Вариант 2

Задание №1.

Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции

1. Организма растений

2. Органов животных

3. Органоидов клетки

4. Систем органоидов

Объяснение: наука развивается по пути изучения все более мелких объектов: от световой к электронной микроскопии. Поэтому, из представленных вариантов ответа выбираем самый мелкий. Правильный ответ - 3.

 

Задание №2.

Отсутствие в клетке митохондрий, комплекса Гольджи, ядра указывает на ее принадлежность к 

1. Вирусам

2. Прокариотам

3. Эукариотам

4. Бактериофагам

Объяснение: в задании говорится об отсутствии мембранных органелл (но вот только забыли еще ЭПР, лизосомы, пластиды), поэтому выбираем организмы, у которых нет ни одной мембранной органеллы - прокариоты. Правильный ответ - 2.

 

Задание №3.

Лизосома представляет собой

1. Систему связанных между собой канальцев и полостей

2. Органоид, отграниченный от цитоплазмы одной мембраной

3. Две центриоли, расположенные в уплотненной цитоплазме

4. Две связанные между собой субъединицы

Объяснение: лизосома - это одномембранная органелла, включающая в себя большое количество активных ферментов и выполняющая функцию лизиса (распада) веществ. Правильный ответ - 2.

 

Задание №4.

При митозе хромосомы расходятся к полюсам клетки в 

1. Анафазе

2. Метафазе

3. Профазе

4. Телофазе

Объяснение: анафаза - самая быстрая фаза митоза - во время нее хромосомы быстро расходятся. https://www.youtube.com/watch?v=_133V5Ugyqw Правильный ответ - 1.

 

Задание №5.

Вирусы, как и некоторые бактерии и низшие грибы,

1. Вступают в симбиоз с растениями

2. Дышат кислородом воздуха

3. Вызывают инфекционные заболевания

4. Образуют органические вещества из неорганических

Объяснение: вирусы не являются живыми организмами и состоят только из нуклеиновой кислоты и белков, следовательно, функции живых организмов они выполнять не могут (не могут вступать в симбиоз, дышать с кислородом и образовывать органические вещества из неорганических). Правильный ответ - 3.

 

Задание №6.

Какое размножение обеспечивает генетическое разнообразие растений?

1. Побегами

2. Семенами

3. Корневищами

4. Корнями

Объяснение: генетическое разнообразие может обеспечить только половое размножение, оно не может происходить при помощи побегов, корневищ и корнями (это вегетативное размножение). Правильный ответ - 2.

 

Задание №7.

Организм, гомологичные хромосомы которого содержат гены темного и светлого цвета волос, является

1. Полиплоидным

2. Гаплоидным

3. Гомозиготным

4. Гетерозиготным

Объяснение: данный организм содержит два аллельных признака (разных!), значит он гетерозиготен. Правильный ответ - 4.

 

Задание №8.

Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно - 

1. Гомологичных рядов

2. Независимого наследования

3. Сцепленного наследования

4. Единообразия

Объяснение: гены, которые наследуются вместе, называются сцепленными. Правильный ответ - 3.

 

Задание №9.

В условиях тропической Африки у капусты белокачанной на образуются кочаны. Какая форма изменчивости проявляется в данном случае?

1. Комбинативная

2. Модификационная

3. Наследственная

4. Мутационная

Объяснение: данный случай описывает изменения организма под действием окружающей среды (образуются модификации). Правильный ответ - 2.

 

Задание №10.

Грибы, в отличие от растений,

1. Растут в течение всей жизни

2. Не имеют митохондрий в клетках

3. По способу питания - гетеротрофные организмы

4. Не имеют клеточного строения

Объяснение: грибы имеют митохондрии (и растения тоже), являются гетеротрофами (а растения - автотрофами), имеют клеточное строение и растут в течение всей жизни (как и растения). Правильный ответ - 3.

 

Задание №11.

 К вегетативным органам растений относят

1. Семя

2. Цветок

3. Плод

4. Стебель

Объяснение: генеративные органы (семя, цветок, плод) отвечают за половое размножение, а вегетативные органы (стебель) - за вегетативное. Правильный ответ - 4.

 

Задание №12.

Что свидетельствует о более высокой организации папоротников по сравнению с мхами?

1. Клеточное строение

2. Размножение спорами

3. Наличие у них корней

4. Чередование полового и бесполого поколений

Объяснение: у папоротников, по сравнению с мхами, возникают корни (а у мхов - ризоиды). Правильный ответ - 3.

 

Задание №13.

Какую функцию выполняет орган бычьего цепня, обозначенный цифрой 3 на рисунке?

testPlathelminthes3

1. Прикрепление червя к стенке кишечника хозяина

2. Всасывание питательных веществ из кишечника хозяина

3. Поглощение частиц пищи и их переваривание

4. Выделение веществ, защищающих тело от переваривания

Объяснение: номером три обозначена присоска, при помощи которой цепень присасывается к стенке кишечника хозяина. Правильный ответ - 1.

 

Задание №14. 

Сложные формы поведения, обусловленные наличием коры головного мозга, проявляются у 

1. Пресмыкающихся

2. Рыб

3. Земноводных

4. Млекопитающих

Объяснение: сложные формы поведения, связанные с развитой коры головного мозга, характерны для млекопитающих. Правильный ответ - 4.

 

Задание №15.

В организме человека освобождение крови от продуктов обмена веществ осуществляется в 

1. Мочеточниках

2. Нефроне почек

3. Кишечнике

4. Почечной лоханке

Объяснение: данный процесс происходит в нефронах почек - единицах строения почек. Мочеточники, кишечник и почечная лоханка к крови не имеют отношения, а к нефрону подходит кровеносный сосуд. Правильный ответ - 2.

 

Задание №16.

Работоспособность мышц быстрее восстанавливается при

1. Увеличении частоты их сокращений

2. Чередовании их сокращения и расслабления

3. Увеличении нагрузки

4. Уменьшении скорости их сокращения

Объяснение: наибольшая работоспособность проявляется при чередовании сокращения и расслабления мышц. Правильный ответ - 2.

 

Задание №17.

Способность поглощать и переваривать чужеродные частицы, попавшие в организм, обладают

1. Тромбоциты

2. Фагоциты

3. Гормоны

4. Эритроциты

Объяснение:  переваривать чужеродные частицы могут только фагоциты. Тромбоциты отвечают за свертывание крови, гормоны осуществляют гуморальную регуляцию. Эритроциты переносят кислород. Правильный ответ - 2.

 

Задание №18.

К железам внутренней секреции относят

1. Гипофиз и щитовидную железу

2. Слюнные железы и железы желудка

3. Потовые железы и железы кишечника

4. Слюнные железы и печень

Объяснение: из представленных желез к железам внутренней секреции относят гипофиз и щитовидную железу. Правильный ответ - 1.

 

Задание №19. 

У нетренированных людей после физической работы появляются болезненные ощущения в мышцах, что связано с 

1. Истончением мышечных волокон

2. Накоплением в мышцах гликогена

3. Накоплением в мышцах молочной кислоты

4. Увеличением ядер в мышечных клетках

Объяснение: при большой физической нагрузке в мышцах глюкоза начинает превращаться в молочную кислоту, что вызывает сильную боль в мышцах. Правильный ответ - 3.

 

Задание №20.

К чему приводит появление новых аллелей в популяции?

1. Возникновению преград для свободного скрещивания

2. Усилению гомозиготности популяции

3. Образованию нового вида

4. Генетической разнородности популяции

Объяснение: появление новых аллелей означает увеличение разнообразия в популяции, то есть усиление генетической разнородности популяции. Правильный ответ - 4.

 

Задание №21.

Конкуренция между растениями пшеницы на поле за свет, влагу, минеральные вещества служит доказательством проявления

1. Идиоадаптации

2. Взаимопомощи

3. Межвидовой борьбы

4. Внутривидовой борьбы

Объяснение: между растениями пшеницы одного вида на поле за питательные вещества и т.д. проявляется внутривидовая конкуренция. Правильный ответ - 4.

 

Задание №22.

Появление темноокрашенных бабочек в популяции светлоокрашенных особей березовой пяденицы в результате наследственной изменчивости называют

1. Предупредительной окраской

2. Мимикрией

3. Индустриальным меланизмом

4. Подражательным сходством

Объяснение: это явление происходит из-за сильных выхлопов заводов и различных производств, таким образом темные бабочки становятся не видны хищникам, а белые видны. Правильный ответ - 3.

 

Задание №23.

Какой признак у человека считают атавизмом?

1. Хватательный рефлекс

2. Наличие аппендикса в кишечнике

3. Обильный волосяной покров

4. Шестипалая конечность

Объяснение: атавизм - появление признаков у организма, свойственных отдаленным предкам (волосяной покров, многососковость и т.д.). Правильный ответ - 3. 

 

Задание №24.

Взаимные влияния организмов одного или разных видов друг на друга относят к факторам

1. Абиотическим

2. Биотическим

3. Антропогенным

4. Ограничивающим

Объяснение: взаимодействия организмов, влияние их друг на друга - биотические факторы, факторы живой природы. Правильный ответ - 2.

 

Задание №25.

Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам-производителям?

1. Потребляют готовые органические вещества

2. Разлагают органические вещества

3. Создают органические вещества из неорганических

4. Участвуют в круговороте вещества

Объяснение: водоросли являются автотрофами, то есть образуют органические вещества из неорганических. Правильный ответ - 3.

 

Задание №26.

Биосфера - открытая система, так как в ней

1. Используется энергия Солнца

2. Организмы объединены биотическими связями

3. Биогеоценозы связаны между собой

4. Однородные условия существования для организмов

Объяснение: открытая система - такая система, которая обменивается с окружающей средой энергией. В биосфере фототрофами используется энергия Солнца. Правильный ответ - 1.

 

Задание №27.

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 30% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином содержится в этой молекуле?

1. 60%

2. 20%

3. 30%

4. 40%

Объяснение: по принципу комплементарности аденин соединен с тимином, а гуанин с цитозином. Если в молекуле есть 30% нуклеотидом с гуанином и столько же нуклеотидов с цитозином. Остается 40% нуклеотидов (тимин+аденин), это количество делим на два и получаем 20% нуклеотидов с аденином. Правильный ответ - 2.

 

Задание №28.

Кислородное расщепление глюкозы значительно эффективнее брожения, так как при этом

1. Освобождается энергия выделяется в виде тепла

2. Синтезируется 2 молекулы АТФ

3. Происходит использование энергии

4. Синтезируется 38 молекул АТФ

Объяснение: брожение - бескислородное дыхание свойственно низкоорганизованным живым существам, потому что синтезируется от одной до трех молекул АТФ (зависит от типа брожения), а высшим организмам свойственно аэробное дыхание, в ходе которого выделяется во много раз больше энергии - 38 молекул АТФ. Правильный ответ - 4.

 

Задание №29.

Размножение растений при помощи специализированных гаплоидных клеток называют

1. Вегетативным

2. Почкованием

3. Дроблением

4. Споровым

Объяснение: такое размножение называется половым и осуществляется половыми клетками, то есть называется споровым. Правильный ответ - 4.

 

Задание №30.

Скрестили два дигетерозиготных растения тыквы с желтыми круглыми плодами. Определите соотношение фенотипов гибридов первого поколения при полном доминировании.

1. 1:1

2. 1:2:1

3. 3:1

4. 9:3:3:1

Объяснение: скрещиваем АаВв х АаВв. Можем решить данную задачу двумя способами. 1. Записываем гаметы в решетку Пеннета и получаем 4 разных фенотипа с расщеплением 9:3:3:1. 2. Или можно вспомнить, что при моногибридном скрещивании гетерозигот получается расщепление 3:1, соответственно при дигибридном скрещивании дигетерозигот получается 9:3:3:1. Правильный ответ - 4.

 

Задание №31.

В клеточной инженерии проводят исследования, связанные с 

1. Пересадкой ядер из одних клеток в другие

2. Введением генов человека в клетки бактерий

3. Перестройкой генотипа организма

4. Пересадкой генов от бактерий в клетки злаковых

Объяснение: клеточная инженерия (а не генная) занимается пересадкой ядер. Правильный ответ - 1.

 

Задание №32.

Каждый отдел растений подразделяют на

1. Царства

2. Отряды

3. Классы

4. Типы

Объяснение: отдел растений соответствует определению типа у животных. А тип подразделяют на классы, значит и отдел тоже. Правильный ответ - 3.

 

Задание №33.

Если в пробирку с кровью добавить концентрированный раствор поваренной соли, то эритроциты сморщиваются вследствие

1. Выделения из них воды

2. Повреждения ЭПС

3. Поступления в них воды

4. Сокращения числа рибосом

Объяснение: эритроциты в данных условиях будут пытаться выровнять концентрацию соли во внешней среде и во внутренней, вследствие чего эритроцыты будут выделять воду из клеток во внешнюю среду. Правильный ответ - 1.

 

Задание №34.

Тело чувствительного нейрона рефлекторной дуги коленного рефлекса расположено в 

1. Ядре серого вещества продолговатого мозга

2. Нервном узле возле спинного мозга

3. Переднем мозге

4. Коре больших полушарий

Объяснение: рефлекторная дуга спинного мозга проходит через спинной мозг (так как он безусловный). Правильный ответ - 2.

 

Задание №35.

Организмы в экосистеме изменяют среду обитания, создавая тем самым условия для

1. Естественной смены сообщества

2. Действия массового отбора

3. Возникновения мутаций

4. Сезонных изменений

Объяснение: изменения в среде обитания бывают на различных уровнях, например изменения на уровне экосистемы вызывают естественную смену сообществ. Правильный ответ - 1.

 

Задание №36.

Верны ли следующие суждения о направлениях эволюции?

А. Упрощение в строении животных, связанные с паразитическим образом жизни, относят к биологическому регрессу.

Б. Возникновение класса Насекомые, сопровождавшееся повышением общего уровня их организации, - пример ароморфоза.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: переход к паразитическому образу жизни является примером биологического регресса (катагенез). А возникновение организации в ходе повышения уровня организации их предшественников, является примером ароморфоза. То есть верны оба суждения. Правильный ответ - 4.

 

Задание №37.

Сходное строение клеток растений и животных - доказательство

1. Их родства

2. Общности происхождения организмов всех царств

3. Происхождения растений от животных

4. Усложнения организмов в процессе эволюции

5. Единства органического мира

6. Многообразия организмов

Объяснение: клетки растений и животных сходны по строению, что является доказательством их общего происхождения (из одноклеточных организмов, далее они пошли по разным эволюционным путям), единства органического мира. В общем, в этом задании выбираем все варианты, связанные с общим происхождением, родством и т.д. Правильный ответ - 1, 2, 5.

 

Задание №38.

Белки в организме человека и животных

1. Служат основным питательным материалом

2. Расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот

3. Образуются из аминокислот

4. В печени превращаются в гликоген

5. Откладываются в запас

6. В качестве ферментов ускоряют химические реакции

Объяснение: белки в организме человека выполняют огромное количество функций, например, ферментативную - часть белков является ферментами, которые осуществляют почти все реакции в организме; белки состоят из аминокислот; не выполняют функцию запаса энергии; служат основным питательным материалом. Правильный ответ - 1, 3, 6.

 

Задание №39.

Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в 

1. Постоянных условиях среды

2. Изменении средней нормы реакции

3. Сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания

4. Выбраковывании особей с отклонением от нормы

5. Сохранении особей с мутациями

6. Сохранении особи с новыми фенотипами

Объяснение: при стабилизирующем отборе сохраняются особи со средним значением признака. Происходит это при постоянных условиях среды (в исходной среде обитания). Правильный ответ - 1, 3, 4.

 

Задание №40. 

Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.

Признак                                              Класс животных

А. Теплокровность                              1. Птицы

Б. Температура тела зависит              2. Пресмыкающиеся

от окружающей среды

В. Сердце трехкамерное,

два круга кровообращения

Г. Тело при перемещении

обычно соприкасается с землей

Д. Характерно двойное дыхание

Е. Артериальная и венозная

кровь в сердце не смешиваются

Объяснение: птицы возникли от пресмыкающихся, соответственно птицам характерны более прогрессивные признаки и специальные приспособления к полету. Птицы - теплокровные животные, имеющие четырехкамерное сердце, два круга кровообращение и кровь у них не смешивается, для них (в качестве приспособления к полету) характерно двойное дыхание - оно обеспечивает наибольшее потребление поступаемого в легкие кислорода. Конечности птиц максимально сдвинуты к центру тела. Правильный ответ - 122211.

 

Задание №41.

Установите соответствие между типом кровеносных сосудов человека и видом содержащейся в них крови.

Тип кровеносных сосудов                                       Вид крови

А. Легочные артерии                                             1. Артериальная

Б. Вены малого круга кровообращения                  2. Венозная

В. Аорта и артерии большого круга кровообращения

Г. Верхняя и нижняя полые вены

Объяснение: в большом круге кровообращения артериальная кровь движется по артериям, а венозная - по венам. В малом круге - наоборот. Поэтому, по легочным артериям течет венозная кровь, по венам малого круга - артериальная, по аорте и артериям большого круга - артериальная, по венам большого круга - венозная. Правильный ответ - 2112.

 

Задание №42.

Установите соответствие между признаком растений и видом изменчивости, к которому его относят.

Признак                                                                    Вид изменчивости

А. Появление в отдельных соцветиях                       1. Мутационная

цветков с пятью лепестками вместо четырех            2. Модификационная

Б. Усиление роста побегов

в благоприятных условиях

В. Появление единичных листьев,

лишенных хлорофилла

Г. Угнетение роста и развития побегов

при сильном затенении

Д. Появление махровых цветков

среди растений одного сорта

Объяснение: модификационная изменчивость проявляется в конкретных условиях у конкретного организма, то есть это - усиление роста побегов в благоприятных условиях и угнетение роста и развития побегов при сильном затенении. Остальные изменения связаны с изменением генотипа. Правильный ответ - 12121. 

 

Задание №43.

Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.

Пример                                                           Тип доказательств

А. Филогенетический ряд лошади                  1. Сравнительно-анатомические

Б. Наличие копчика в скелете человека        2. Палеонтологические

В. Перо птицы и чешуя ящерицы

Г. Отпечатки археоптерикса

Д. Многососковость у человека

Объяснение: палеонтологические доказательства связаны с изучением предковых форм данного организма, из перечисленных вариантов ответа подходят филогенетический ряд лошади и отпечатки археоптерикса. Все остальное - сравнительно-анатомические доказательства. Правильный ответ - 21121.

 

Задание №44.

Определите последовательность процессов, характерных для географического  видообразования.

1. Формирование популяции с новым генофондом

2. Появление географической преграды между популяциями

3. Естественный отбор особей с приспособительными к данным условиям признаками

4. Появление особей с новыми признаками в изолированной популяции

Объяснение: географическое образование начинается с появления преграды между популяциями, затем появляются особи с новыми признаками в данной изолированной популяции, потом между данными особями происходит естественный отбор, данный процесс заканчивается формированием популяции с новым генофондом. Правильная последовательность - 2431.

 

Задание №45.

Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?

Объяснение: белки делятся на два типа - собственно белки и ферменты. Ферменты ускоряют биохимические реакции. Как и все белки, ферменты денатурируются при изменении условий (повышении температуры, повышении уровня радиации). При денатурации происходит изменение конформации белка и он перестает работать так, как нужно.

 

Задание №46.

Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?

ccc073pic1

Объяснение: на рисунке А нарисован процесс фагоцитоза (захват твердой частицы пищи клеткой), на рисунке Б представлен пример пиноцитоза (захват жидкостей). В данных процессах участвует плазматическая мембрана. Образуются выросты и они захватывают частицу, обволакивая ее мембраной. Образуется пузырек, окруженный мембраной, который сливается лизосомой и, затем, начинается расщепление больших органических молекул.

 

Задание №47.

Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трех возможных причин.

Объяснение: малокровие - низкое содержание эритроцитов (гемоглобина) в крови. Причины могут быть различны:

1. Врожденное заболевание - малокровие (нарушение выработки эритроцитов в организме).

2. Потеря крови с большим количеством.

3. Недостаток железа в пище (недостаток витаминов).

 

Задание №48. 

Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза?

Объяснение: фотосинтез - процесс превращения солнечной энергии в энергию химических связей. При этом под влиянием света хлорофилл растения переходит в возбужденное состояние, расходуется вода (происходит фотолиз воды). В процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды образуется глюкоза. Данные процессы происходят при определенной температуре. Ферменты, участвующие в фотосинтезе, работают только при определенной температуре. 

 

Задание №49.

Соматические клетки дрозофилы содержат 8 хромосом. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза 1? Объясните результаты в каждом случае.

Объяснение: в соматических клетках содержится диплоидный набор хромосом (двойной), это значит, что в половых клетках содержится 4 хромосомы - гаплоидный (одинарный) набор. Перед началом деления в гаметогенезе количество ДНК удваивается, то есть их 16, а количество хромосом - 8. В конце телофазы уже произошло деление пополам, то есть осталось 4 хромосомы и количество молекул ДНК - 8.

 

Задание №50.

Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые и гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами  с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, все потомство имело нормальную высоту стебля  и ребристые плоды. Составьте схемы скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Объяснение: в первом скрещивании дигомозигота скрещивается с гомозиготным растением по одному признаку и гетерозиготным по другому (чтобы это понять, нужно написать несколько вариантов, данное потомство получается только при таких родителях). во втором скрещивании все проще - скрещивается две дигомозиготы (только у второго родителя один признак будет доминантным).

а - низкорослые особи

А - нормальная высота 

в - ребристые плоды

В - гладкие плоды

 

P: аавв х АаВВ

F1: ааВв - низкорослые особи с гладкими плодами

АаВв - нормальная высота, гладкие плоды

 

P: аавв х ААвв

F1: Аавв - нормальная высота, гладкие плоды.

 

В обоих случаях проявляется закон независимого наследования, так как эти два признака наследуются независимо.