посольства в 1697-1698 гг., в жизнь древней столицы были привнесены невиданные ранее новшества. Началось брадобритие, что потрясло современников, ибо борода считалась признаком солидности и добропорядочности. От бритья бород освобождалось в городах лишь ду­ ховенство. Царским указом было велено счет лет производить не от Со­ творения Мира, а от Рождества Христова, а начало года вести не с 1 сентября, а с 1 января. Новый год должны были встречать как праздник. И первые шесть дней января 1700 г. в Москве происходили торжества: палили из пушек, устраивали фейерверки, а ворота каждого двора украшали сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками.

С конца 1702 г. в России начала издаваться первая русская печат­ ная газета «Ведомости».

Взамен трудночитаемого церковно-славянского был введен граж­ данский печатный шрифт. Числа перестали обозначаться буквами — их заменили арабские цифры.

 Масштабная модернизация страны, а также длительная Северная война выявили потребность в отечественных специалистах в различ­ ных областях знания. Впервые проблемы образования становятся ча­ стью государственной политики. В 1701 г. в Москве в Сухаревой башне открыта Школа математических и навигацких наук — первая в России светская (не церковная) школа. Наряду с дворянскими недорослями в нее принимали детей служилых людей. Были открыты Артиллерий­ ская, Инженерная и Медицинская школы, гарнизонные училища. При Анне Иоанновне для обучения дворян был создан Шляхетский корпус (1731 г.).

Указом Петра I в 1724 г. учреждена Академия наук (открылась в 1725 г. уже после смерти императора).

Издавалась учебная литература, переводные книги и карты, буквари и наставления. В Петербурге был основан первый в России естественнонаучный музей — Кунсткамера.

Петр I лично составил инструк­ цию для научной экспедиции В. Беринга в малоисследованный район Тихого океана. Однако стать свидете­ лем научных открытий Петр не успел: экспедиции Беринга были предприня­ ты уже после смерти царя. Разреша­ лись и поощрялись выезды дворянских отпрысков за границу для обучения. Для молодого поколения дворян была издана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхожде­ нию» — своего рода учебник по этикету.

В литературе развивается жанр «гистория», to есть история, повесть. Героем произведений, написанных в этом жанре, становится успешный мо­ лодой человек, который всегда добива­ ется задуманного.

Выдающийся публицист, сторон­ ник и пропагандист петровских реформ священник Феофан Прокопович явля­ ется автором произведений «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей», «История императора Пет­ ра Великого от рождения его до Пол­ тавской баталии» и др.

Сторонник петровских реформ и абсолютной власти Иван Посошков в книге «О скудости и богатстве» отстаи­ вал необходимость развития промыш­ ленности, торговли, разработки природ­ ных ископаемых.

В скульптуре первой половины XVIII в. проявился талант Б.К. Расстрел­ яй — отца прославленного архитектора (бюсты Петра I, А.Д. Меншикова, порт­ ретная статуя в рост императрицы Анны Иоанновны с арапчонком и др.).

В живописи ведущим жанром в XVIII в. становится портрет. Худож­ ники А.Т. Матвеев и И.Н. Никитин стремились передать внутренний мир своих героев, их неповторимость.

Появился новый для России вид изобразительного искусства — гравюра. Крупнейшими в России мастерами гравюры петровского времени были А.Ф.Зубов («Панорама Санкт-Петербурга» и др.) и И.Ф. Зубов («Вид Измайлова» и др.).

Отстраивался Петербург (с 1712 г. — столица Российского государ­ ства). Облик Петербурга определили постройки Д. Трезини (Петропав­ ловский собор, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра, дворец А.Д. Меншикова и др.) и Б.Ф. Растрелли (Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Большой дворец в Петергофе и др.).

В отличие от Москвы, Петербург из­ начально застраивалс я и развивалс я не по радиально-кольцевой, а в соответствии с регулярной планировкой с характерными д л я нее симметричностью, единообразием в застройке улиц.

Продолжалос ь строительство и в Мо­ скве. Архитектором И.П. Зарудным была сооружена Церков ь Архангела Гавриила , колокольня которой (Меншикова башня ) по высоте превосходила (правда ненадолго) колокольню «Иван Великий» в Кремле. На Якиманк е воздвигли церковь Иоанна Вои­ на (в памят ь о Полтавской баталии). В Кремле был построен Арсенал, на Яуз е — Лефортовский дворец.

Петровские преобразования имели огромное значение для дальнейшего развития России, приблизили страну к Европе, определили характе р и направления развития русской культуры в XVIII в.

Образ эпохи

Старший сын царя Петра I царевич Алексей Петрович был полной про­ тивоположностью отцу и помощником Петра в реформировании России не являлся. Конфликт, в котором проявились, с одной стороны, отношения ме­ жду двумя самыми близкими людьми, а с другой стороны, между правителем и наследником, назревал годами и в конце концов в 1716 г. вылился в тайное бегство Алексея за границу, где царевич намеревался получить убежище и защиту.

 На поиск царевича в Европу был отправлен опытнейший дипломат П.А Толстой, которому удалось уговорить Алексея вернуться на родину «без скандала».

По возвращении Алексей отрекся от прав на престол в пользу своего младшего сводного брата Петра. Началось следствие по «делу царевича Алексея». Алексей был подвергнут допросам и под пытками сознался, во всех предъявленных ему обвинениях. Не считая себя вправе лично выно­ сить приговор сыну. Петр передал дело на рассмотрение гражданских и ду­ ховных судей. 24 июня 1718 г. был вынесен смертный приговор. Но в ночь на 26 июня 1718 г. царевич скончался в Петропавловской крепости. Согласно одной из версий, Алексеи умер о г физических пыток или морального потря­ сения. По другой-версии, он был задушен

Художник Н.Н Ге обратился к внутреннему состоянию своих героев. Внешнее их спокойствие обманчиво Петр, уверенный в предательстве Алек­ сея, ждет от него искреннего раскаяния. Однако царевич, потупив взор, уп­ рямо молчит. Возможно, он надеется, что. даже видя в нем противника. Петр не решится на крайние меры. О чем они могли молчаливо беседовать друг с другом? В любом случае их конфликт семейный стал конфликтом государ­ ственным.

К столетию воцарения Петра по указу императрицы Екатерины II в Пе­ тербурге был воздвигнут памятник основателю города. Работа была поруче­ на знаменитому французскому скульптору Этьену Морису Фальконе, который приехал из Парижа в Петербург вместе со своей ученицей Мари Анн Колло и резчиком Фонтаном. На берегу Невы близ Адмиралтейства выбрали место для памятника. Из многочисленных эскизов головы Петра был утвер­ жден выполненный Мари Анн Колло. В награду Екатерина сделала ее чле­ ном Российской академии художеств. В 12 верстах от Петербурга подобрали огромную скалу для постамента (в своем первоначальном виде камень ве­ сил 2000 тонн). В нее когда-то ударила молния, и ее называли «Гром- камень». Старики рассказывали, что прежде и сам Петр с этой скалы не раз осматривал окрестности.

Предстояло доставить огромный камень в столицу. Четыре месяца по 20-40 шагов в день поставленную могучими рычагами на желоба скалу ка­ тили к берегу. Одновременно шло строительство специального длинного и широкого, с низкими бортами судна. Чтобы погрузить на него скалу, судно сначала затопили, а затем уже вместе с «Гром-камнем» поднимали, откачи­ вая воду. 26 сентября 1770 г. камень был установлен на Сенатской площади. По этому случаю Екатерина приказала выбить медаль, на одной стороне ко­ торой был изображен «Гром-камень», на другой — надпись: «Дерзновению подобно».

По мере превращения каменотесами скалы в постамент Фальконе тру­ дился над эскизом коня. Ежедневно из государевой конюшни наездник вы­ водил лошадей и взлетал верхом на скалу, а Фальконе лихорадочно делал зарисовки. Наконец модель памятника была готова и одобрена императри­ цей. Вся скульптура должна была опираться лишь на задние ноги коня. Но чтобы обеспечить ее надежность, скульптор придумал третью опору. Ею стал змей, которого конь попирает ногами. Теперь надлежало отлить саму статую. Недалеко от постамента была построена громадная печь. Лучшие литейщики из разных стран были выписаны в Россию, но ни один из них не был Фальконе утвержден. Неожиданно нашелся русский мастер — крестьян­ ский сын Емельян Хайлов. Начались трудные и опасные работы. Когда потек расплавленный металл, лопнула одна труба, и огненная жидкость стреми­ тельным потоком хлынула наружу. Всех объял ужас, Фальконе был ранен и потерял сознание. И только Хайлов не растерялся. Он сорвал свою одежду, намочил ее, прижал к трубе и залепил глиной. Сам он весь обгорел, потерял глаз, но памятник сумел спасти.

7 августа 1782 г., в день, когда 100 лет назад Петр I вступил на престол, состоялось открытие памятника. Под грохот пушек на Петропавловской и Адмиралтейской крепостях, на военных кораблях на Неве и стрельбу из ру­ жей перед присутствующими возникла фигура Петра Великого — медного всадника на вздыбленном коне. На постаменте памятника выделялась над­ пись: «Петру Первому— Екатерина Вторая».

В представлении художника В.А. Серова (1865-1911) Петр I — «страшный человек». Нескладность и несоразмерность фигуры Великого преобразователя Серов намеренно подчеркивает одновременно с указанием на внутреннюю силу и непоколебимость воли царя. Три фигуры его спод­ вижников, почти «сдуваемые» встречным ветром, противопоставлены не знающему сомнений Петру I. В гавани стоят корабли — символы реформа­ торской деятельности Петра.

 

 

 

Чернова М. Н. 449 ЕГЭ 2017. Практикум по истории: История российской культуры: подготовка к выполнению заданий ЕГЭ / М. Н. Чернова. — М.: Издательство «Экзамен», 2017. — 173, [3] е. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)