Вариант 10

Разбор варианта № 2 за 2016 год из сборника «Типовые тестовые задания ЕГЭ 2016. Биология», авторы: Г.С. Калинова, Т.В. Мазяркина.

 

 

Задание №1.

Живые тела, в отличие от тел неживой природы,

1. Передвигаются в пространстве

2. Содержат органические вещества

3. Участвуют в круговороте веществ

4. Изменяют размеры под воздействием среды

Объяснение: только живые организмы способны создавать и содержать органические вещества. Органические вещества на Земле появились с первыми живыми организмами. Правильный ответ - 2.

 

 

Задание №2.

В клетках прокариот, в отличие от эукариот, отсутствует(ют)

1. Цитоплазма

2. Ядро

3. Рибосомы

4. Цитоплазматическая мембрана

Объяснение: главное отличие прокариот от эукариот - отсутствие ядерной мембраны (и вообще мембранных органелл, кроме самое цитоплазматической мембраны). Подробнее об отличиях прокариот и эукариот посмотрите здесь. Правильный ответ - 2.

 

 

Задание №3.

Основное значение темновой фазы процесса фотосинтеза в клетке заключается в 

1. Образовании глюкозы

2. Использовании энергии молекул АТФ

3. Матричном синтезе белка

4. Фотолизе воды

Объяснение: в темновой фазе фотосинтеза происходит фиксация углекислого газа в цикле Кальвина с целью образования сахаров, данный процесс идет с использованием молекул АТФ, но главное значение фотосинтеза - это образование органических молекул с использованием энергии солнечного света. Правильный ответ - 1.

 

 

Задание №4.

В митозе хромосомы становятся однохроматидными в период

1. Анафазы

2. Телофазы

3. Профазы

4. Метафазы

Объяснение: приведем схему митоза.

10-11_37_2_1

Правильный ответ - 1.

 

 

Задание №5.

В ходе зародышевого развития организма бластула образуется в результате

1. Дробления зиготы

2. Формирования плаценты

3. Слияния двух гамет

4. Развития двух зародышевых листков

Объяснение: бластула - это следующая стадия после зиготы, то есть бластула образуется при дроблении зиготы. Правильный ответ - 1.

 

 

Задание №6.

Какова вероятность появления в потомстве белых кроликов (рецессивный признак) при скрещивании гетерозиготных черных особей?

1. 75%

2. 50%

3. 25%

4. 0%

Объяснение: скрещиваем двух гетерозиготных особей.

Аа х Аа

При этом получается следующее расщепление по генотипу: АА, 2Аа, аа

А по фенотипу: 3:1. То есть вероятность рождения белых кроликов - 1/4 или 25%.

Правильный ответ - 3.

 

 

Задание №7.

Как называется изменчивость, которая характеризуется увеличением или уменьшением числа хромосом в клетке?

1. Геномная

2. Генная

3. Соматическая

4. Хромосомная

Объяснение: изменение числа хромосом - перестройка на уровне генома, поэтому такая мутация будет называться геномной. Правильный ответ - 1.

 

 

Задание №8.

В селекции растений в результате скрещивания чистых линий у гибридов первого поколения

1. Развииваются признаки отцовского организма

2. Образуются гомозиготные генотипы

3. Наблюдается наследование, сцепленное с полом

4. Проявляется эффект гетерозиса

Объяснение: чистая линия - это явление, при котором из поколения в поколение появляются только гомозиготы по одному признаку. Но при скрещивании двух разных чистых линий у гибридов первого поколения наблюдается эффект гетерозиса, так как гетерозис - явление при котором при межвидовом скрещивании получаются гетерозиготные организмы. У этих организмов очень сильно проявлены гетерозиготные признаки. То есть в данном случае гетерозигота проявляется сильнее, чем гомозигота по доминантному признаку.  Правильный ответ - 4.

 

 

Задание №9.

Паразитический организм, молекула ДНК которого способна встраиваться в хромосому хозяина, - это

1. Бактерия

2. Плесневый гриб

3. Вирус

4. Простейшее животное

Объяснение: вирус - белковый капсид, содержащий внутри себя нуклеиновую кислоту (ДНК или РНК). Проявляет активность только внутри живой клетки, встраиваясь в геном хозяина. Правильный ответ - 3.

 

 

Задание №10.

Пыльца цветковых растений формируется в 

1. Семязачатке

2. Рыльце пестика

3. Тычинках

4. Завязи пестика

Объяснение: пыльца цветковых растений формируется на мужских органах цветка - тычинках, после образования пыльцы происходит опыление. Правильный ответ - 3.

 

 

Задание №11.

Все растения, от водорослей до покрытосеменных, имеют

1. Фотосинтезирующую ткань

2. Стебель с листьями

3. Проводящую систему

4. Клеточное строение

Объяснение: существует огромное разнообразие как высших, так и низших растений, но все они имеют клеточное строение (и одноклеточные и многоклеточные). Правильный ответ - 4.

 

 

Задание №12.

К какому классу относят животных, имеющих 3 отдела тела, 3 пары ног?

1. Насекомых

2. Ракообразных

3. Паукообразных

4. Сосальщиков

Объяснение: таких животных относят к классу Насекомых. Приведем пример типичного насекомого.

особенности_строения_насекомых

Правильный ответ - 1.

 

 

Задание №13. 

У млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, в процессе эволюции в дыхательной системе появились

1. Легочные пузырьки в легких

2. Трахеи и бронхи

3. Правое и левое легкое

4. Ноздри и носовые полости

Объяснение: легкие рептилий имеют ячеистое строение, хотя общий план строения дыхательной системы у рептилий и пресмыкающихся похож, но легочные пузырьки, из этих двух групп, есть только у млекопитающих. Правильный ответ - 1.

 

 

Задание №14.

Ткань человека, основу которой образуют клетки с короткими и длинными отростками, обладающие свойствами раздражимости и возбудимости, - это

1. Рыхлая соединительная

2. Мерцательный эпителий

3. Костная соединительная

4. Нервная

Объяснение: клетки с короткими отростками (дендритами) и длинными (аксонами), обладающими свойствами раздражимости и возбудимости, называют нервными. Они составляют основу нервной системы. Правильный ответ - 4. 

 

 

Задание №15.

Жиры, свойственные данному организму, синтезируются в 

1. Тонкой кишке

2. Эпителии ворсинок

3. Клетках тела

4. Желудке

Объяснение: жиры в организме расщепляются на глицерин и жирные кислоты, затем они всасываются ворсинками кишечника, где происходит их синтез, затем они попадают в лимфатическую систему, потом - в кровь и разносятся по организму, помогая обмену веществ. Правильный ответ - 2. 

 

 

Задание №16.

Гуморальная функция поджелудочной железы проявляется в выделении в кровь

1. Глюкозы

2. Инсулина

3. Адреналина

4. Тироксина

Объяснение: поджелудочная железа является железой смешанной секреции, но как железа внутренней секреции, она выделяет два гормона - инсулин и глюкагон, которые участвуют в обмене глюкозы в организме. Правильный ответ - 2.

 

 

Задание №17.

В регуляции работы сердца участвует

1. Вегетативный отдел нервной системы

2. Гормон поджелудочной железы инсулин

3. Белок плазмы крови фибриноген

4. Красный костный мозг

Объяснение: из всех вышеперечисленных вариантов ответа регуляцию работы сердца осуществляет только вегетативный отдел нервной системы, так как сердце работает не по нашему желанию (именно такую работу осуществляет вегетативная нервная система, например, работу гладких мышц внутренних органов). Правильный ответ - 1.

 

 

Задание №18.

Причиной ожирения человека может быть

1. Вегетарианство

2. Интенсивные занятия спортом

3. Преобладание белковой пищи в рационе

4. Малоподвижный образ жизни

Объяснение: вегетарианство способствует снижению веса, так как в растительной пище содержатся ненасыщенные жиры и многие другие вещества, способствующие снижению веса. Интенсивные занятия спортом, наоборот, сжигают жиры. Белковая пища в рационе способствует набору мышечной массы. А вот малоподвижный образ жизни не способствует сжиганию лишних жиров, то есть происходит набор веса - ожирение. Правильный ответ - 4.

 

 

Задание №19.

Согласно эволюционной теории, главной причиной борьбы за существование является

1. Ограничеснность существующих ресурсов

2. Модификационная изменчивость

3. Скачкообразный мутационный процесс

4. Необратимость процесса видообразования

Объяснение: борьба за существование является одной из движущих сил эволюции, она бывает межвидовой, внутривидовой или борьбой с условиями окружающей среды. А происходит борьба за существование из-за ограничеснности ресурсов (если бы всем хватало еды и территории, борьбы не было бы). Правильный ответ - 1.

 

 

Задание №20. 

Популяция как составная часть конкретного биогеоценоза служит структурной единицей

1. Рода

2. Вида

3. Семейства

4. Отряда

Объяснение: популяция является структурной единицей эволюции, так как именно из популяции в процессе эволюции получается новый вид. Но вид состоит из многих популяций, то есть популяция мельче вида. Правильный ответ - 2.

 

 

Задание №21.

Передние конечности летучей мыши и тюленя - это органы

1. Аналогичные

2. Гомологичные

3. Рудиментарные

4. Атавистические

Объяснение: гомологичные органы - это такие органы, которые одинаковы (или сходны) по строению и происхождению, но выполняют разные функции. Например, конечности разных млекопитающих: у крота - для рытья, у китообразных - для плавания, у копытных - для бега. Такое развитие произошло в результате дивергенции (расхождения признаков). Правильный ответ - 2.

 

 

Задание №22.

Как называют отношения березы и обитающего на ней трутовика?

1. Симбиозом

2. Паразитизмом

3. Хищничеством

4. Конкуренцией

Объяснение: трутовик - паразитический гриб. Он поселяется в дереве и начинает жить за счет питательных веществ данного дерева. Правильный ответ - 2.

 

 

Задание №23.

Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

1. Чайка → окунь → мальки рыб → водоросли

2. Водоросли → чайка → окунь → мальки рыб

3. Мальки рыб → водоросли → окунь → чайка

4. Водоросли → мальки рыб → окунь → чайка

Объяснение: любая цепь питания начинается с продуцента (зеленое растение или автотрофная бактерия), значит первое звено - водоросль. второе звено - организм, который кушает водоросль (консумент) - это мальки рыб. Остается только один вариант - 4. Правильный ответ - 4.

 

 

Задание №24.

Озоновый экран появился в атмосфере Земли в результате

1. Жизнедеятельности растений

2. Хемосинтеза

3. Химических реакций в гидросфере

4. Перемещения массы кислорода из космоса

Объяснение: озон в атмосфере образуется из кислорода при электрическом разряде, но озоновый слой мог образоваться только при достаточном содержании кислорода в атмосфере, что появилось только вместе с зелеными растениями (так как до зеленых растеий кислорода в атмосфере было очень мало, но, благодаря фотосинтезу, кислород достиг 21%). Правильный ответ - 1.

 

 

Задание №25.

Верны ли следующие суждения о путях эволюции?

А. Биологический прогресс связан с высокой численностью вида, распространением особей и расширением его ареала.

Б. Развитие вида по пути биологического прогресса зависит от увеличения его генетической неоднородности, усиления обмена генетическим материалом. 

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: приведем термин биологического прогресса. Биологический прогресс - увеличение приспособленности особей, сопровождающееся ростом численности, расширением ареала и внутривидовой изменчивостью. Оба суждения не противоречат термину. правильный ответ - 3.

 

 

Задание №26. 

В чем выражается приспособленность аскариды к паразитическому образу жизни?

1. Развитие личинки в теле хозяина

2. Размножение половым путем

3. Наличие плотной кутикулы

4. Наличие двусторонней симметрии тела

5. Наличие кожно-мускульного мешка

6. Образование большого числа яиц

Объяснение: в данном задании будем выбирать те варианты, которые характерны именно для паразитов. А это - развитие личинки в теле хозяина (это способствует лучшей жизни личинки), наличие плотной кутикулы (предотвращает переваривание паразитов в теле хозяина), образование большого числа яиц (характерный признак паразитов - обеспечивает заражение наибольшего количества особей). Правильный ответ - 136.

 

 

Задание №27.

Серое вещество больших полушарий в головном мозге человека

1. Образует борозды и извилины складчатой коры

2. Расположено под корой

3. Образовано длинными отростками нейронов - аксонами

4. Образует подкорковые ядра

5. Соединяет большие полушария со стволом головного мозга

6. Включает зоны зрительного, слухового и других анализаторов

Объяснение: серое вещество - основной компонент головного мозга человека, оно содержит тела нервных клеток, образует борозды и извилины, подкорковые ядра и включает зоны различных анализаторов, в том числе зрительного и слухового. Правильный ответ - 146. 

 

 

Задание №28.

В экосистеме широколиственного леса - дубраве

1. Короткие пищевые цепи

2. Устойчивость обеспечивается разнообразием организмов

3. Начальное звено цепи питания представлено растениями

4. Популяционный состав животных не изменяется во времени

5. Источник первичной энергии - солнечный свет

6. В почве отсутствуют редуценты

Объяснение: широколиственный лес является одной из самых устойчивых экосистем, в первую очередь, из-за большого разнообразия видов (разнообразие - основа устойчивости). Поэтому характеристиками дубравы будут: устойчивость при помощи большого разнообразия организмов, растения - начальное звено цепей питания и наличие света в качестве первичного источника энергии. Правильный ответ - 235. 

 

 

Задание №29.

Установите соответствие между характеристикой энергетического обмена и его этапом.

Характеристика

А. Происходит в цитоплазме

Б. Происходит в лизосомах

В. Вся освобождаемая энергия рассеивается в виде тепла

Г. За счет освобождаемой энергии синтезируются 2 молекулы АТФ

Д. Расщепляются биополимеры до мономеров

Этап энергетического обмена

1. Подготовительный

2. Гликолиз

Объяснение: Подготовительный этап энергетического обмена  происходит в лизосомах, там, при расщеплении органических молекул (идет расщепление полимеров до мономеров) освобождается много энергии, вся она рассеивается в виде тепла. Гликолиз происходит в цитоплазме, в процессе гликолиза образуется 2 молекулы АТФ. Правильный ответ - 21121. 

 

 

Задание №30.

Установите соответствие между признаком и группой организмов, для которой он характерен.

Признак

А. Выделяют в особое царство

Б. Тело представляет собой слоевище

В. По способу питания - автогетеротрофы

Г. Образуют микоризу с корнями растений

Д. Представляют симбиоз грибов и водорослей

Группа организмов

1. Грибы

2. Лишайники

Объяснение: грибы - самостоятельное царство гетеротрофных организмов, не имеющих тканей, образующих микоризу с корнями деревьев. Лишайники представляют собой симбиоз гриба и водоросли, где гриб - гетеротроф, а водоросль - автотроф. Тело лишайника - слоевище. Правильный ответ - 12212.

 

 

Задание №31.

Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано.

Симптом заболевания

А. Кровоточивость десен

Б. Ухудшение зрения в сумерках

В. Выпадение зубов

Г. Поражение роговицы глаза и кожи

Д. Понижение сопротивляемости заболеваниям

Недостаток витамина

1. А

2. С

Объяснение: недостаток витамина А приводит к ухудшению зрения в сумерках и поражению роговицы глаза и кожи, а недостаток витамина С вызывает цингу, что сопровождается кровоточивостью десен, выпадением зубов, а еще витамин С влияет на иммунитет.

Правильный ответ - 21212.

 

 

Задание №32.

Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

Причины

А. Расширение ареала исходного вида

Б. Стабильность ареала исходного вида

В. Разделение ареала вида различными преградами

Г. Многообразие изменчивости особей внутри ареала

Д. Многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала

Способы видообразования

1. Географическое

2. Экологическое

Объяснение: к географическому видообразованию отнесем все изменения ареала вида, это - аасширение ареала исходного вида и разделение ареала вида различными преградами, все остальное относится к экологическому видообразованию. Правильный ответ - 12122. 

 

 

Задание №33.

Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца.

1. Внедрение личинок в организм моллюска

2. Выход из яйца личинок с ресничками

3. Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота

4. Миграция личинок в печень и желчные протоки основного хозяина

5. Выход оплодотворенных яиц в кишечник крупного рогатого скота, а затем в окружающую среду

6. Инцистирование личинок

Объяснение: рассмотрим жизненный цикл печеночного сосальщика.

692306_900

В соответствии с картинкой выберем правильную последовательность этапов - 521634.

 

 

Задание №34.

Предложите опыт, доказывающий необходимость света для жизни растений.

Объяснение: свет растениям дает энергию для образования органических веществ, поэтому без света растение не будет расти (не сможет образовывать сахара и молекулы АТФ). Например, можем взять два растения, одно поставить на свет, а другое - в темноту. При этом будем одинаково их поливать. И увидим, что у растения в темноте светлеют листья и оно перестает расти, а растение на свету растет как и прежде. 

 

 

Задание №35.

Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

 

  Анафаза-митоза

Объяснение: на рисунке изображена анафаза митоза, так как хроматиды (гомологичные хромосомы) расходятся по разным полюсам клетки. Набор хромосом - 4n, так как перед делением хромосомы удвоились, такое же и число молекул ДНК.

 

 

Задание №36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Процесс образования первичной мочи происходит за счет фильтрации плазмы крови в надпочечниках. 2. Первичная моча сходна по составу с плазмой крови. 3. Во вторичной, или конечной, моче содержится мочевина, вода и некоторые минеральные соли. 4. Из почек моча по мочеточникам собирается в мочевой пузырь. 5. Мочевой пузырь является органом выделительной и половой систем.

Объяснение: предложение 1 - фильтрация плазмы крови происходит не в надпочечниках, а в почках. Предложение 2 - первичная моча не сходна по составу с плазмой крови, а отличается отсутствие белков. Предложение 3 - мочевой пузырь не является органом половой системы, а только выделительной.

 

 

Задание №37.

Объясните физиологические механизмы газообмена, который происходит между атмосферой и листьями цветкового растения.

Объяснение: газообмен в листьях цветкового растения осуществляется при помощи двух процессов: фотосинтеза и дыхания. При фотосинтезе фиксируется углекислый газ и выделяется кислород, при дыхании кислород поглощается, а выделяется углекислый газ. Смесь газов накапливается в межклеточном веществе, они выделяются и поглощаются при помощи устьиц, расположенных на обратной стороне листа.

 

 

Задание №38.

Опишите основные этапы эволюции кровеносной системы хордовых животных

Объяснение: начнем описание эволюции кровеносной системы хордовых с ланцетника, у него замкнутая кровеносная система, сердца нет, но есть один круг кровообращения. У рыб сердце двухкамерное (одно предсердие и один желудочек) и один круг кровообращения. У земноводных трехкамерное сердце - два предсердия, один желудочек (кровь в желудочке смешивается), два круга кровообращения. У рептилий - трехкамерное сердце - два предсердия, один желудочек с неполной перегородкой, два круга кровообращения. У птиц - четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения. У млекопитающих - четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения.

 

 

Задание №39. 

Какой хромосомный набор характерен для спор и клеток заростка папоротника? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Объяснение: папоротникам характерна смена поколений (полового и бесполого). Споры образуются из спорангия при помощи мейоза. Клетки заростка имеют гаплоидный набор хромосом и образуются из споры путем митоза, то есть споры тоже имеют тоже гаплоидный набор хромосом.

 

 

Задание №40. 

В скрещивании самки мыши с черной окраской тела и укороченным хвостом с самцом с коричневым телом и укороченным хвостом получилось потомство: с черной окраской тела и длинным хвостом, с черной окраской тела и укороченным хвостом, с коричневым телом и длинным хвостом, с коричневым телом и укороченным хвостом. Длина хвоста контролируется геном, который в доминантном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном - укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном - мыши погибают на эмбриональной стадии развития. Составьте схему скрещивания. Определите генотипы и фенотипы всех особей. Поясните фенотипическое расщепление в скрещивании.

Объяснение: АА - длинный хвост

Аа - укороченный хвост

аа - летальный ген

Вв - черная окраска

вв - коричневая окраска

                              АаВв х Аавв

Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав х Ав, ав

Имеем генотипы потомства:

1ААВа - длинный хвост и черная окраска

1ААвв - длинный хвост и коричневая окраска

2АаВв - укороченный хвост и черная окраска

2Аавв - укороченный хвост и коричневая окраска