Вариант 1

Вариант взят из сборника тематических заданий ЕГЭ за 2015 год автор - Лернер Г. И. 

 

Часть 1.

Задание №1.

В показанном на рисунке органоиде клетки происходит:

pic_1358850832

1. Транскрипция иРНК

2. Фотосинтез

3. Образование рибосом

4. Синтез АТФ

Объяснение: на рисунке представлена митохондрия. Основная функция митохондрий - энергетическая, поэтому данный органоид клетки отвечает за синтез АТФ (универсальной энергетической молекулы). Правильный ответ - 4.

 

Задание №2.

А. Левенгук не мог в свои микроскопы наблюдать

1. Ядра растительной клетки

2. Движения простейших животных

3. Клеточного строения листа

4. Хромосом

Объяснение: Левенгук не могу наблюдать в световой микроскоп хромосомы, так как они слишком мелкие, при увеличении светового микроскопа (а в то время увеличение было совсем небольшим) можно наблюдать только крупные части клетки или движение простейших. Правильный ответ - 4.

 

Задание №3.

Полипептидные цепи в молекуле гемоглобина

4_ch

 

уложены в структуру:

1. Первичную

2. Вторичную

3. Третичную

4. Четвертичную

Объяснение: белок гемоглобин состоит из четырех субъединиц, которые соединены при помощи иона железа, что позволяет нам делать вывод, что структура этого белка является четвертичной. Правильный ответ - 3.

 

Задание №4.

Химический связи, обусловливающие поверхностное натяжение воды, называются

1. Ковалентными

2. Ионными

3. Водородными

4. Гидрофобными

Объяснение: молекулы воды друг с другом связаны водородными связями, именно за счет этого создается поверхностное натяжение. Правильный ответ - 3.

 

Задание №5.

Зрелый эритроцит мыши

1. Делится митозом

2. Мейозом

3. Почкованием

4. Не делится

Объяснение: эритроциты мышей, как и эритроциты человека, безъядерные и двояковогнутые. Они не делятся, а образуются кроветворными органами. Правильный ответ - 4.

 

Задание №6.

У капустной белянки гаплоидный набор хромосом содержится в стадии

1. Неоплодотворенного яйца

2. Личинки

3. Куколки

4. Имаго

Объяснение: на любой стадии развития животного, начиная с зиготы, насекомые имеют соматические клетки с диплоидным набором. А половые клетки содержат одинарный (гаплоидный) набор, значит и неоплодотворенное яйцо (что представляет собой яйцеклетку) содержит гаплоидный набор. Правильный ответ - 1.

 

Задание №7.

Половое размножение по сравнению с бесполым

1. Обеспечивает большую численность потомства

2. Сохраняет генетическую стабильность вида

3. Приводит к большему биологическому разнообразию

4. Обеспечивает лучшую приспособленность организма к среде

Объяснение: половое размножение происходит при помощи половых клеток. Мужские половые клетки вырабатываются у одного организма, женские клетки вырабатываются у другого организма. Эти организмы имеют разные генотипы. Сливаясь, половые клетки образуют зиготу с новым генотипом. Таким образом, обеспечивается генетическое разнообразие. Правильный ответ - 3.

 

Задание №8.

Часть молекулы ДНК считается геном, если в ней закодирована информация

1. Об одной аминокислоте

2. О молекуле тРНК

3. Об одном белке

4. О нескольких белках

Объяснение: в каждом гене закодирована информация об одном белке. Таким образом, вся молекула ДНК состоит из генов, в которых закодированы структуры всех белков организма. Правильный ответ - 3.

 

Задание №9.

Если в потомстве, полученном от черной и белой мышей, 10 черных и 4 белых мыши, то наиболее вероятный генотип черной мыши

1. Аа

2. АА

3. аа

4. Аа или АА

Объяснение: если генотип черной мыши - АА, то все потомство будет черным (по закону единообразия) с генотипом Аа, поэтому единственным вариантом генотипа черный мыши будет - Аа. Правильный ответ - 1.

 

Задание №10.

Примерами анализирующего скрещивания являются

1. АА х Аа и аа х аа

2. Аа х аа и АА х аа

3. Аа х Аа и АА х Аа

4. АА х Аа и АА х АА

Объяснение: анализирующее скрещивание - такое скрещивание, при котором у гибридной особи можно выявить рецессивные признаки при помощи скрещивания ее с гомозиготной рецессивной особью. Примерами анализирующего скрещивания являются: Аа х аа или АА х аа. Правильный ответ - 2.

 

Задание №11.

Примером модификационных изменений является

1. Замена нуклеотида ДНК

2. Удлинение клюва у нескольких дятлов

3. Болезнь Дауна

4. Увеличение удоя коровы при улучшении кормления

Объяснение: модификационная изменчивость - изменчивость конкретного организма (или группы организмов) в зависимости от условий окружающей среды в пределах нормы реакции. Такая изменчивость затрагивает фенотип организма, но не затрагивает генотип, значит такие модификации не наследуются. Единственным примером, подходящим под описание модификации подходит увеличение удоя коровы при улучшении кормления. Правильный ответ - 4.

 

Задание №12.

Основным потребителем свободного азота в биосфере является

1. Жук-плавунец

2. Береза

3. Лось

4. Клубеньковые бактерии

Объяснение: основными потребителями азота являются азотфиксирующие (клубеньковые) бактерии, которые фиксируют атмосферный азот и перерабатывают его в усвояемую растениями форму. Правильный ответ - 4.

 

Задание №13.

В агроценозе в отличие от биоценоза

1. Единственным источником энергии является солнце

2. Отсутствует естественный отбор

3. Ведущую роль играет искусственный отбор

4. Все поглощенные растениями элементы возвращаются в почву

Объяснение: агроценоз - искусственный биоценоз, созданный человеком для выращивания или отбора растений с полезными для человека признаками. В агроценоза человеком проводится искусственный отбор. Правильный ответ - 3.

 

Задание №14.

Развитие с неполным превращением характерно для

1. Саранчи

2. Мух

3. Бабочек

4. Жуков

Объяснение: мухи, бабочки и жуки имеют развитие с полным превращением, а саранча - с неполным. Напомним виды развития насекомых.

img1

Правильный ответ - 1.

 

Задание №15.

Отношения между грибом и водорослью в лишайнике называются

1. Паразитизмом

2. Квартиранством

3. Симбиозом

4. Нахлебничеством

Объяснение: лишайники не являются систематической группой, а являются комплексными организмами, так как состоят из водоросли и гриба. При этом водоросли (автотрофы) создают органические вещества из неорганических при помощи солнечной энергии, а грибы (гетеротрофы) потребляют эти органические вещества и разлагают их до минеральных. Такой тип взаимовыгодных отношений называется симбиозом. Правильный ответ - 3.

 

Задание №16.

Семенами размножается

1. Хвощ

2. Плаун

3. Папоротник

4. Лиственница

Объяснение: семенами размножаются голосеменные и покрытосеменные растения. Представителем голосеменным растений является лиственница. Правильный ответ - 4.

 

Задание №17.

Дегенерацией считается

1. Приспособленность бактерий к жизни в горячих источниках

2. Менее развитый мозжечок земноводных по сравнению с птицами

3. Утрата органов чувств у паразитических червей

4. Утрата ящерицей хвоста

Объяснение: дегенерация - процесс изменения организмов, сопровождающееся понижением уровня организации (например, исчезновение органов или целых систем органов). Примером чего является утрата органов чувств у паразитических червей. Правильный ответ - 3.

 

Задание №18.

Общим для мхов, папоротников и хвощей является

1. Отсутствие корней

2. Размножение спорами

3. Равная зависимость от воды

4. Размеры

Объяснение: корни присутствуют только у папоротников, размеры не являются характеристикой растений, но все представленные группы организмов размножаются спорами (имеют спорофит). Правильный ответ - 2.

 

Задание №19.

Смена разных хозяев есть в цикле развития

1. Печеночного сосальщика

2. Белой планарии

3. Дождевого червя

4. Аскариды

Объяснение: белая планария и дождевой червь не являются паразитами (значит и хозяев у них нет). Аскарида живет только в одном хозяине. А печеночный сосальщик меняет хозяев. Напомним его жизненный цикл:

692306_900

Правильный ответ - 1.

 

Задание №20.

Наиболее крупной систематической единицей, в ряду названных, является

1. Вид

2. Семейство

3. Род 

4. Класс

Объяснение: расположим данные систематические единицы в порядке возрастания: вид → род → семейство → класс. Правильный ответ - 4.

 

Задание №21.

Характерными признаками однодольных растений являются

1. Параллельное жилкование листьев и две семядоли в семени

2. Мощное развитие придаточных корней и дуговое жилкование листьев

3. Развитый главный корень и сетчатое жилкование листьев

4. Стержневая корневая система и одна семядоля в семени

Объяснение: однодольные растения имеют одну семядолю (что логично), а также мочковатую корневую систему (развиты придаточные корни) и параллельное жилкование листа. Поэтому, выбираем вариант 2. Правильный ответ - 2.

 

Задание №22.

Соответствие формы цветка форме тела насекомого-опылителя является примером

1. Ароморфоза

2. Идиоадаптации

3. Дегенерации

4. Модификации

Объяснение: такое соответствие является частным изменением, не приводящим к повышению уровня организации. Такое изменение только способствует более удобному взаимодействию цветка и насекомого-опылителя. Правильный ответ - 2.

 

Задание №23.

Трахеи являются органами дыхания у 

1. Стрекозы

2. Острицы

3. Речного рака

4. Устрицы

Объяснение: трахеи - тонкие хитиновые трубочки - органы дыхания насекомых, которые наружу открываются парными отверстиями - дыхальцами. Правильный ответ - 1.

 

Задание №24.

Наиболее древняя (из перечисленных_ группа животных с двумя кругами кровообращения

1. Кольчатые черви

2. Хрящевые рыбы

3. Земноводные

4. Птицы

Объяснение: первой группой, у которых появляется второй круг кровообращения (в связи с выходом на сушу взрослого животного) появляется у земноводных. Правильный ответ - 3.

 

Задание №25.

Мозжечок лучше всего развит у

1. Рыб

2. Пресмыкающихся

3. Птиц

4. Земноводных

Объяснение: мозжечок наиболее развит у группы животных, которым свойственны сложные маневры и движения. Такие животные - птицы. Правильный ответ - 3.

 

Задание №26.

Наиболее древними земноводными считаются

1. Ихтиозавры

2. Стегоцефалы

3. Тритоны

4. Жабы

Объяснение: древними организмами, от которых произошли современные земноводные, являются стегоцефалы. Посмотрим как они выглядели. 

lec4_4_1-8

Правильный ответ - 2.

 

Задание №27.

Способность мышечных клеток к сокращению обеспечивается

1. Нуклеиновыми кислотами

2. Углеводами

3. Белками

4. Липидами

Объяснение: способность к сокращению обеспечивается двумя белками - актином и миозином. На этом основана теория скользящих нитей (два белка во время сокращения движутся навстречу друг к другу при наличии иона кальция и электрического сигнала). Правильный ответ - 3.

 

Задание №28.

Основной признак безусловных рефлексов

1. Индивидуальные

2. Кратковременные

3. Наследственные 

4. Приобретенные

Объяснение: безусловный рефлекс - рефлекс, присутствующий у вида (или группы видов) с рождения, выработанный (закрепленный из поколения в поколение (например, сосание, глотание, чихание и т.д.). Рефлекторная дуга таких рефлексов преимущественно проходит через спинной мозг. Правильный ответ - 3.

 

Задание №29. 

Йод входит в состав гормонов

1. Щитовидной железы

2. Надпочечников

3. Поджелудочной железы

4. Яичника

Объяснение: йод входит в состав гормонов щитовидной железы: три-йод-тиронина и тироксина. При недостаточной выработке этих гормонов в детском возрасте развивается критинизм. Правильный ответ - 1.

 

Задание №30.

При сильном ранении ржавым гвоздем пострадавшему следует

1. Обработать рану и сделать прививку против столбняка

2. Обработать рану и ввести противостолбнячную сыворотку

3. Только продезинфицировать рану

4. Отправить пострадавшего домой, перевязав рану

Объяснение: при ранении ржавым гвоздем нужно обработать рану обеззараживающим средством и ввести противостолбнячную сыворотку, чтобы предотвратить заражение крови. Правильный ответ - 2.

 

Задание №31.

К двумембранным компонентам эукариотической клетки относятся

1. Пластиды

2. Рибосомы

3. Лизосомы

4. Вакуоли

Объяснение: двумембранными органеллами клетки являются пластиды и митохондрии. Существует теория симбиогенеза, по которой эти органеллы когда-то были самостоятельными организмами, а потом вошли в состав эукариотической клетки (в следствие чего и возникла вторая мембрана). Правильный ответ - 1.

 

Задание №32.

Впервые описал клетку

1. Р. Вирхов

2. Т. Шванн

3. Аристотель

4. Р. Гук

Объяснение: Роберт Гук усовершенствовал микроскоп и, благодаря этому, увидел живую клетку и ввел термин "клетка". Правильный ответ - 4.

 

Задание №33.

Какое предложение не относится к современной клеточной теории?

1. Все организмы - вирусы, бактерии, растения, грибы и животные состоят из клеток

2. Клетка - элементарная структурная единица живого

3. Клетка - элементарная единица развития живого

4. Клетка - функциональная единица в многоклеточном организме

Объяснение: у клеточной теории есть несколько формулировок. Одна из них представлена здесь. Но ни в одной формулировке не встречается положения обо всех царствах живой природы. Правильный ответ - 1.

 

Задание №34.

У человека углеводы пищи начинают перевариваться в

1. Двенадцатиперстной кишке

2. Ротовой полости

3. Желудке

4. Толстом кишечнике

Объяснение: сложные углеводы начинают разлагаться в ротовой полости ферментом амилазой, содержащимся в слюне. Правильный ответ - 2.

 

Задание №35.

Диссимиляцией называют

1. Общий обмен веществ

2. Усвоение веществ

3. Синтез полимеров из мономеров

4. Распад полимеров на мономеры

Объяснение: диссимиляция - распад веществ в организме человека. Ассимиляция - сборка органических веществ. Правильный ответ - 4.

 

Задание №36.

При биологическом окислении глюкозы образуются

1. Углекислый газ и вода

2. Вода и АТФ

3. Углекислый газ, вода, АТФ

4. Молекулы-переносчики и АТФ

Объяснение: биологическое окисление глюкозы называется дыханием, при этом выделяются углекислый газ и вода и образуются 38 молекул АТФ. Правильный ответ - 3.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Часть 2

В1. Какие из названных признаков обеспечили пресмыкающимся приспособленность к жизни на суше?

А. Развитие зародышевых оболочек яйца

Б. Появление двух кругов кровообращения

В. Внутреннее оплодотворение

Г. Роговые образования кожи - чешуи, щитки

Д. Четырехкамерное сердце с полной перегородкой

Е. Трехкамерное сердце без перегородки

Объяснение: в связи с выходом на сушу у пресмыкающихся появилось внутреннее оплодотворение, роговые чешуи на коже и развились зародышевые оболочки яйца. Правильный ответ - А, В, Г.

 

В2. Выберите особенности, характеризующие соединительную ткань.

А. Бывает твердой и жидкой, межклеточное вещество хорошо развито

Б. Межклеточное вещество развито слабо, клетки ороговевшие

В. Клетки с длинными и короткими отростками, обладают возбудимостью и проводимостью

Г. Образует кости, хрящи, сухожилия, кровь

Д. Клетки с сократительными волокнами, одно- и многоядерные, длинные и укороченные

Е. Образует подкожно-жировую клетчатку, межпозвоночные диски, лимфу

Объяснение: костная, хрящевая, жировая и т.д. ткани, а также ткани внутренней среды входят в состав соединительной ткани, поэтому к признакам этой ткани отнесем: бывает твердой и жидкой, межклеточное вещество хорошо развито; образует кости, хрящи, сухожилия, кровь; образует подкожно-жировую клетчатку, межпозвоночные диски, лимфу. Правильный ответ - А, Г, Е.

 

В3. Выберите признаки, характерные для митотического деления клетки.

А. Этим способом делятся ядра соматических клеток многоклеточных животных и растений

Б. Это способ образования ядер спор, спермиев, яйцеклеток

В. Происходит конъюгация и кроссинговер хромосом

Г. Конъюгации и кроссинговера не происходит

Д. Результатом деления является образование гаплоидных гамет

Е. Результатом деления является образование диплоидных ядер соматических клеток

Объяснение: митоз - процесс деления соматических клеток (из одной диплоидной клетки получается две диплоидных). К признакам митоза отнесем: деление соматических клеток, не происходит конъюгации и кроссинговера, результат деления - два диплоидных ядра. Правильный ответ - А, Г, Е.

 

В4. Выберите функции нуклеиновых кислот в клетке.

А. Транспорт кислорода и углекислого газа

Б. Хранение и передача наследственной информации

В. Кодирование последовательности аминокислот в молекуле белка

Г. Сокращение мышечного волокна

Д. Передача нервного импульса

Е. Транспорт аминокислот к месту синтеза белка

Объяснение: нуклеиновые кислоты - ДНК и РНК, отвечают за хранение и передачу генетической информации. к признакам нуклеиновых кислот отнесем: Хранение и передачу наследственной информации, кодирование последовательности аминокислот в молекуле белка и транспорт аминокислот к месту синтеза белка. Правильный ответ - Б, В, Е.

 

В5. Соотнесите название ткани с тем местом в организме, где она преобладает.

Местонахождение ткани                      Название ткани

1. Суставы                                          А. Эпителиальная

2. Эпидермис кожи                             Б. Соединительная хрящевая

3. Межпозвоночные диски

4. Внутренние стенки сосудов

5. Слизистая носовой полости

6. Ушная раковина

Объяснение: эпителиальная ткань находится на поверхности организма, выстилает стенки некоторых органов и сосудов, поэтому к признакам эпителиальной ткани отнесем: эпидермис кожи, внутренние стенки сосудов, слизистую носовой полости. Соединительная хрящевая ткань бывает разной и из нее состоят суставы, межпозвоночные диски и ушные раковины. Правильный ответ - БАБААБ.

 

В6. Соотнесите признаки паразитических червей с их носителями.

Признаки                                                                             Тип червей

1. Заражение происходит через грязные руки                     А. Плоские черви 

2. Заражение происходит при питье воды из пруда             (печеночный сосальщик)

3. Гермафродиты                                                                Б. Круглые черви

4. Развитие с промежуточным хозяином                             (человеческая аскарида)

5. Личинки развиваются в кислородной среде

6. Раздельнополы

Объяснение: напомним жизненные циклы представленных паразитов.

692306_900ascariasis-life-cycle-01

Поэтому к признакам печеночного сосальщика отнесем: заражение при питье воды из пруда, гермафродиты, развитие в промежуточным хозяином, личинки развиваются в кислородной среде.

К признакам аскариды отнесем: заражение через грязные руки, раздельнополы. Правильный ответ - БААААБ.

 

В7. Установите предположительную последовательность возникновения следующих групп животных.

А. Летающие насекомые

Б. Пресмыкающиеся

В. Приматы

Г. Кольчатые черви

Д. Плоские черви

Е. Кишечнополостные

Объяснение: самой первой группой из представленных является Кишечнополостные, далее возникли Плоские черви, через несколько ступеней возникли Кольчатые черви, из них произошли Насекомые. Из позвоночные сначала возникли Пресмыкающиеся,а одной из самых прогрессивных групп млекопитающих являются Приматы. Правильный ответ - ЕДГАБВ.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Часть 3.

С1. Какая структура молекулы белка определяется только последовательностью аминокислот?

Объяснение: первичная структура белка определяется только последовательностью аминокислот. Приведем пример. 

8-2

 

С2. Чем отличаются клетки печени осла от клеток печени лошади?

Объяснение: и осел и лошадь являются млекопитающими, значит строение печени у них одинаковое. Но печень состоит из соматических клеток, которые содержат двойной набор хромосом. Количество хромосом - видовой признак. Количество хромосом у осла и лошади отличается. 

 

С3. Какие свойства ДНК подтверждают, что она носитель генетической информации?

Объяснение: 1. ДНК содержит все гены организмов.

2. ДНК способна к репликации (удвоению). 

3. ДНК способна экспрессировать все гены при помощи синтеза белка.

 

С4. Какова роль белков в организме?

Объяснение: 1. Регуляторная (некоторые белки являются гормонами и осуществляют гуморальную регуляцию).

2. Ферментативная (ферменты являются белками; ферменты - биокатализаторы клетки).

3. Структурная (из белков состоят многие структуры соединительной ткани и белки структурируют нуклеиновые кислоты).

4. Транспортная (например, гемоглобин переносит кислород к клеткам организма, а еще белки составляют транспортные каналы в мембране клеток).

5. Накопительная (резервная) (некоторые белки накапливаются в клетках организма, например, яичный альбумин).

6. Защитная (существует много белков, выполняющих защитную функцию - например, иммуноглобулины). 

 

С5. Какова роль кроссинговера в эволюционном процессе?

Объяснение: кроссинговер - обмен участками гомологичных хромосом (происходит в профазе мейоза 1). Хромосомы могут обмениваться участками разной длины (и большими и маленькими). Длины измеряется в процентах или морганидах. Роль кроссинговера заключается в увеличении биологического разнообразия, так как каждый новый организм имеет отличный от родительского генотип. 

 

С6. У человека нерыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные рыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на этот вопрос?

Объяснение: А - нерыжие волосы

а - рыжие волосы

Р: Аа х Аа

Г: А, а х А, а

F1: АА : 2Аа : аа

Расщепление по генотипу - 1:2:1.

Расщепление по фенотипу - 3:1. Следовательно, вероятность рождения нерыжего ребенка - 75%. Вероятность рождения рыжего ребенка - 25%.

Однозначного ответа на вопрос нет, так как невозможно предположить генотип будущего ребенка, так как могут встретиться половые клетки с разными генотипами.