Вариант 1

Вариант 1

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

 

(1) Человек проводит на работе большую часть своего времени, и, конечно, каждому хочется, чтобы условия его работы были комфортными или хотя бы не создавали неудобств при осуществлении трудовых функций. (2) Многие работодатели, в том числе и руководители бюджетных организаций, идут навстречу работникам и в силу своих возможностей стараются обеспечить достойные условия труда. (3) Однако, ...., не все руководители понимают важность создания в коллективе комфортного психологического микроклимата.

 

 

Задание 1.

Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1. Человек проводит на работе большую часть своего времени и, конечно, каждому хочется, чтобы на рабочем месте был комфортный психологический микроклимат.

2. Не все руководители, обеспечивая достойные условия труда для своих работников, понимают важность создания в коллективе комфортного психологического микроклимата.

3. Все руководители бюджетных организаций стараются обеспечить своим сотрудникам достойные условия труда, включая комфортный психологический микроклимат в коллективе.

4. Создание психологического микроклимата в коллективе является важнейшим условием осуществления трудовой деятельности сотрудника, что не всегда осознается руководителями.

5. Многие работодатели, в том числе и руководители бюджетных организаций, идут навстречу своим работникам и в силу своих возможностей стараются помочь им.

 

 

Задание 2.

Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

 

таким образом

кроме того

к сожалению

наоборот

например

 

 

Задание 3.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в котрой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

 

ОБЕСПЕЧИТЬ, -чу, -чишь; -ченный; сов.

1. кого-что чем. Снабдить чем-н. в нужном количестве. О. сырьем. О. фермы техникой.

2. что. Сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. О. Успех.

3. кого-что от кого чего. Отградить, охранить (устар.). О. человека от нищеты.

4. кого-что. Предоставить достаточные материальные средства к жизни. О. свою семью. Обеспеченная старость.

 

 

Задание 4.

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

 

аэропортЫ

закУпорить

красИвее

взялА

перезвонИт

 

 

Задание 5.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Грибники, пришедшие в лес после дождя, НАПОЛНИЛИ свои корзины грибами буквально за час.

Высокая ЭФФЕКТНОСТЬ некоторых противовирусных препаратов сочетается с достаточно большой вероятностью возникновения побочных эффектов, что делает крайне нежелательным приём этих препаратов детьми до 12 лет.

ГАРАНТИЙНЫЙ срок устанавливается изготовителем или продавцом и исчисляется с момента передачи товара покупателю.

Фабрикам легко было перейти на производство КОСТЯНОГО фарфора, потому что последовательность процессов производства, температура политого обжига и обжига глазури были такими же, как и для производства обычной керамики.

На горных склонах размещают ЛЕСНЫЕ насаждения, а при благоприятных условиях — плодовые и орехоплодные плантации, виноградники.

 

 

Задание 6.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

ТРЁМСТАМИ учениками

ЛЯГТЕ на пол

ПОПРОБУЕМ разобраться

виноград СПЕЛ

выглядел ЯРЧЕ

 

 

Задание 7.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРAMМАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

 

A) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

B) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1) Логичность речи — это коммуникативное качество, которое предусматривает в первую очередь непротиворечивость и аргументированность речи.

2) В. И. Вернадский поднимал вопрос как о постепенном избавлении человека от его зависимости от природных условий, а также о создании искусственного хлорофилла.

3) По прилёту пассажира в аэропорт работники пограничного контроля ставят в паспорт штамп о пересечении границы.

4) Когда в сознании писателя рождается книга, он испытал чувство приближающегося неизвестного счастья.

5) Выражая свой взгляд на проблему одиночества в мировой литературе, мной был задан вопрос докладчику.

6) Невозможно без тяжёлого душевного волнения читать конец повести Куприна "Гранатового браслета".

7) Радость подлинного писателя — это радость проводника по прекрасному, знающего дорогу в будущее.

8) По приезде в Москву начинающий писатель позвонил редактору и договорился о встрече.

9) В своей статье В. Г. Белинский не только детально изучает форму произведения, но и формулирует вопросы, важные для понимания нравственных проблем своего времени.

 

 

Задание 8.

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

прик..снуться

прор..стает

обог..щение

пл..вец

пр..стиж

 

 

Задание 9.

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

на..кусил, о..плывать

и..подлобья, ра..бег

под..езд, в..южный

пр..помнить, пр..зыв

об..ск, сверх..дейный

 

 

Задание 10.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 

фланел..вый

милост..вый

ослаб..вать

ключ..вой

груш..вый

 

 

Задание 11.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 

накле..вший

посе..нный

нама..шься

гранич..щий

вытерп..шь

 

 

Задание 12.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

 

По дну оврага, среди тёмной чащи, падает с уступа на уступ, журчит и холодно булькает ещё (НЕ)ИССЯКШИЙ ручей.

Фюзеляж самолёта был (НЕ)ГЛАДКИЙ, а шероховатый, облицованный сосновой корой.

До двух часов занятия должны были идти (НЕ)ПРЕРЫВАЯСЬ, а в два часа — перемена и завтрак.

Вовсе (НЕ)ТОРЖЕСТВЕННО встретила Белогорская крепость Петра Андреевича Гринёва.

Разработчики, приученные к жёсткому производственному порядку, могли при (НЕ)ОБХОДИМОСТИ оценить свои возможности в подготовке той или иной аппаратуры, предназначенной для установки на космические корабли.

 

 

Задание 13.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

(В)МЕСТЕ впадения реки Нерли в Волгу, (В)БЛИЗИ города Калязина, образуется огромный залив.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего просмотра мне казалось, что эти иллюстрации раздвигали землю всё шире и шире, украшая её сказочными городами, показывая мне (В)ДАЛИ высокие горы, красивые берега морей.

По крутой лестнице мы поднялись (НА)ВЕРХ, миновали площадку и, БУД(ТО) из тоннеля, вырвались в огромный светлый простор.

Я поблагодарил Дерсу (ЗА)ТО, что он (ВО)ВРЕМЯ столкнул меня с плота: этим он спас мне жизнь.

Без устали шуршат на быстрых роликах резиновые ленты конвейеров, на которых плывут (С)ВИДУ толстые (РАЗНО)ЦВЕТНЫЕ конверты, залитые сургучом пакеты, кипы газет, посылки в фанерных ящиках.

 

 

Задание 14.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых_ пишется НН.

 

Медле(1)о вытащили из подвала кова(2)ый сундук. Прочные стари(3)ые обручи как будто въелись в деревя(4)ые части крышки.

 

 

Задание 15.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1) Цапли взмахивают крыльями мягко и неторопливо и от других птиц отличаются в полёте особенным сложением шеи и вытянутыми вперёд ногами.

2) В своих решениях жюри руководствовалось не столько эстетическими критериями сколько зрительской реакцией.

3) В начале апреля уже шумели скворцы и кружили жёлтые бабочки.

4) Вихрь свирепствовал около часа или полутора часов и затем неожиданно пропал.

5) Иволги кричат да стонут да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.

 

 

Задание 16.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Джипы и внедорожники (1) отличающиеся повышенной проходимостью (2) появилсь в годы войны, и ведущие фирмы (3) предвидя тенденции развития автомобилей на десятки лет вперед (4) раработали в 1950-е годы кардинально новые конструкции машин. 

 

 

Задание 17.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Пройдите (1) вы (2) гости (3) по улице старой,

По новым домам, по колхозным амбарам.

По скотным дворам, по усадьбе пройдете, наверно (4) вы песню тогда нам споете.

(А. Т. Твардовский)

 

 

Задание 18.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Бортовой компьютер (1) значение (2) которого (3) в ближайшем будущем сильно возрастет (4) уже несколько лет является неотъемлемой частью управления автомобилем.

 

 

Задание 19.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 

Очевидец рассказал туристке (1) что (2) когда она потеряда сознание и пошла ко дну (3) ее вытолкнул из воды дельфин (4) благодаря чему она была спасена.

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

 

 (1)Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка. (2)Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (3)Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку. (4)На самом же деле детство – самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть главная часть жизни, она основной возраст человека. (5)Больше того, человек предназначен для детства, рождён для детства, к старости вспоминается более всего детство, поэтому можно сказать, что детство – это будущее взрослого человека.
   (6)Детство было самой счастливой порой моей жизни. (7)Не потому, что дальше было хуже. (8)И за следующие годы благодарю судьбу, и там было много хорошего. (9)Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня, я был радостью для отца и матери, я был не для кого, не было ещё чувства долга, не было обязанностей, ну сопли подобрать, ну спать лечь. (10)Детство безответственно. (11)Это потом стали появляться обязанности по дому. (12)Сходи. (13)Принеси. (14) Помой… (15) Появилась школа, уроки, появились часы, время.
   (16)Я жил среди муравьёв, травы, ягод, гусей. (17)Я мог лежать в поле, лететь среди облаков, бежать неизвестно куда, просто мчаться, быть паровозом, автомобилем, конём. (18)Мог заговорить с любым взрослым. (19)Это было царство свободы. (20)Не только наружной, но и внутренней. (21)Я мог часами смотреть с моста в воду. (22)Что я там видел? (23)Подолгу простаивал в тире. (24)Волшебным зрелищем была кузня.
   (25)Любил в детстве часами лежать на тёплых бревнах плота, смотреть в воду, как играют там в рыжеватой глубине, поблескивают уклейки.
   (26)Повернешься на спину, в небе плывут облака, а кажется, что плывет мой плот. (27)Под бревнами журчит вода, куда плывет – конечно, в дальние страны, там пальмы, пустыни, верблюды. (28)В детских странах не было небоскребов, автострад, была страна Фенимора Купера, иногда Джека Лондона – у него снежные, метельные, морозные.
   (29)Детство – это чёрный хлеб, теплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зелёный горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, ржаные, с картошкой, это домашний квас. (30)Куда исчезает еда нашего детства? (31)И почему она обязательно исчезает? (32)Маковки, постный сахар, пшённая каша с тыквой…
   (33)Столько было разного счастливого, весёлого… (34)Детство остаётся главным и с годами хорошеет. (35)Я ведь там тоже плакал, был несчастен. (36)К счастью, это начисто забылось, осталась только прелесть той жизни. (37)Именно жизни. (38)Не было ни любви, ни славы, ни путешествий, только жизнь, чистое ощущение восторга своим существованием под этим небом. (39)Ещё не осознана была ценность дружбы или счастье иметь родителей, всё это позже, позже, а там, на плоту, только я, небо, река, сладкие туманные грёзы…
(По Д. А. Гранину)

Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) - русский советский писатель, общественный деятель.

 

 

Задание 20. 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1) Детство — это подготовка к взрослой жизни, так как в детстве ребёнок только начинает постигать устройство мира.

2) Попытки родителей понять, каким будет будущее их ребёнка, чаще всего безуспешны.

3) С творчеством Ф. Купера и Дж. Лондона рассказчик познакомился во взрослой жизни, когда совершил путешествие в дальние страны.

4) Рассказчика с детства приучили быть ответственным, выполнять обязанности по дому, работать в кузнице.

5) Рассказчик считает детство самой счастливой порой, несмотря на то что потом в его жизни было ещё много хорошего.

 

 

Задание 21.

Какие из пеерчисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1. Предложения 3, 4 поясняют содержание предложения 2.

2. В предложениях 6-9 содержится рассуждение.

3. В предложениях 16-20 представлено повествование.

4. В предложении 28 предствалено повествование.

5. Предложение 31 содержит ответ на вопросы, сформулированные в предложениях 29,30.

 

 

Задание 22.

Из предложений 24-27 выпишите один фразеологизм.

 

Задание 23.

Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного и личного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(ий).

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

 

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ " 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

 

 

Задание 24.

«Вспоминая своё детство, Д. А. Гранин использует различные приёмы, в частности (A)_________ („детство" в предложении 5), а также тропы: (Б)_________ („волшебным зрелищем" в предложении 23, „сладкие туманные грёзы" в предложении 38), (B)_____  („детство — самостоятельное царство" в предложении 4, „царство

свободы" в предложении 19). Детство сменяется другой порой, которую лучше всего в тексте характеризует синтаксическое средство — (Г) (предложения 12-14)».

 

 

 

Список терминов:

 

1)      синонимы

2)      метафора

3)      эпитеты

4)      лексический повтор

5)      фразеологизм

6)      антонимы

7)      односоставные предложения

8)      вопросительные предложения

9)      обращение

 

 

Задание 25.

Напишите со­чи­не­ние по про­чи­тан­но­му тексту.

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те одну из проблем, по­став­лен­ных ав­то­ром тек­ста (избегайте чрез­мер­но­го цитирования).

Сфор­му­ли­руй­те по­зи­цию ав­то­ра (рассказчика). Напишите, со­глас­ны или не со­глас­ны Вы с точ­кой зре­ния ав­то­ра про­чи­тан­но­го текста. Объ­яс­ни­те почему. Свой ответ аргументируйте, опи­ра­ясь в первую очередь на чи­та­тель­ский опыт, а также на зна­ния и жиз­нен­ные на­блю­де­ния (учитываются пер­вые два аргумента).

Объём со­чи­не­ния — не менее 150 слов.

Работа, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тексту), не оценивается. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём баллов.

Сочинение пи­ши­те аккуратно, раз­бор­чи­вым почерком.

 

 

Ответы: 

1 - 24 или 42

2 - ксожалению

3 - 2

4 - аэропорты

5 - эффективность

6 - тремястами

7 - 64532

8 - обогащение

9 - припомнитьпризыв или призывприпомнить

10 - милостивый

11 - намаешься

12 - необходимости

13 - наверхбудто или будтонаверх

14 - 134 или любая другая последовательность этих цифр

15 - 25 или 52

16 - 1234 или любая другая последовательность этих цифр

17 - 234 или любая другая последовательность этих цифр

18 - 14 или 41

19 - 1234 или любая другая последовательность этих цифр

20 - 25 или 52

21 - 12 или 21

22 - несводяглаз или глазнесводя

23 - 3

24 - 4327

25 Примерный круг проблем

1. Проблема ценности детства (В чем заключается ценность дества?)

2. Проблема восприятия окружающего мира ребенком. (Как дети воспринимают окружающий мир?)

3. Проблема ценности детских воспоминаний в жизни человека. (В чем проявляется ценность воспоминаний о детстве?)

4. Проблема восприятия детства как счатсливой поры. (Является ли детство самой счастливой попрой в жизни человека?)

Авторская позиция

1. Детство - это главная пора в жизни: человек предназначен для детства, рожден для него. Это самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего.

2. Ребенок воспринимает окружающий мир по-особому: ему кажется, что весь мир устроен для него и этим он привлекателен. Ребенок испытывает внутреннюю и внешнюю свободу, он не обременен никакими обязанностями, чувством долга: нет ни любви, ни славы, ни путешествий - только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом.

3. Детские воспоминания самые яркие и незабываемые. С возрастом вспоминается более всего детсов. Начисто забывается все плохое, остается только прелесть детской жизни.

4. Детство - самая счастливая пора в жизни человека, она наполнена радостью, ощущением восторга.

 

 

Источник: ЕГЭ Русский язык И.П. Цыбулько Типовые экзаменационные варианты 2017