Вариант 1

Разбор варианта № 2 за 2016 год из сборника «Типовые тестовые задания ЕГЭ 2016. Биология», авторы: Г.С. Калинова, Т.В. Мазяркина.

 

Задание №1.

Близнецовый метод используется в науке

1. Селекции

2. Генетике

3. Физиологии

4. Цитологии

Объяснение: близнецовый метод представляет собой помещение двух близнецов в разные условия среды и выявление различий в их развитии, внешнем виде и т.д. (так как при различных условиях обитания у организмов экспрессируются различные гены, от этого и проявляются различия у близнецов). Правильный ответ – 2.  

 

Задание №2.

Какой из указанных органоидов является одномембранным?

1. Лизосома

2. Митохондрия

3. Хлоропласт

4. Клеточный центр

Объяснение: разберем строение и наличие мембран каждого органоида. Клеточный центр вообще не содержит мембран и состоит из микротрубочек. Хлоропласт и митохондрия, согласно теории симбиогенеза, содержат две мембраны (так как раньше они были свободноживущими организмами, но были фагоцитированы клеткой и стали двумембранными, то есть одна их мембрана, а вторая мембрана клетки, обволакивающая при фагоцитозе). Лизосома содержит только одну мембрану и образуется в аппарате Гольджи. Правильный ответ – 1.  

 

Задание №3.

Молекулы какого вещества выполняют ферментативную функцию?

1. АТФ

2. Белка

3. Тимина

4. Урацила

Объяснение: АТФ – энергетическая молекула, белки делятся на две группы: собственно белки и ферменты, урацил и тимин – азотистые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот. Правильный ответ – 2.  

 

Задание №4.  

Дочерние клетки с набором хромосом, равным материнской клетке, образуются в процессе

1. Мейоза

2. Митоза

3. Конъюгации

4. Оплодотворения

Объяснение: в процессе мейоза образуются четыре гаплоидные дочерние клетки, при митозе образуются две дочерние диплоидные клетки с материнским набором хромосом (деление клетки), конъюгация – обмен участками хромосом, оплодотворение – процесс слияния мужской и женской половых клеток. Правильный ответ – 2.  

 

Задание №5.

При половом размножении гаметы образуются у

1. Кишечнополостных

2. Молочнокислых бактерий

3. Инфузорий

4. Бактерий гниения

Объяснение: молочнокислые и бактерии гниения (как и все бактерии) размножаются деление (бесполое размножение), таким же образом размножаются простейшие (инфузория), а кишечнополостные размножаются половым путем. Правильный ответ – 1.  

 

Задание №6.

Определите генотип мохнатой морской свинки, гетерозиготной по этому признаку.

1. ВС          2. Вв           3. вв        4. вс

Объяснение:

1. ВС – два доминантных аллеля (два признака)

2. Вв – гетерозигота по одному признаку

3. вв – гомозигота по одному признаку

4. вс – два рецессивных аллеля

Правильный ответ – 2.  

 

Задание №7.  

Какой вид изменчивости организмов передается по наследству?

1. Модификационная

2. Мутационная

3. Комбинативная

4. Хромосомная

Объяснение: модификационная изменчивость не передается по наследству, так как это изменения, происходящие с организмом в процессе онтогенеза. Все остальные типы изменчивости связаны с хромосомными перестройками. Правильный ответ – 1.  

 

Задание №8.

Для преодоления бесплодия межвидовых гибридов Г.Д. Карпеченко предложил метод

1. Полиплоидии

2. Экспериментального мутагенеза

3. Отдаленной гибридизации

4. Близкородственного скрещивания

Объяснение: полиплоидия – это кратное увеличение набора хромосом, позволяющее особям разных видов давать потомство, что создается искусственно (но существуют и природные полиплоиды, они, как правило, больше и сильнее своих сородичей). Правильный ответ – 1.

 

Задание №9.

Железобактерии по способу питания относят к

1. Паразитам

2. Симбионтам

3. Сапротрофам

4. Хемотрофам

Объяснение: паразиты живут и питаются засчет хозяина, симбионты живут во взаимовыгодных отношениях с другими организмами, сапротрофы – бактерии гниения, разлагают органические вещества. Хемотрофы – организмы, потребляющие неорганические вещества, перерабатывая их в органические, без участия света, но с участием химических веществ. Правильный ответ – 4.  

 

Задание №10.

Что развивается из оплодотворенной яйцеклетки у растений?

1. Семя

2. Эндосперм

3. Зародыш

4. Околоплодник

Объяснение: для покрытосеменных растений характерно двойное оплодотворение, в ходе которого из зиготы (спермий проникает в яйцеклетку проходя этапы образования пыльцевой трубки из пыльцы), развивается зародыш, окруженный околоплодником, который возникает из другой (второй) клетки, в которую так же проникает спермий (второй). Правильный ответ – 3.  

 

Задание №11.

Главный признак, характерный для многоклеточных водорослей как представителей низших растений, - это

1. Клеточное строение

2. Обитание в водной среде

3. Наличие в клетках хлоропластов

4. Отсутствие разнообразия клеток и тканей

Объяснение: у водорослей отсутствует дифференцировка клеток на ткани, вследствие чего они образуют таллом (слоевище). Правильный ответ – 4.  

 

Задание №12.

Многие простейшие переносят неблагоприятные условия в состоянии

1. Споры

2. Цисты

3. Взрослого животного

4. Оплодотворенной яйцеклетки

Объяснение: действительно, многие примитивные организмы при наступлении неблагоприятных условий среды инцистируются, то есть образуют вокруг себя плотную оболочку. Правильный ответ – 2.  

 

Задание №13.

Неполная перегородка в желудочке сердца появилась в процессе эволюции у

1. Птиц

2. Земноводных

3. Млекопитающих

4. Пресмыкающихся

Объяснение: у птиц четырехкамерное сердце, то есть перегородка между желудочками полная (как и у млекопитающих), у земноводных перегородка отсутствует вообще, поэтому сердце трехкамерное, а у пресмыкающихся появляется неполная перегородка, но уже у крокодилов она становится полной и сердце у них четырехкамерное. Правильный ответ – 4.  

Задание №14.

Клетки тела человека, которые способны двигаться против тока крови, - это

1. Лейкоциты

2. Эритроциты

3. Мышечные волокна

4. Тромбоциты

Объяснение: лейкоциты – единственные ядерные клетки крови, основная функция которых – защита организма от различных патогенов. Правильный ответ - 1.

 

Задание №15. 

Какие вещества пищи подвергаются обработке желчью в кишечнике человека?

1. Белки

2. Жиры

3. Углеводы

4. Аминокислоты

Объяснение: белки расщепляются в желудке, желчь расщепляет жиры, углеводы начинают расщепляться еще в ротовой полости, аминокислоты всасываются в кровь. Правильный ответ - 2.

 

Задание №16. 

Железы внутренней секреции человека

1. Синтезируют полисахариды

2. Регулируют процессы жизнедеятельности

3. Выделяют вещества в полость пищеварительного тракта

4. Расщепляют жиры до глицерина и жирных кислот

Объяснение: железы внутренней секреции выделяют различные вещества (гормоны), например, такие как соматотропин, адреналин, серотонин, мелатонин, которые регулируют процессы жизнедеятельности. Правильный ответ - 2.

 

Задание №17.

Реакция собаки на команду хозяина – пример рефлекса

1. Безусловного

2. Условного

3. Передающегося по наследству

4. Характерного для всех особей вида

Объяснение: условный рефлекс – это такой рефлекс, который вырабатывается и закрепляется в процессе обучения (может быть забыт если его не использовать). Правильный ответ – 2.  

 

Задание №18.

Наличие какого химического элемента в организме человека необходимо для поддержания достаточного количества гемоглобина в его крови?

1. Калия

2. Железа

3. Кальция

4. Йода

Объяснение: железо - металл, входящий в состав гемоглобина, от чего кровь красного цвета (так как соли железа красные). Правильный ответ – 2.  

 

Задание №19.

Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонениями от нормы, называют

1. Движущим

2. Стихийным

3. Методическим

4. Стабилизирующим

Объяснение: Стабилизирующий отбор – такой вид отбора, при котором сохраняется особи со средним значением признака, что как бы стабилизирует популяцию. Правильный ответ – 4.  

 

Задание №20.

Ареал, который занимает вид в природе, - это критерий

1. Географический

2. Экологический

3. Генетический

4. Физиологический

Объяснение: правильный ответ – географический, так как ареал – это территория (то есть географический объект), который популяция занимает. Правильный ответ – 1.  

 

Задание №21.

Что служит направляющим фактором эволюции?

1. Изменчивость

2. Наследственность

3. Приспособленность

4. Естественный отбор

Объяснение: естественный отбор является одной из основных движущих сил эволюции, что, по-другому, можно назвать направляющим фактором. Правильный ответ – 4.  

 

Задание №22.

Какой экологический фактор ограничивает распространение растений на большую глубину?

1. Соленость воды

2. Недостаток света

3. Атмосферное давление

4. Недостаток минеральных веществ

Объяснение: во всех царствах есть более или менее приспособленные к экстремальным условиям среды организмы, но для каждой группы есть основные факторы, без которых она жить не сможет. Для растений таким фактором является солнечный свет (так как растения – фототрофы и без света не смогут построить органические вещества для своей жизнедеятельности). Правильный ответ – 2.  

 

Задание №23.

Какие организмы составляют второй трофический уровень в экосистеме?

1. Хемотрофы

2. Продуценты

3. Консументы

4. Редуценты

Объяснение: любая трофическая цепь начинается с продуцентов (зеленых организмов-автотрофов, которые перерабатывают неорганические вещества в органические), далее идут консументы (несколько уровней гетеротрофов) и завершают цепь редуценты (сапротрофы, разлагающие органические вещества до неорганических). Правильный ответ – 3.  

 

Задание №24.

В круговороте азота в биосфере роль клубеньковых бактерий заключается в

1. Усвоении атмосферного азота

2. Расщеплении белковых соединений

3. Накоплении незаменимых аминокислот

4. Образовании полисахаридов

Объяснение: клубеньковые бактерии, находящиеся в симбиозе с бобовыми растениями, являются азотфиксаторами, то есть усваивают атмосферный азот. Правильный ответ – 1.

 

Задание №25.

Верны ли следующие суждения об обмене веществ?

А. Расщепление биополимеров до мономеров в лизосомах клеток происходит в процессе энергетического обмена на этапе окисления.

Б. Гликолиз - многоступенчатый ферментативный процесс превращения глюкозы в две молекулы пировиноградной кислоты (ПВК).

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: расщепление полимеров в лизосомах происходит постоянно, когда какая-то молекула "отработала свой срок" и не имеет отношения к энергетическому обмену, а второе верно. Правильный ответ - 2.

 

Задание №26. 

Каковы причины комбинативной изменчивости?

1. Случайное сочетание гамет при оплодотворении

2. Изменение числа отдельных хромосом

3. Потеря отдельных нуклеотидов в гене

4. Рекомбинация генов в результате кроссинговера

5. Комбинация негомологичных хромосом в мейозе

6. Изменение последовательности нуклеотидов в гене

Объяснение: комбинативная изменчивость - это вид наследственной изменчивости, при котором происходит перекомбинация генов самца и самки. Это может происходить при мейозе или оплодотворении. Поэтому, следует выбрать: случайное сочетание гамет при оплодотворении, рекомбинацию генов в результате кроссинговера, комбинацию негомологичных хромосом в мейозе. Правильный ответ - 1,4,5.

 

Задание №27. 

Какие признаки являются общими для человека и млекопитающих животных?

1. Теплокровность

2. Непрямое развитие

3. Незамкнутая кровеносная система

4. Трехкамерное сердце

5. Наличие диафрагмы

6. Наличие производных кожи - сальных желез

Объяснение: это задание будем решать методом исключения: у человека прямое развитие ( у нас нет стадии личинки или головастика (эмбриогенез не в счет)). Кровеносная система у человека (как и у всех позвоночных) замкнута. Сердце четырехкамерное - два предсердия и два желудочка. Остаются 3 признака, они и роднят нас с млекопитающими. Правильный ответ : 1,5,6.

 

Задание №28.

Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1. Функционирование самозатачивающихся резцов у грызунов

2. Листовидная форма тела у печеночного сосальщика

3. Развитие стрекательных клеток у гидры

4. Возникновение членистых конечностей у насекомых

5. Появление внутреннего оплодотворения у пресмыкающихся

6. Возникновение узловой нервной системы у кольчатых червей

Объяснение: ароморфоз - это такое изменение строения организма, которое ставит его на более высокую эволюционную ступень. Примеры ароморфозов: появление теплокровности, второго круга кровообращения и т.д. Из перечисленного списка это: возникновение членистых конечностей насекомых (членистоногие произошли от кольчатых червей), появление внутреннего оплодотворения у пресмыкающихся (это позволило им быть независимыми от воды, так как можно теперь размножаться на суше), возникновение узловой нервной системы у кольчатых червей. Правильный ответ - 4,5,6.

 

Задание №29. 

Установите соответствие между причиной мутации и ее видом

Причина                                                                           Вид мутаций

А. Замена одного триплета нуклеотидов другим               1. Генная

Б. Увеличение числа хромосом в ядре                               2. Геномная

В. Перестройка последовательности

соединения нуклеотидов в процессе транскрипции

Г. Исчезновение отдельных нуклеотидов в стоп-кодоне

Д. Увеличение числа гаплоидных наборов хромосом в несколько раз

Объяснение: генная мутация происходит на уровне гена, например, перестройка нуклеотидов, а геномная - на уровне генома, то есть изменения хромосом или их количества и т.д. Выберем генные мутации из представленных: замена одного триплета нуклеотидов другим, перестройка последовательности соединения нуклеотидов в процессе транскрипции, исчезновение отдельных нуклеотидов в стоп-кодоне. Правильный ответ - 12112.

 

Задание №30. 

Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которых он характерен

Признак                                                        Класс позвоночных животных

А. Непостоянная температура тела               1. Пресмыкающиеся

Б. Интенсивный обмен веществ в клетках    2. Птицы

В. Отсутствие мочевого пузыря

Г. Сердце четырехкамерное

Д. Неполная перегородка в желудочке сердца

Е. Наличие киля

Объяснение: выпишем признаки птиц (большинство из них является приспособлениями к полету): интенсивный обмен веществ, отсутствие мочевого пузыря, четырехкамерное сердце, наличие киля. Остальное - признаки рептилий. Правильный ответ - 122212.

 

Задание №31.

Установите соответствие между защитным свойством организма человека и видом иммунитета

Защитные свойства                                      Вид иммунитета

А. Наличие антител в плазме крови,           1. Активный

полученных по наследству                         2. Пассивный

Б. Получение антител                                 3. Врожденный

с лечебной сывороткой

В. Образование антител в

крови в результате вакцинации

Г. Наличие в крови сходных белков -

антител у всех особей одного вида

Объяснение: рассмотрим каждый вид иммунитета. Активный иммунитет - явление, при котором наш организм сам вырабатывает антитела в ответ на введение микробных организмов (вакцинации). Пассивный иммунитет - такой, при котором в организм вводятся уже готовые антитела. Врожденный иммунитет - такой, при котором антитела уже находятся в организме еще до попадания антигена. Поэтому, правильный ответ - 3213.

 

Задание №32. 

Установите соответствие между группой растений или животных и ее ролью в экосистеме пруда.

Растения и животные пруда          Компоненты системы

А. Прибрежная растительность     1. Продуценты

Б. Рыбы                                        2. Консументы

В. Личинки земноводных

Г. Фитопланктон

Д. Растения дна

Е. Моллюски

Объяснение: продуценты - зеленые растения (или бактерии), консументы - любые гетеротрофы. Выпишем продуцентов - прибрежная растительность, фитопланктон, растения дна. Остальное - консументы. Правильный ответ - 122112.

 

Задание №33.

Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена

1. Образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)

2. Расщепление молекул крахмала до дисахаридов

3. Образование углекислого газа и воды

4. Образование молекул глюкозы

Объяснение: крахмал - полимер глюкозы, глюкоза - шестиуглеродный циклический сахар, поэтому первый этап - расщепление молекул крахмала до дисахаридов, затем дисахариды расщепляются до глюкозы, глюкоза до ПВК и, наконец, ПВК до углекислого газа и воды. Правильный ответ - 2413.

 

Задание №34.

Объясните, почему ботаники эвглену зеленую относят к растениям, а зоологи - к животным. Ответ обоснуйте.

Объяснение: эвглена зеленая имеет признаки растений и животных. Признаки растений: наличие пластид (соответственно, автотрофия - переработка неорганических веществ в органические), признаки животных: гетеротрофия - питание готовыми органическими веществами.

 

Задание №35.

Схема какого процесса изображена на рисунке? Каким образом делятся клетки в зоне размножения, зоне созревания? Какой набор хромосом имеют клетки, обозначенные на рисунке цифрами 1,2?

AgP47V3sUOE

Объяснение: на рисунке изображена схема сперматогенеза. В зоне размножения клетки делятся митозом (то есть из диплоидной материнской клетки образуется две дочерние диплоидные клетки с материнским набором хромосом). В зоне созревания клетки делятся мейозом, то есть дважды и в итоге получается четыре клетки с гаплоидным набором хромосом (так как половые клетки имеют одинарный набор хромосом, при оплодотворении сливаются и уже зигота является диплоидной клеткой). Под цифрой 1 - диплоидная клетка, под цифрой 2 - гаплоидная клетка. 

 

Задание №36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. К железам внутренней секреции относят поджелудочную железу, надпочечники, щитовидную железу. 2. Железы внутренней секреции не имеют выводных протоков и выделяют вырабатываемые ими вещества непосредственно в кровь. 3. Вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, называют ферментами. 4. При гиперфункции щитовидной железы развивается базедова болезнь. 5. При гиперфункции поджелудочной железы развивается сахарный диабет.

Объяснение: в первом предложении ошибка: поджелудочная железа относится к железам не внутренней, а смешанной секреции, так как выделяет не только гормоны, но и активные вещества в желудок и двенадцатиперстную кишку. В третьем предложении ошибка: вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, называются гормонами. В пятом предложении: сахарный диабет развивается при гипофункции поджелудочной железы, так как при недостаточной выработке инсулина не вся глюкоза из крови может попасть в клетки (так как инсулин переправляет глюкозу через цитоплазматическую мембрану), соответственно, не может полноценно произойти процесс клеточного дыхания. 

 

Задание №37. 

В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?

Объяснение: правильнее сказать, что у растений дыхание и фотосинтез - противоположные процессы, так как в процессе фотосинтеза расходуются вода и углекислый газ, образуются сахара и кислород, как побочный продукт. В процессе дыхания кислород и глюкоза расходуются с образованием углекислого газа и воды. Фотосинтез делится на две фазы: световая фаза происходит с участием света, а темновая без его участия, дыхание же не зависит от света. 

 

Задание №38. 

Почему природная экосистема смешанного леса является стабильной?

Объяснение: вообще в биологии, разнообразие - основа стабильности. Чем разнообразнее экосистема, тем больше вероятность, что при утрате одного вида, его экологическую нишу займет другой - близкий и стабильность не нарушится. В смешанном лесу так и происходит. 

 

Задание №39.

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре (клетке) семязачатка перед началом мейоза 1 и мейоза 2. Объясните результаты в каждом случае.

Объяснение: в клетке семязачатка пшеницы перед начало мейоза хромосомный набор диплоидный (2n2c) или 56 молекул ДНК и 28 хромосом, так как в интерфазе первого деления происходит репликация (удвоение) ДНК (то есть хромосомный набор в соматический клетках пшеницы равен 28). В процессе первого деления мейоза клетка делится пополам, то есть будет 28 молекул ДНК и 14 хромосом. 

 

Задание №40. 

При анализирующем скрещивании дигетерозиготного высокого с круглыми плодами растения томата получено расщепление потомства по фенотипу: 38 растений высоких с округлыми плодами, 10 - высоких с грушевидными плодами, 10 - карликовых с округлыми плодами, 42 - карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы и фенотипы исходных особей, потомства. Объясните формирование четырех фенотипических классов. 

Объяснение: 

А - высокое растение

а - карликовое растение

В - круглые плоды

в - грушевидные плоды

Р:               АаВв х аавв

G: АВ, ав, аВ, Ав х ав

F1: АаВв - высокие растения с круглыми плодами - 38

аавв - карликовые растения с грушевидными плодами - 42

ааВв - карликовые растения с круглыми плодами - 10

Аавв - высокие растения с грушевидными плодами - 10

Здесь можно выделить две группы признаков:

1. АаВв и аавв - в первом случае наследуются сцепленно А и В, а во втором - а и в.

2. ааВв и Аавв - здесь произошел кроссинговер.