Вариант 1

Задание №1.

Особенности процессов онтогенеза изучает наука

1. Систематика

2. Палеонтология

3. Селекция

4. Эмбриология

Объяснение: эмбриология изучает эмбриональное развитие организмов - один из этапов онтогенеза, поэтому правильный ответ - 4.

 

Задание №2.

Особенность прокариотической клетки - отсутствие в ней

1. Оформленного ядра

2. Цитоплазмы

3. Клеточной мембраны

4. Немембранных органоидов

Объяснение: в прокариотической клетки, в отличие от эукариотической, нет ни одного мембранного органоида (кроме самой плазматической мембраны), в том числе ядерной мембраны, то есть оформленного ядра. Ядерное вещество (ДНК, нуклеоид) прокариотической клетки находится непосредственно в цитоплазме. Правильный ответ - 1.

 

Задание №3.

В каком органоиде накапливаются синтезируемые в клетке белки, жиры и углеводы?

1. Лизосоме

2. Комплексе Гольджи

3. Рибосоме

4. Митохондрии

Объяснение: разберем основные функции каждого органоида. Лизосома отвечает за утилизация сложных органических молекул, на рибосоме происходит синтез белка, в митохондриях синтезируется АТФ. А комплекс Гольджи как раз накапливает синтезируемые клеткой вещества и выводит их. Правильный ответ - 2.

 

Задание №4.

Ядро соматической клетки лягушки содержит 26 хромосом. Сколько молекул ДНК содержит сперматозоид лягушки?

1. 13

2. 26

3. 39

4. 52

Объяснение: соматические клетки организмов имеют диплоидный набор хромосом, половые же клетки имеют гаплоидный набор. Поэтому сперматозоид лягушки содержит в два раза меньше хромосом, чем ядро соматической клетки. Правильный ответ - 1.

 

Задание №5.

Плесневые грибы по способу питания относят к 

1. Сапротрофам

2. Паразитам

3. Хемотрофам

4. Симбионтам

Объяснение: плесневые грибы потребляют органические вещества, вернее, разлагают их до неорганических, являясь последним звеном трофической цепи. Правильный ответ - 1.

 

Задание №6.

Клетки, образующиеся на начальном этапе дробления зиготы, называют

1. Гаплоидными

2. Эктодермальными

3. Гаметами

4. Бластомерами

Объяснение: дробление - ряд последовательных процессов (митотических делений). При этом образуется две, затем четыре, потом восемь, шестнадцать и так далее клеток, которые называются бластомерами. Правильный ответ - 4.

 

Задание №7. 

Парные гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков, называют

1. Гомозиготными

2. Аллельными

3. Гетерозиготными

4. Доминантными

Объяснение: аллельные гены - это парные гены (один от мамы, второй - от папы), отвечающие за один и тот же признак. Например, красная и желтая окраска томатов. Правильный ответ - 2.

 

Задание №8. 

У кареглазых родителей родилась голубоглазая дочь. Определите генотипы родителей, если известно, что кареглазость доминирует над голубоглазостью.

1. аа х АА

2. Аа х Аа

3. Аа х АА

4. Аа х аа

Объяснение: вероятность рождения голубоглазого ребенка у кареглазых родителей есть только в том случае, если оба родителя гетерозиготные по данному признаку. В таком случае расщепление по генотипу: 1:2:1, а по фенотипу: 3:1, то есть вероятность рождения голубоглазого ребенка в данном случае - 25%. Правильный ответ - 2.

 

Задание №9. 

Соматические мутации у человека

1. Не наследуются потомством

2. Повышают интенсивность обмена веществ

3. Служат основой адаптации

4. Возникают в гаметах

Объяснение: соматические мутации - мутации не затрагивающие половые клетки, а, значит, не передающиеся по наследству. Правильный ответ - 1.

 

Задание №10.

Клеточная стенка грибов, в отличие от растений, содержит преимущественно углевод - 

1. Глюкозу

2. Хитин

3. Целлюлозу

4. Клетчатку

Объяснение: хитин - азотсодержащий полисахарид, содержащийся в клеточной стенке грибов и в наружном скелете членистоногих. Правильный ответ - 2.

 

Задание №11.

В корнях растений отсутствует ткань

1. Покровная

2. Фотосинтезирующая

3. Проводящая

4. Образовательная

Объяснение: корни всасывают воду и минеральные вещества из почвы и проводят их вверх по растению, а также корни растут вниз в почву, а боковые или придаточные корни еще и в стороны, так что в корнях присутствуют покровная (выполняет защитную функцию), проводящая и образовательная ткани. Но корни находятся под землей и в них не идет фотосинтез. Правильный ответ - 2.

 

Задание №12.

Плоды образуются у растений отдела

1. Голосеменные

2. Папоротниковидные

3. Плауновидные

4. Покрытосеменные

Объяснение: отличительный признак отдела покрытосеменных от растений всех других отделов - наличие цветков и плодов. Правильный ответ - 4.

 

Задание №13. 

Признак, характерный только для моллюсков, - наличие

1. Двусторонней симметрии

2. Мантии и мантийной полости

3. Членистого тела

4. Нервной системы

Объяснение: для моллюсков характерно наличие мантии и мантийной полости. Например, давайте вспомним как выглядит беззубка. 

Telo_bezzubki

Правильный ответ - 2.

 

Задание №14.

Об усложнении кровеносной системы по сравнению с пресмыкающимися, свидетельствует

1. Наличие двух предсердий в сердце

2. Образование неполной перегородки в желудочке сердца

3. Появление трехкамерного сердца

4. Полное разделение венозной и артериальной крови

Объяснение: у пресмыкающихся трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке, из-за чего кровь смешивается, два круга кровообращения. У млекопитающих два желудочка (соответственно, между ними полная перегородка), два круга кровообращения и кровь не смешивается. Правильный ответ - 4.

 

Задание № 15. 

Ткань, изображенная на рисунке обладает

1. Возбудимостью и проводимостью

2. Способностью к непрерывному делению

3. Возбудимостью и сократимостью

4. Способностью вырабатывать антитела

  560c4a0b52e2320150930_2346029

Объяснение: на рисунке представлена поперечно-полосатая мышечная ткань, основная функция которой - сокращение. Она не может проводить импульс, а может только возбуждаться в ответ на него, а также не способна вырабатывать антитела. Правильный ответ - 3.

 

Задание №16.

Эмбриональное развитие человека в основном состоянии происходит в 

1. Маточных трубах

2. Яйцеводе

3. Яичнике

4. Матке

Объяснение: эмбриогенез человека идет в матке в плаценте. Правильный ответ - 4.

 

Задание №17. 

Уничтожение попавших в организм человека бактерий, вирусов и чужеродных веществ путем их захватывания лейкоцитами - процесс

1. Фагоцитоза

2. Образования тромба

3. Кроветворения

4. Пластического обмена

Объяснение: лейкоциты - клетки иммунитета, захватывают чужеродные клетки и поглощают их фагоцитозом. Об охоте лейкоцита за бактерией есть прекрасное видео: https://www.youtube.com/watch?v=f53xIZgOQqY

Правильный ответ - 1.

 

Задание №18. 

Деятельность нервных клеток координируется благодаря процессам

1. Возбуждения и торможения

2. Синтеза и расщепления

3. Роста и развития

4. Дыхания и питания

Объяснение: как и все в нашем организме (симпатическая и парасимпатическая нервная система, свертывающая и антисвертывающая системы крови и т.д.) основано на балансе, поэтому и нервная система работает благодаря торможению и возбуждению. Правильный ответ - 1.

 

Задание №19. 

О заболевании почек свидетельствует появление в моче

1. Мочевой кислоты

2. Мочевины

3. Белка

4. Сахара

Объяснение: моча образуется в почках и до этого момента из потребленной пищи все полезные вещества (а главное большие органические вещества расщепились и...) всосались в кровь, поэтому в моче не должно быть белка. Правильный ответ - 3.

 

Задание №20.

Какой из перечисленных признаков можно отнести к экологическому критерию вида обыкновенного ежа?

1. Распространение в Европе

2. Число хромосом в соматических клетках

3. Наземный образ жизни

4. Наличие игл на теле

Объяснение: экологический критерий описывает образ жизни вида и его пищевые потребности. Поэтому, правильный ответ - 3.

 

Задание №21.

Естественный отбор, в отличие от искусственного,

1. Ведет к созданию новых сортов

2. Проводится человеком исходя из своих потребностей

3. Ведет к созданию новых пород

4. Происходит на протяжении миллионов лет

Объяснение: если в варианте ответа есть слова: сорт, порода, штамм (ну и человек, конечно), этот ответ нам не подходит, а то, что естественный отбор идет миллионы лет - это правда. Правильный ответ - 4.

 

Задание №22.

Мухи-пчеловидки внешним видом похожи на пчёл. Какую форму приспособления иллюстрирует данный признак?

1. Сезонную окраску

2. Расчленяющую окраску

3. Мимикрию

4. Маскировку

Объяснение: данная ситуация описывает явление мимикрии. Правильный ответ - 3.

 

Задание №23.

Человека относят к классу Млекопитающих, так как у него

1. Пальцы имеют ногтевые пластинки

2. Конечности состоят из отделов

3. Головной мозг имеет пять отделов

4. Имеются потовые и млечные железы

Объяснение: млекопитающие обязаны своим названием наличию млечных желез. Только данный класс организмов вскармливает детенышей молоком в первое время жизни. Так поступает и человек (как представитель млекопитающих). И потовые железы есть только у млекопитающих. Правильный ответ - 4.

 

Задание №24.

Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?

1. Уменьшение скорости обмена веществ

2. Увеличение интенсивности фотосинтеза

3. Уменьшение интенсивности дыхания

4. Усиление испарения воды

Объяснение: основной энергодающий процесс в организме - дыхание. Часть получившейся энергии расходуется в тепло, поэтому, для охлаждения организма, нужно уменьшить интенсивность дыхания. Правильный ответ - 3.

 

Задание №25. 

Грибы в экосистеме леса относят к редуцентам, так как они

1. Разлагают органические вещества до минеральных

2. Синтезируют органические вещества из минеральных

3. Потребляют готовые органические вещества

4. Осуществляют круговорот веществ

Объяснение: грибы - гетеротрофы, то есть потребляют органику и являются последним звеном в пищевой (трофической) цепи, разлагая органические вещества до неорганических, то есть до минеральных. Правильный ответ - 1.

 

Задание №26. 

Циркуляция кислорода между различными объектами живой и неживой природы происходит в процессе

1. Круговорота веществ

2. Преобразования энергии

3. Смены биоценозов

4. Саморегуляции экосистем

Объяснение: циркуляция кислорода происходит при помощи глобального круговорота кислорода. Правильный ответ - 1.

 

Задание № 27.

Схема строения какой молекулы изображена

egepic2526

1. Вторичная структура белка

2. Вторичная структура ДНК

3. Третичная структура белка

4. Четвертичная структура ДНК

Объяснение: ДНК - двухцепочечная молекула, поэтому все варианты с ДНК нам не подходят, вторичная структура белка представляет собой две нити, связанных водородными связями (коллаген или эластин, например), а на картинке свернутая молекула. Поэтому, остается только один вариант, правильный ответ - 3.

 

Задание №28. 

В результате какого процесса в клетке синтезируются липиды?

1. Диссимиляции

2. Биологического окисления

3. Пластического обмена

4. Гликолиз

Объяснение: в вопросе речь идет о синтезе, то есть о сборке. Окисление, гликолиз и диссимиляция - это распад, растворение веществ. Правильный ответ - 3.

 

Задание №29.

Дробление зиготы отличается от деления соматической клетки тем, что

1. В интерфазе осуществляется репликация ДНК

2. Образующиеся клетки не растут, а только делятся

3. Новые клетки образуются путем митоза

4. В делении отсутствует профаза, а интерфаза длительная

Объяснение: при дроблении клетки только делятся пополам, а роста не происходит. Правильный ответ - 2.

 

Задание №30. 

Изменение яйценоскости кур в определенных пределах, зависящих от условий содержания, рациона кормления, - это проявление

1. Мутационной изменчивости

2. Геномной изменчивости

3. Нормы реакции признака

4. Саморегуляции

Объяснение: норма реакции - пределы, в которых может изменяться определенный признак под действием условий окружающей среды. Правильный ответ - 3.

 

Задание №31.

Повышение продуктивности плесневых грибов, вырабатывающих антибиотики, достигается путем

1. Полиплоидизации

2. Массового отбора

3. Искусственного мутагенеза

4. Внутривидовой гибридизации

Объяснение: в грибы, как и в бактерии встраивают гены выработки антибиотиков, вследствие чего они вырабатываю антибиотики в большом количестве. Правильный ответ - 3.

 

Задание №32.

Определите число родов, в которые объединены перечисленные виды растений: колокольчик сборный, клевер красный, василек полевой, клевер ползучий, горох посевной, василек луговой.

1. Один

2. Два

3. Три

4. Четыре

Объяснение: название любого организма состоит из двух: название рода и название вида. Поэтому, для определения вида нам нужно смотреть на первой слово. Теперь посчитаем: 1 колокольчик, 2 клевера, 2 василька и 1 горох. Следовательно, имеем 4 рода. Правильный ответ - 4.

 

Задание №33.

В печени человека избыток глюкозы преобразуется в 

1. Гликоген

2. Гормоны

3. Адреналин

4. Ферменты

Объяснение: в печени избыточная глюкоза превращается в гликоген - запасное вещество, которое, при необходимости, превращается обратно в глюкозу. Правильный ответ - 1.

 

Задание №34.

Железы внутренней секреции выделяют гормоны в 

1. Полости тела

2. Лимфу

3. Клетки органов

4. Кровь

Объяснение: железы внутренней секреции выделяют гормоны в кровь, а внешней секреции - в протоки желез. Правильный ответ - 4.

 

Задание №35.

Выберите пример ароморфоза.

1. Образование нектарников в цветах

2. Формирований различий в строении цветков у растений

3. Появление корневой системы у древних папоротников

4. Формирование разнообразных листьев у растений

Объяснение: как мы знаем, ароморфоз - это такое изменение организмов, которое выводит их на новый уровень организации. Все, кроме появления корневой системы, варианты описывают частные изменения организмов. Правильный ответ - 3.

 

Задание №36.

Верны ли следующие суждения о формах естественного отбора?

А. Возникновение устойчивости к ядохимикатам у насекомых - вредителей сельскохозяйственных растений - пример стабилизирующей формы естественного отбора.

Б. Движущий отбор способствует увеличению числа особей вида со средним значением признака.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: возникновение устойчивости - пример прогрессивного изменения, к стабилизирующей форме отбора не имеет отношения. А среднее значение признака сохраняет как раз стабилизирующий отбор. Поэтому, оба утверждения неверны. Правильный ответ - 4.

 

Задание №37. 

Биосинтез белка, в отличие от фотосинтеза, происходит

1. В хлоропластах

2. На рибосомах

3. С использованием энергии солнечного света

4. В реакциях матричного типа

5. В лизосомах

6. С участием рибонуклеиновых кислот

Объяснение: мы знаем, что синтез белка идет на рибосомах (вернее, начинается в ядре с копирования информации с ДНК на РНК, а затем перемещается в цитоплазму к рибосоме) с участием нуклеиновых кислот. Поэтому, правильный ответ - 2, 4, 6.

 

Задание №38.

При динамической работе мышц человека, в отличие от статической,

1. Быстрее наступает утомление

2. Движения в суставах не происходит

3. Работоспособность более продолжительна

4. Уменьшается частота сердечных сокращений

5. Утомление наступает медленно

6. Сокращение мышц чередуется с расслаблением

Объяснение: для мышц человека лучше, когда сокращение чередуется с расслаблением, в такой ситуации усталость наступает медленнее, организм меньше устает и может выдержать более длительную работу, поэтому и выбираем - 3, 5, 6. 

 

Задание №39.

Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?

1. Превращают органические вещества организмов в минеральные

2. Обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращение энергии

3. Образуют первичную продукцию в экосистеме

4. Служат первым звеном цепи питания

5. Образуют доступные растениям неорганические вещества

6. Являются консументами второго порядка

Объяснение: бактерии могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами, как хемо-, так и фототрофами, то есть могут быть и первым и последним звеном в цепи питания, но грибы могут быть только редуцентами, то есть последним звеном в цепи питания, перерабатывая органические вещества в неорганические. Поэтому, выбираем то, что подходит и бактериям и грибам, а это - превращение органики в неорганику, обеспечение замкнутости круговорота и образование неорганических веществ, доступных растениям. правильный ответ - 1, 2, 5.

 

Задание №40.

Установите соответствие между характеристикой и процессом жизнедеятельности растения, к которому ее относят.

Характеристика                                               Процесс жизнедеятельности

А. Синтезируется глюкоза                               1. Фотосинтез

Б. Окисляются органические вещества           2. Дыхание

В. Выделяется кислород

Г. Образуется углекислый газ

Д. Происходит в митохондриях

Е. Сопровождается поглощением энергии

Объяснение: при фотосинтезе органические вещества синтезируются (при этом расходуется энергия) и, как побочный продукт, выделяется кислород, все остальное относится к процессу дыхания. Правильный ответ - 121221.

 

Задание №41.

Установите соответствие между происходящим в организме человека процессом, и системой органов, которая участвует в его осуществлении.

Процесс                                                                                Система органов

А. Поступление воздуха в организм из внешней среды       1. Кровеносная

Б. Обеспечение газообмена в тканях                                  2. Дыхательная

В. Увлажнение и обезвреживание воздуха

Г. Поступление веществ к клеткам тела

Д. Выведение углекислого газа из организма

Объяснение: поступление и выведение газов (из организма и в него) обеспечивает дыхательная система, а также она его обезвреживает и увлажняет (в носу). К клеткам и тканям тела кислород доставляет кровеносная система. Правильный ответ - 21212.

 

Задание №42. 

Установите соответствие между особенностью онтогенеза и группой организмов, для которой она характерна.

Особенность                                                       Группа организмов

А. Развитие из трех зародышевых листков        1. Кишечнополостные

Б. Нервные клетки образуют сеть                     2. Кольчатые черви

В. Размножение путем почкования

Г. Развитие организма из двухслойного зародыша

Д. Наличие систем органов

Объяснение: из трех зародышевых листков развились кольчатые черви, как более организованные организмы, а из двухслойного зародыша, соответственно, кишечнополостные. Нервные клетки не организованы и составляют просто сеть у кишечнополостные, в то время, как у кольчатых червей нервная система уже образует парный нервный узел. Почкованием (такая форма размножения характерная для не очень высоко организованных животных) размножаются кишечнополостные. А системы органов присутствуют у кольчатых червей. Правильный ответ - 21112.

 

Задание №43. 

Установите соответствие между признаком животных и экологической группой, которую он характеризует.

Признак животных                       Экологическая группа

А. Высокая плодовитость            1. Свободноживущие

Б. Развитие органов чувств        2. Паразиты

В. Развитие со сменой хозяев

Г. Наличие специальных органов

прикрепления (крючков, присосок)

Объяснение: как правило, высокая плодовитость - характерный признак паразитов, и если другие системы органов становятся менее развитыми, то половая система, наоборот, всегда развита хорошо. У паразитов органы чувств развиты слабо (особенно у эндопаразитов), развитие хозяев, естественно, относится к паразитам, как и наличие специальных органов (для этого достаточно вспомнить внешний вид бычьего цепня или, хотя бы, пиявки). Правильный ответ - 2122.

 

Задание №44.

Установите последовательность процессов эмбриогенеза у ланцетника

1. Формирование бластулы

2. Дробление зиготы

3. Формирование трех зародышевых листков

4. Образование гаструлы

Объяснение: обычно эмбриогенез происходит следующим образом: зигота → бластула → гаструла → нейрула. Поэтому первым этапом поставим дробление зиготы, затем формирование бластулы, потом образование гаструлы и последний этап - формирование трех зародышевых листков. Правильный ответ - 2143.

 

Задание №45.

Весной, при благоприятных условиях, самка тли, размножается партеногенетически, может воспроизвести до 60 особей только женского пола, каждая из которых через неделю даст столько же самок. К какому способу относится такое размножение, в чем его особенность? Почему при этом образуются только женские особи?

Объяснение: партеногенез относится к половому размножению, так как при партеногенезе особи женского пола развиваются из яйцеклеток (женских половых клеток) без оплодотворения их мужскими половыми клетками. Особенность данного способа размножения в том, что для него не нужен самец и его половые клетки. А женские особи образуются, потому что в яйцеклетках присутствует только материнский набор хромосом.

 

Задание №46.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Передние корешки спинного мозга включают в себя аксоны чувствительных нейронов. 2. Задние корешки состоят из аксонов двигательных нейронов. 3. При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. 4. Общее количество спинномозговых нервов - 31 пара. 5. Спинной мозг имеет полость, заполненную лимфой. 

Объяснение: в первом предложении ошибка, так как в передних корешках находятся аксоны не чувствительных, а двигательных нейронов. Во втором предложении ошибка - (следует из первого предложения) задние корешки состоят из отростков чувствительных нейронов, а не двигательных. В пятом предложении ошибка - спинномозговой канал заполнен не лимфой, а спинномозговой жидкостью.

 

Задание №47. 

Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите его значение. 

Объяснение: витамины - это группа органических соединений (не классификационная, а состоящая из молекул разных классов), поступающих в организм с пищей и выполняющих коферментативную функцию. То есть они играют большую роль в обмене веществ, осуществляя различные реакции. В коже образуется витамин D. Это происходит под действием ультрафиолетового света. Витамин D обеспечивает всасывание кальция и фосфора из пищи в тонком кишечнике.

 

Задание №48. 

Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоении наземно-воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали. Приведите не менее трех признаков.

Объяснение: 1. Четырехкамерное сердце, то есть полное разделение крови на венозную и артериальную.

2. Теплокровность - независимость от температуры окружающей среды.

3. Достаточное развитие мозга, это повлияло как на передвижение, полет, координацию, так и на появление сложного (социального) поведения и на появление заботы о потомстве - признака прогресса.

4. Усовершенствованная система дыхания - использование максимального количества кислорода.

5. Развитие покровов: перьев или шерсти (подшерстка), что помогает как при жаре, так и при холодной погоде (сохраняет температуру постоянной).

 

Задание №49. 

В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами ААГ, ААУ, ГГА, УАА, ЦАА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность ваших действий.

Объяснение: начнем с напоминания принципа комплементарности: А-Т, Г-Ц (соответствие нуклеотидов в ДНК, в РНК тимин заменяется на урацил). Сначала записываем последовательность иРНК по данной тРНК, а затем по иРНК записываем исходную ДНК (от нас в данной задаче требуют двойную цепь, поэтому используем принцип комплементарности для трех цепей: иРНК, ДНК(первая цепь), ДНК (вторая цепь)).

ДНК: ТТЦ ТТА ЦЦТ АТТ ГТТ

        ААГ ААТ ГГА ТАА ЦАА

иРНК: УУЦ УУА ЦЦУ АУУ ГУУ

тРНК: ААГ ААУ ГГА УАА ЦАА

 

Задание №50.

У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, - как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребенка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Объяснение: глаукома - рецессивный признак и проявляется только при гомозиготе, а синдром Марфана проявляется как при гетеро-, так и при гомозиготе, но является доминантным признак, соответственно, определим генотипы родителей: один родитель страдает глаукомой - аа, но не страдает синдромом Марфана - вв, а второй родитель по обоим признакам гетерозиготен - АаВв.

Р: аавв х АаВв

G: ав х АВ, ав, Ав, аВ

F1: АаВв - нормальное зрение + синдром Марфана

аавв - глаукома

Аавв - нормальное зрение, нет синдрома Марфана - здоровый ребенок

ааВв - глаукома + синдром Марфана

Нарисовав решетку Пеннета, можно увидеть, что вероятность рождения каждого ребенка одинакова - 25%, значит и вероятность рождения здорового ребенка будет такая же.

Гены данных признаков не являются сцепленными, а значит проявляется закон независимого наследования.