Вариант 2

Разбор варианта № 1 за 2016 год из сборника «Типовые тестовые задания ЕГЭ 2016. Биология», авторы: Г.С. Калинова, Т.В. Мазяркина.

 

Задание №1.

С помощью какого метода исследуют влияние условий выращивания культурных растений на их продуктивность?

1. Эксперимента

2. Химического анализа

3. Меченых атомов

4. Генеалогического

Объяснение: выводы об условиях выращивания можно сделать только после проведения эксперимента при различный условиях. Правильный ответ - 1.

 

Задание №2.

Какую функцию выполняют в клетке молекулы АТФ?

1. Строительную

2. Транспортную

3. Энергетическую

4. Информационную

Объяснение: АТФ - аденозинтрифосфат, универсальная энергетическая молекула живых организмов. Правильный ответ - 3.

 

Задание №3.

Молекулы какого вещества служат матрицей для синтеза тРНК?

1. Белка

2. АТФ

3. Аминокислот

4. ДНК

Объяснение: все виды рибонуклеиновых кислот (иРНК, тРНК, рРНК) синтезируются с матрицы ДНК. Правильный ответ - 4.

 

Задание №4.

Гаметы хордовых животных образуются в результате

1. Митотического деления

2. Дробления зиготы

3. Двойного оплодотворения

4. Процесса мейоза

Объяснение: половые клетки всех живых организмов образуются в процессе мейоза. При этом из одной диплоидной клетки образуется четыре гаплоидных. Правильный ответ - 4.

 

Задание №5.

Наружный зародышевый листок эмбриона - 

1. Собственно дерма

2. Мезодерма

3. Эктодерма

4. Эпидерма

Объяснение: существует три зародышевых листа: эктодерма (внешний слой), мезодерма (промежуточный слой), энтодерма (внутренний слой). Правильный ответ - 3.

 

Задание №6.

Определите генотипы родителей, если 75% гибридного потомства первого поколения растений гороха посевного имеет красные цветки (доминантный признак).

1. АА, аа

2. Аа, Аа

3. Аа, аа

4. АА, Аа

Объяснение: в задании дано расщепление по фенотипу 3:1 (по генотипу 1:2:1), такое расщепление возможно только при скрещивании двух гетерозигот, то есть Аа и Аа. Правильный ответ - 2.

 

Задание №7. 

Нарушение структуры хромосом является причиной изменчивости

1. Фенотипической

2. Мутационной

3. Комбинативной

4. Модификационной

Объяснение: изменения структуры хромосом связаны с мутационной изменчивостью. Такие изменения могут наследоваться из поколения в поколение. Правильный ответ - 2.

 

Задание №8.

Явление гибридной силы, проявляющееся в повышении продуктивности и жизнеспособности организмов, называют

1. Полиплоидией

2. Мутагенезом

3. Гетерозисом

4. Доминированием

Объяснение: гетерозис - явление при котором при межвидовом скрещивании получаются гетерозиготные организмы. У этих организмов очень сильно проявлены гетерозиготные признаки. То есть в данном случае гетерозигота проявляется сильнее, чем гомозигота по доминантному признаку. Например, они могут быть более продуктивны и жизнеспособны. Правильный ответ - 3.

 

Задание №9.

В клетках каких организмов молекула ДНК замкнута в кольцо?

1. Прокариот

2. Эукариот

3. Бактериофагов

4. Вирусов

Объяснение: кольцевая ДНК содержится в прокариотических клетках. Рассмотрим на картинке. 

09010601

Правильный ответ - 1.

 

Задание №10. 

Рост древесного стебля в толщину происходит за счет деления клеток

1. Кожицы

2. Луба

3. Камбия

4. Сердцевины

Объяснение: стебли деревьев утолщаются благодаря делению клеток камбия. Известны, например, вековые дубы, достигающие в обхвате ствола 10 м. Правильный ответ - 3.

 

Задание №11.

В процессе эволюции стебель с листьями впервые появляется у 

1. Моховидных

2. Плауновидных

3. Хвощевидных

4. Папоротниковидных

Объяснение: все перечисленные группы растений относятся к высшим растениям и все имеют стебли и листья, но первой группой были моховидные растения. Правильный ответ - 1.

 

Задание №12.

Употребляя в пищу плохо вымытые овощи, можно заразиться

1. Аскаридами

2. Бычьим цепнем

3. Кошачьей двуусткой

4. Печеночным сосальщиком

Объяснение: аскаридами можно заразиться через плохо вымытые овощи, фрукты, ягоды (то есть с частицами почвы), бычьим цепнем можно заразиться, употребив плохо прожаренное (или проваренное, в общем, плохо обработанные термически) мясо, кошачьей двуусткой можно заразиться употребив в пищу плохо обработанную речную рыбу, печеночным сосальщиком можно заразиться выпив необработанную (нефильтрованную) воду. Правильный ответ - 1.

 

Задание №13.

Воздушные мешки как часть дыхательной системы имеются у

1. Птиц

2. Земноводных

3. Млекопитающих

4. Пресмыкающихся

Объяснение: воздушные мешки являются приспособлением к полету, поэтому, они являются частью дыхательной системы птиц. Правильный ответ - 1.

 

Задание №14.

Кровь - это один из видов ткани

1. Нервной

2. Эпителиальной

3. Соединительной

4. Мышечной

Объяснение: кровь относится к тканям внутренней среды, а они, в свою очередь, являются одним из типов соединительной ткани. Правильный ответ - 3.

 

Задание №15.

Большой круг кровообращения в организме человека берет начало в 

1. Левом желудочке

2. Левом предсердии

3. Правом предсердии

4. Правом желудочке

Объяснение: рассмотрим строение сердца.

02

Большой круг кровообращения начинается с левого желудочка, из которого выходит аорта (по ней течет артериальная кровь). Правильный ответ - 1.

 

Задание №16.

В организме человека вызывает учащение ритма сердечных сокращений

1. Повышение концентрации гормона адреналина

2. Возбуждение рефлекторной дуги коленного рефлекса

3. Повышение концентрации пепсина в полости желудка

4. Работа парасимпатического отдела вегетативной нервной системы

Объяснение: адреналин - гормон стресса, при его выработке учащается сердцебиение, расширяется зрачок, притупляется чувство голода, то есть организм готовится к нападению, например. Правильный ответ - 1.

 

Задание №17. 

В организме человека преобразование звуковой волны в нервный импульс происходит в

1. Полукружных каналах органа равновесия

2. Улитке, расположенной в пирамиде височной кости

3. Клетках барабанной перепонке

4. Наружном слуховом проходе

Объяснение: преобразование звуковой волны происходит в улитке, где расположены рецепторы, от которых по чувствительному нейрону в головной мозг. Правильный ответ - 2.

 

Задание №18. 

Деятельность какой железы нарушается при недостатке йода в пище?

1. Печени

2. Слюнной

3. Щитовидной

4. Поджелудочной

Объяснение: при недостатке йода нарушается деятельность поджелудочной железы, так как в состав гормонов этой железы входят ионы йода. Правильный ответ - 3.

 

Задание №19.

Согласно учению Ч. Дарвина, главной движущей силой эволюции органического мира считают

1. Модификационные изменения особей

2. Процесс бесполого размножения

3. Искусственный отбор

4. Естественный отбор

Объяснение: такой главной движущей силой является естественный отбор, так как в результате естественного отбора выживает самый приспособленный организм, то есть происходят положительные изменения в генотипе. Правильный ответ - 4.

 

Задание №20.

Формирование приспособленности у организмов относят к 

1. Направлениям эволюции

2. Доказательствам эволюции

3. Результатам эволюции

4. Движущим силам эволюции

Объяснение: приспособленность является самым главным результатом эволюции. Такой результат достигается при помощи движущих сил эволюции: наследственности, изменчивости, естественному отбору и борьбы за существование. Правильный ответ - 3.

 

Задание №21.

К каким доказательствам эволюции следует отнести сходство зародышей человека и позвоночных животных?

1. Биогеографическим

2. Биохимическим

3. Эмбриологическим

4. Сравнительно-анатомическим

Объяснение: строение и развитие зародышей животных и человека изучает эмбриология, значит и изучение сходств зародышей относится к эмбриологическим доказательствам. Правильный ответ - 3.

 

Задание №22.

Влажность среды, необходимая для жизни организмов, - это фактор

1. Биологический

2. Абиотический

3. Антропогенный

4. Непериодический

Объяснение: влажность среды относится к факторам неживой среды, такие факторы называются абиотическими. Правильный ответ - 2.

 

Задание №23.

Особенностью плантации риса как агроэкосистемы является

1. Ее нестабильность

2. Большое число видов

3. Длинные цепи питания

4. Замкнутый круговорот веществ

Объяснение: особенность искусственной экосистемы является ее нестабильность (из перечисленных, а еще - короткие цепи питания, небольшое количество видов и незамкнутый круговорот веществ). Правильный ответ - 1.

 

Задание №24.

Первичным источником энергии для круговорота веществ в биосфере служит

1. Деятельность живых организмов

2. Химическая энергия

3. Тепловая энергия

4. Энергия Солнца

Объяснение: первичный источником энергии служит энергия Солнца. Приведем два доказательства:

1. Первыми организмами были фототрофы, которые перерабатывали энергию Солнца в энергию химических связей

2. Первым звеном любой пищевой цепи являются автотрофы (часто именно фототрофы), которые создают органические вещества из минеральных при помощи солнечной энергии. Правильный ответ - 4.

 

Задание №25.

Верны ли следующие суждения о критериях вида?

А. Генетический критерий вида характеризуется одинаковой реакцией особей вида на воздействие факторов среды.

Б. В соответствии с генетическим критерием все особи вида имеют одинаковый химический состав и сходные процессы жизнедеятельности.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: генетический критерий описывает генотип вида, а второе утверждение описывает физиологический критерий вида. Правильный ответ - 4.

 

Задание №26. 

Для прокариотического организма не характерно

1. Бинарное деление

2. Наличие обмена веществ

3. Деление митозом

4. Наличие рибосом

5. Многоклеточное строение

6. Наличие мембранных органоидов

Объяснение: для прокариотического организма характерно наличие рибосом, наличие обмена веществ и бинарное деление. Все остальное - не характерно. Правильный ответ - 3, 5, 6.

 

Задание №27.

Одноклеточные животные, в отличие от бактерий,

1. Осуществляют процесс хемосинтеза

2. Выполняют в экосистеме роль консументов

3. Служат источником ряда болезней

4. Содержат в клетке митохондрии

5. Содержат в клетке оформленное ядро

6. Относятся к доядерным организмам (прокариотам)

Объяснение: некоторые бактерии - хемосинтетики, простейшие - гетеротрофы. Бактерии - могут быть и продуцентами и консументами и редуцентами, простейшие - консументы. Служат источником ряда болезней - и те и те. Митохондрии, как и оформленное ядро есть только у простейших. К прокариотам относятся бактерии. Правильный ответ - 2, 4, 5.

 

Задание №28.

Почему картофельное поле считают неустойчивой экосистемой?

1. Преобладает культура картофеля

2. Замкнутый круговорот веществ

3. В круговороте веществ не участвует солнечная энергия

4. Короткие цепи питания

5. Большая численность видов, кроме картофеля

6. Из круговорота веществ изымается с урожаем большая биомасса

Объяснение: картофельное поле - искусственная экосистема, она неустойчива, так как в ней короткие пищевые цепи, небольшое количество видов (преобладют монокультуры) и незамкнутый круговорот веществ и при соре урожая выкапывается вся биомасса монокультуры. Правильный ответ - 1, 4, 6.

 

Задание №29.

Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит.

Процесс                                                                             Органоид

А. Восстановление углекислого газа до глюкозы              1. Митохондрия

Б. Синтез АТФ в процессе дыхания                                   2. Хлоропласт

В. Первичный синтез органических веществ

Г. Превращение световой энергии в химическую

Д. Расщепление органических веществ до углекислого газа и воды

Объяснение: в митохондриях происходит распад глюкозы, а в хлоропласте ее синтез. Синтез АТФ идет в митохондриях, как и расщепление органических веществ до углекислого газа и воды. В хлоропластах - синтез органических веществ, превращение световой энергии в химическую. Правильный ответ - 21221. 

 

Задание №30. 

Установите соответствие между признаком животных и классами Насекомые и Ракообразные.

Признак                                            Класс

А. Органы дыхания - трахеи             1. Насекомые

Б. Три пары конечностей                  2. Ракообразные

В. Пять пар ходильных ног

Г. Органы дыхания - жабры

Д. Твердый хитиновый панцирь

Е. Выделительная система - мальпигиевы сосуды

Объяснение: рассмотрим представителей классов.

90159531artleo.com-18639

Признаки насекомых -органы дыхания-трахеи, три пары конечностей, выделительная системы - мальпигиевы сосуды. Признаки ракообразных - пять пар ходильных ног, органы дыхания - жабры, твердый хитиновый панцирь. Правильный ответ - 112221.

 

Задание №31.

Установите соответствие между характеристикой железы и видом, к которому ее относят.

Характеристика железы                                       Вид железы

А. Выделяет секрет непосредственно в кровь      1. Внутренней секреции

Б. Синтезирует белки - ферменты                        2. Внешней секреции

В. Выделяет секрет через специальные протоки

Г. Образует биологически активные вещества - гормоны

Объяснение: железы внутренней секреции выделяют гормоны в кровь, то есть признаки желез внутренней секреции: секрет выделяется в кровь, образуют биологически активные вещества - гормоны. Все остальное - к железам внешней секреции. Правильный ответ - 1221.

 

Задание №32.

Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.

Признак большого прудовика                          Критерий вида

А. Органы чувств - одна пара щупалец           1. Морфологический

Б. Коричневый цвет раковины                        2. Экологический

В. Населяет пресные водоемы

Г. Питается мягкими тканями растений

Д. Раковина спирально закрученная

Объяснение: морфологический критерий описывает строение вида, то есть: органы чувств - одна пара щупалец, коричневый цвет раковины, спирально закрученная раковина. Экологический критерий описывает образ жизни вида: населяет пресные водоемы, питается мягкими тканями растений. Правильный ответ - 11221. 

 

Задание №33.

Установите последовательность процессов, происходящих при размножении и развитии цветковых растений, начиная с момента формирования пыльцы.

1. Проникновение спермиев в зародышевый мешок

2. Образование триплоидной клетки

3. Прорастание пыльцевой трубки

4. Формирование семени из семязачатка

5. Образование генеративной и вегетативной клеток

Объяснение: расположим процессы в правильном порядке. Все начинается с образования генеративной и вегетативной клеток, затем прорастает пыльцевая трубка, потом спермии проникают в зародышевый мешок, половые клетки сливаются, образуется триплоидная клетка и, наконец, формируется семя из семязачатка. Правильный ответ - 53124. 

 

Задание №34.

Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза, впервые возникшего у древнейших прокариот - цианобактерий.

Объяснение: первые настоящие живые организмы, появившиеся на планете - цианобактерии и так сложилось, что они имеют оксигенный фотосинтез, то есть в ходе фотосинтеза выделяется кислород в качестве побочного продукта. С цианобактерий началась эволюция фотосинтезирующих организмов, то есть возникли водоросли, затем высшие растения. Такая большая биомасса растений нафотосинтезировала для планеты определенное количество кислорода. Поэтому и мы и большинство живых организмов дышит кислородом. 

 

Задание №35.

Назовите кости, обозначенные на рисунке цифрами 2 и 3. Укажите, к каким отделам скелета их относят. Какого типа эти кости?

VIII-031_clip_image001

Объяснение: на рисунке представлен скелет свободной верхней конечности и лопатка, которая входит в пояс верхних конечностей. 2 - плечевая кость, 3 - лопатка. Плечевая кость относится к трубчатым костям, а лопатка - к плоским.

 

Задание №36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. К органическим веществам клетки относят белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты. 2. Белки - полимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. 3. Изменение структуры и потеря белком его природных свойств - редупликация. 4. Глюкозу, сахарозу, рибозу относят к моносахаридам. 5. Фосфолипиды образуют в мембране билипидный слой.

Объяснение: 2 - мономерами белков являются не нуклеотиды, а аминокислоты. 3 - такой процесс называется не редупликацией, а денатурацией белка. 4 - глюкозу и рибозу относят к моносахаридам, а сахарозу - к дисахаридам (состоит из глюкозы и фруктозы). 

 

Задание №37.

В чем состоит сходство грибов и животных?

Объяснение: 1. И грибы и животные гетеротрофы (потребляют готовые органические вещества).

2. В клеточной стенке грибов и наружном скелете членистоногих содержится хитин.

3. И грибы и животные являются эукариотами, то есть имеют мембранные органеллы, в том числе оформленное ядро.

4. Не имеют хлоропластов и, вообще, пластид.

 

Задание №38.

С одного куста смородины взяли несколько черенков, укоренили их и вырастили взрослые растения. Однако оказалось, что дочерние растения имели не только черты сходства друг с другом и с материнским растением, но и черты отличия: по числу и мощности побегов, размерам и числу листьев. Объясните это явление. Какой способ размножения был использован в данном случае?

Объяснение: было использовано вегетативное размножение, а именно размножение частями растения (в данном случае, черенками). Так как при вегетативном размножении генотипы дочерних растений и материнского идентичны, то изменения не могут быть связаны с генотипом. Получается, что это были модификации, то есть последствия модификационной изменчивости. Вполне может быть, что растения больше освещались, больше поливались и минеральное питание было богаче. Вследствие чего они и выросли больше. (модификационная изменчивость работает только в пределах нормы реакции)

 

Задание №39.

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев ячменя? Объясните результат в каждом случае. 

Объяснение: листья растений состоят из соматических клеток, в которых набор хромосом - диплоидный. Зародыш развивается из зиготы, зигота получена слиянием гаплоидных половых клеток, значит зародыш диплоидный (n + n = 2n). Эндосперм семени триплоидный, так как он образован при слиянии двухядерного семязачатки и гаплоидного спермия (2n + n = 3n).

 

Задание №40.

При скрещивании мухи дрозофилы, имеющей серое тело (А) и нормальные крылья (В), с мухой, имеющей черное тело и закрученные крылья, получено 58 мух с серым телом и нормальными крыльями, 52 - с черным телом и закрученными крыльями, 15 - с серым телом и закрученными крыльями, 14 - с черным телом и нормальными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, потомства. Объясните формирование четырех фенотипических классов. Какой закон действует в данном случае?

Объяснение: А - серое тело

а - черное тело

В - нормальные крылья

в - закрученные крылья

Скрещивание: Р: АаВв х аавв

         Г: АВ, ав, Ав, аВ х ав

F1: АаВв - серое тело, нормальные крылья - 58

аавв - черное тело, закрученные крылья - 52

Аавв - серое тело, закрученные крылья - 15

ааВв - черное тело, нормальные крылья - 14

Гены А и В и а и в сцеплены, поэтому они они образуют группы 58 и 52 особи, а в случае остальных двух групп произошел кроссинговер и эти гены перестали быть сцеплены, поэтому и образовали 14 и 15 особей.