Вариант 3

Разбор варианта № 3 за 2016 год из сборника «Типовые тестовые задания ЕГЭ 2016. Биология», авторы: Г.С. Калинова, Т.В. Мазяркина.

 

Задание №1.

Какая наука занимается изучением характера наследования признаков потомства?

1. Генетика

2. Селекция

3. Физиология

4. Эмбриология

Объяснение: разберем каждый вариант ответа. Эмбриология занимается изучением процессов в эмбриогенезе, физиология - биохимические процессы в организме, селекция - выведение новых пород и сортов, а генетика изучает законы наследственности. Правильный ответ - 1.

 

Задание №2.

Организмы состоят из клеток, поэтому клетку считают единицей

1. Размножения

2. Жизнедеятельности

3. Строения

4. Развития

Объяснение: согласно клеточной теории Шлейдена и Шванна, клетка является единицей строения организмов. Все живые организмы состоят из клеток. Правильный ответ - 3.

 

Задание №3.

Синтез каких веществ в клетке носит матричный характер?

1. Липидов

2. Углеводов

3. Молекул АТФ

4. Молекул ДНК

Объяснение: в таких заданиях мы всегда будем выбирать молекулы, которые образуются не простой сборкой полимера из мономеров, а в нем участвует матрица, такая, например, как ДНК. Правильный ответ - 4.

 

Задание №4.

Образование из одной клетки двух дочерних, являющихся копией материнской клетки, осуществляется в результате процесса

1. Митотического деления

2. Кроссинговера

3. Сперматогенеза

4. Оплодотворения

Объяснение: такой процесс образования двух дочерних диплоидных клеток из одной диплоидной материнской клетки называется митозом, или митотическим делением. Он характерен для соматических клеток организмов. Правильный ответ - 1.

 

Задание №5.

В основе какого из указанных способов размножения лежит половой процесс?

1. Партеногенез

2. Спорообразование

3. Черенкование

4. Почкование

Объяснение: черенкование и почкование - процессы вегетативного размножения, в которых участвует только одна особь и изменения генетического материала не происходит. Спорообразование - это тоже бесполый процесс, он бывает у растений (служит для расселения и чередуется с половым поколением) и у бактерий (служит для переживания неблагоприятных условий среды). В партеногенезе участвуют только самки, но данный процесс является половым, при этом из женских половых клеток - яйцеклеток - развивается новый организм, но оплодотворения не происходит. Правильный ответ - 1.

 

Задание №6.

Определите, сколько типов гамет образует душистый горошек с розовыми цветками, если красная окраска доминирует над белой.

1. Один

2. Два

3. Три 

4. Четыре

Объяснение: обозначим розовые цветки как Аа, следовательно, получится два типа гамет: А и а (красная окарска и белая). Правильный ответ - 2.

 

Задание №7. 

Какая форма изменчивости имеет приспособительный характер?

1. Мутационная

2. Модификационная

3. Наследственная

4. Комбинативная

Объяснение: поделим представленные виды изменчивости на две группы: связанные с перестройками ДНК и не связанные с перестройками ДНК. К первой группе относятся мутационная, наследственная и комбинативная изменчивость. А ко второй группе модификационная изменчивость. Это такая изменчивость, в ходе которой происходят изменения конкретного органима под действием конкретных условий среды, не передающиеся по наследству. Правильный ответ - 2.

 

Задание №8. 

В селекции животных применяют метод

1. Получения полиплоидов

2. Ментора (воспитателя)

3. Самооплодотворения особей

4. Оценки родительских особей по потомству

Объяснение: целью селекции является выведение нового сорта или породы с полезными для человека признаками и с из большим проявлением. Такое выведение занимает много времени, так как конечной целью является получение чистой линии особей с наибольшим проявлением признака, но в начале этого пути, при скрещивании родительских особей селекционеры не могут узнать какие признаки содержатся у родителей, они могут узнать это только при выведении потомства, а может быть и даже нескольких поколений потомства данных родителей. Правильный ответ - 4.

 

Задание №9.

Спора гриба, в отличие от споры бактерии,

1. Состоит из одной клетки

2. Служит для размножения

3. Разносится ветром на большие расстояния

4. Является приспособление к неблагоприятным условиями среды

Объяснение: споры бактерий служат для переживания неблагоприятных условиях среды и могут разноситься, ветром, водой, животными, а также сохраняться в земле или во льдах на протяжении огромного количества времени. У грибов же споры служат для размножения. Правильный ответ - 2.

 

Задание №10.

Передвижению воды в растении с нераспустившимися листьями способствует

1. Испарение воды

2. Корневое давление

3. Окисление органических веществ

4. Поглощение минеральных веществ корнем

Объяснение: вода всасывается из почвы корнями растения и, затем, поднимается по растению вверх, в листьях (и вообще во всех зеленых частях растения) происходит фотосинтез, и органические вещества, опускаясь вниз распределяются по растению. Правильный ответ - 2.

 

Задание №11.

Водоросли, в отличие от высших растений,

1. Обитают в водной среде

2. Осуществляют фотосинтез

3. Размножаются с помощью гамет

4. Состоят из одинаковых клеток

Объяснение: и водоросли и высшие растения (часть высших растений) обитают в водной среде и осуществляют фотосинтез, высшие растения размножаются гаметами, но только у водорослей клетки не дифференцированы на ткани. Правильный ответ - 4.

 

Задание №12.

В чем отличие многоклеточных животных от организмов других царств?

1. Дышат, питаются, размножаются

2. Имеют клеточное строение

3. Создают органические вещества из неорганических

4. Имеют нервные клетки

Объяснение: все живые организмы (из всех царств) дышат, питаются, размножаются и имеют клеточное строение, только автотрофы создают органические вещества из неорганических, но только многоклеточные, достаточно высокоорганизованные, животные имею нервные клетки и , соответственно, нервную систему. Правильный ответ - 4.

 

Задание №13.

К признакам, отличающим земноводных от других позвоночных, относят

1. Расчлененные конечности и дифференцированный позвоночник

2. Сердце с неполной перегородкой в желудочке

3. Голая слизистая кожа и наружное оплодотворение

4. Замкнутая система кровообращения и двухкамерное сердце

Объяснение: все позвоночные имеют расчлененные конечности и дифференцированные позвоночник, сердце с неполной перегородкой в желудочке имеют рептилии, замкнутую систему кровообращения и двухкамерное сердце имеют рыбы, а у земноводных есть голая кожа и наружное оплодотворение. Правильный ответ - 3.

 

Задание №14. 

К костям скелета человека питательные вещества и кислород поступают

1. По нервам вегетативной нервной системы

2. Через спинномозговую жидкость

3. Из капилляров большого круга кровообращения

4. По малому кругу кровообращения

Объяснение: к костям, мышцам, внутренним органам, мозгу и т.д. питательные вещества вместе с кислородом поступают по большому кругу кровообращения. Правильный ответ - 3.

 

Задание №15.

Изменения просвета легочных артерий в организме человека связаны с деятельностью

1. Эпителия, выстилающего изнутри сосуды

2. Гладкой мускулатуры стенок сосудов

3. Волокон сердечных мышц

4. Соединительнотканной оболочки легких

Объяснение: стенки сосудов и большая часть внутренних органов (ЖКТ) выстланы гладкой мышечной тканью, которая сокращается вне нашего желания. Правильный ответ - 2.

 

Задание №16. 

С нарушением деятельности какой железы связано заболевание сахарный диабет?

1. Щитовидной железы

2. Поджелудочной железы

3. Надпочечников

4. Гипофиза

Объяснение: сахарный диабет возникает при недостаточной выработке поджелудочной железой инсулина, который переправляет глюкозу из крови в клетки через плазматическую мембрану. При низкой выработке инсулина сахар накапливается в крови. Правильный ответ - 2.

 

Задание №17.

Парасимпатический отдел нервной системы в организме человека

1. Учащает ритм сердцебиений

2. Улучшает снабжение органов кислородом

3. Повышает кровяное давление и содержание сахара в крови

4. Замедляет работу сердца, снижает концентрацию сахара

Объяснение: парасимпатический и симпатический отделы нервной системы работают как антагонисты, например, симпатический отдел учащает сердечный ритм (соответственно, улучшает снабжение органов кислородом, повышает кровяное давление и содержание сахара в крови, а парасимпатический отдел замедляет сердечный ритм и снижает концентрацию сахара в крови. Правильный ответ - 4.

 

Задание №18.

Какую помощь следует оказать человеку при растяжении связок голеностопного сустава?

1. Наложить шину на поврежденный сустав

2. Приложить пузырь со льдом на поврежденное место

3. Сделать согревающий компресс на место ушиба

4. Наложить выше места повреждения жгут

Объяснение: при получении такой травмы нужно совместить два вида помощи - каждые 20 минут прикладывать лед (и начать помощь с этого), чтобы предупредить отек, а также обездвижить сустав. Правильный ответ - 2.

 

Задание №19. 

Какой из указанных примеров иллюстрирует межвидовую борьбу за существование?

1. Распределение ролей во время охоты в волчьей стае

2. Миграция стаи одной популяции лосося к месту нереста

3. Выживание кукушонка и гибель других птенцов в гнезде

4. Образование журавлиных стай для осенних миграций

Объяснение: среди представленных вариантов ответа межвидовые отношения иллюстрирует только третий вариант, а остальные - внутривидовую борьбу за существование. Правильный ответ - 3.

 

Задание №20. 

В соответствие с физиологическим критерием все особи вида имеют

1. Общий ареал

2. Определенный набор хромосом

3. Одинаковый химический состав

4. Сходные процессы жизнедеятельности

Объяснение: физиология - наука о биохимических процессах в живых организмах, поэтому правильный ответ - 4.

 

Задание №21.

Одним из доказательств происхождения кишечнополостных от простейших является

1. Наличие эктодермы и энтодермы

2. Внеклеточное пищеварение

3. Наличие стрекательных клеток

4. Развитие организма из одной клетки

Объяснение: онтогенез - повторение филогенеза, то есть в эмбриогенезе повторяется историческое развитие организма, поэтому правильный ответ - 4.

 

Задание №22.

Что служит ограничивающим фактором для растений степной зоны?

1. Недостаток влаги

2. Высокая температура

3. Недостаток минеральных веществ

4. Повышенное ультрафиолетовое излучение

Объяснение: в степной зоне очень низкая влажность и очень высокое испарение, поэтому у растений степной зоны имеется недостаток влаги. Правильный ответ - 1.

 

Задание №23.

Искусственные экосистемы, в которых осуществляется сельскохозяйственная деятельность человека, - это

1. Биоценозы

2. Агроценозы

3. Заповедники

4. Национальные парки

Объяснение: искусственные экосистемы называются агроценозами, в них, как правило, короткие пищевые цепи, преобладают монокультуры и незамкнутый круговорот веществ. Правильный ответ - 2.

 

Задание №24. 

Чтобы предотвратить нарушение равновесия в биосфере, необходимо

1. Увеличивать разнообразие агроэкосистем на Земле

2. Создавать новые сорта растений и породы животных

3. Поддерживать биологическое разнообразие в экосистемах

4. Повышать продуктивность сельскохозяйственных растений животных

Объяснение: основа устойчивости любой экосистемы - ее разнообразие, именно поэтому самые устойчивые экосистемы - тропики или смешанный лес. Правильный ответ - 3.

 

Задание №25.

Верны ли следующие суждения об обмене веществ?

А. Хемотрофные организмы синтезируют органические вещества из неорганических за счет энергии окисления органических веществ.

Б. Автотрофные организмы способны синтезировать органические вещества из неорганических, потребляемых из окружающей среды.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: хемотрофы - организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических за счет окисления не только органических, но и неорганических веществ (например, кислорода, водорода, серы, углеводов, жиров и т.д.). Правильный ответ - 2.

 

Задание №26.

Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза?

1. Образование двух ядер

2. Расхождение гомологичных хромосом

3. Образование метафазной пластинки

4. Сближение гомологичных хромосом

5. Обмен участками гомологичных хромосом

6. Спирализация хромосом

Объяснение: в профазе первого деления мейоза происходит конденсация ДНК в нити, конъюгация, кроссинговер, растворение ядерной оболочки, расхождение центриолей. Поэтому, мы выбираем три последних варианта ответа. Правильный ответ - 4,5,6.

 

Задание №27.

Рецепторы - это нервные окончания в организме человека, которые

1. Воспринимают информацию из внешней среды

2. Воспринимают импульсы из внутренней среды

3. Воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам

4. Располагаются в исполнительном органе

5. Преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы

6. Реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды

Объяснение: рецепторы - объединения отростков нейронов, воспринимающие раздражения, как внешние, так и внутренние, и преобразуют их в нервные импульсы.  В связи с этим из представленных ответов выберем все, что связано с воспринятием информации, то есть 1, 2, 5.

 

Задание №28. 

Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

1. Развитие образовательных тканей у растений

2. Наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

3. Отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4. Появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5. Мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6. Железистые волоски на листьях душистой герани

Объяснение: идиоадаптация - частное изменение организма, происходящее без повышения уровня организации организма. Поэтому выбираем мелкие изменения: наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений, мелкая и сухая пыльца у ветроопыляемых растений и образование железистых волосков на листьях душистой герани (отсутствие хлорофилла у растений-паразитов в данном случае является примером биологического регресса). Правильный ответ - 2,5,6.

 

Задание №29. 

Установите соответствие между способом размножения и примерами, иллюстрирующими его

Пример                                                Способ размножения

А. Спорообразование у сфагнума       1. Половое

Б. Семенное размножение ели          2. Бесполое

В. Партеногенез у пчел

Г. Размножение луковицами у тюльпана

Д. Откладывание яиц птицами

Е. Выметывание икры у рыб

Объяснение: размножение сфагнума спорами является половым; семенное размножение ели относится к половому, так как происходит после оплодотворения, партеногенез у пчел происходит без участия мужских половых клеток, но с участием женских, и относится к половому; размножение луковицами - бесполое размножение; Птицы и рыбы размножаются только половым путем. Правильный ответ - 211211.

 

Задание №30.

Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен

Признак                                              Класс

А. Наличие шейного позвонка           1. Рыбы

Б. Отсутствие ребер                           2. Земноводные

В. Непрямое развитие

Г. Наличие конечностей

Д. Двухкамерное сердце

Е. Отсутствие легких

Объяснение: для начала напомним, что рыбы являются менее организованными животными, чем амфибии, рыбы живут в воде, дышат через жабры растворенным кислородом, не имею конечностей, а только плавники, имеют один круг кровообращения и двухкамерное сердце. Поэтому, к рыбам относятся ответы - Д и Е, а к амфибиям - А, Б, В, Г. 

 

Задание №31.

Установите соответствие между функцией железы человека и ее типом.

Функция железы                                   Тип железы

А. Образуют жир                                  1. Потовые

Б. Участвуют в терморегуляции           2. Сальные

В. Вырабатывают полноценную          3. Млечные

пищу для ребенка

Г. Удаляют из организма

минеральные вещества

Д. Повышают эластичность кожи

Объяснение: потовые железы - кожные железы, участвуют в терморегуляции, выводят некоторые продукты обмена из организма, сальные железы - выделяют вещества, усиливающие антимокробные свойства кожи, а также служат жировой смазкой для волос и эпидермиса, усиливают эластичность кожи. Млечные железы - обеспечивают ребенка всеми полезными веществами и создают микробиоту кишечника. Сальные железы образуют жир, потовые железы участвуют в терморегуляции, млечные железы обеспечивают пищу для ребенка, потовые железы удаляют из организма минеральные вещества, сальные железы повышают эластичность кожи. Правильный ответ - 21312. 

 

Задание №32.

Установите соответствие между признаком отбора и его видом.

Признак                                                          Вид отбора

А. Приводит к созданию новых                      1. Естественный

пород животных и сортов растений               2. Искусственный

Б. Способствует созданию организмов

с нужными человеку наследственными изменениями

В. Действует в природе миллионы лет

Г. Приводит к образованию новых видов

и формированию приспособленности к среде

Д. Проводится человеком

Объяснение: естественный отбор идет в естественных условиях и является одной из движущих сил эволюции (в ходе такого отбора выживает наиболее приспособленный организм). Искусственный отбор проводится человеком с целью получения организмов с нужным человеку признаком. Поэтому, естественный отбор - действует в природе миллионы лет, приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде. Искусственный отбор - приводит к созданию новых пород животных и сортов растений, способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями и проводится человеком. Правильный ответ - 22112. 

 

Задание №33.

Установите последовательность движения крови у человека по малому кругу кровообращения начиная с правого желудочка.

1. Правый желудочек

2. Капилляры

3. Левое предсердие

4. Легочные артерии

5. Легочные вены

Объяснение: на основе рисунка малого круга кровообращения, установим правильную последовательность движения крови.

35016315_okr4_cha

Правильная последовательность - правый желудочек - легочные артерии - капилляры - легочные вены - левое предсердие. Правильный ответ - 14253.

 

Задание №34.

Почему лейкоциты крови считают "защитниками" человека?

Объяснение: лейкоциты - клетки иммунитета, захватывают чужеродные клетки и поглощают их фагоцитозом. Об охоте лейкоцита за бактерией есть прекрасное видео: https://www.youtube.com/watch?v=f53xIZgOQqY

 

Задание №35.

Какие органы растений обозначены на рисунке цифрами - 1, 2, 3? В чем состоит их роль в жизни растений? Видоизменением какого органа они являются?

hello_html_m6d5b3315

Объяснение: 1 - клубень, 2- луковица, 2 - корневище. Эти органы являются видоизмененными побегам. При помощи видоизмененных побегом растение может размножаться вегетативно. 

 

Задание №36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Грибы образуют особую систематическую группу в царстве растений. 2. Сходство с растениями заключается в том, что они способны к неограниченному росту в течение всей жизни и ведут прикрепленный образ жизни. 3. Как и растения, грибы по способу питания относят  к автотрофам, то есть к организмам, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических. 4. Отличие грибов от растений заключается в отсутствии в их клетках хлоропластов. 5. Размножение грибов связано с чередованием полового и бесполого поколений.

Объяснение: 1 - грибы не являются растениями, они образуют отдельное царство. 3 - грибы не являются автотрофами, они - гетеротрофы, чаще всего редуценты, то есть последнее звено пищевой цепи (разлагают органические вещества до минеральных). 5 - размножение грибов не связано с чередованием полового и бесполого поколений, они размножаются гифами или спорами.

 

Задание №37.

В чем заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково ее значение в жизнедеятельности организма?

Объяснение: нервная регуляция - регуляция через нервную систему. Нервная регуляция сердца осуществляется через вегетативную нервную систему, а, вернее, через ее два отдела - симпатическая нервная система усиливает работу сердца (учащает сердцебиение), а парасимпатическая - замедляет. Гуморальная регуляция осуществляется через гормоны - активные вещества, циркулирующие в крови. Адреналин ускоряет работу сердца, норадреналин - замедляет (вернее, он гасит действие адреналина на сердце). Гуморальная и нервная регуляции работают вместе, таким образом осуществляется полный контроль над сердцем. Еще на работу сердца влияют некоторые ионы. Ионы кальция ускоряют работу сердца, а ионы калия - угнетают. 

 

Задание № 38. 

Охарактеризуйте основные причины, которые обостряют борьбу за существование между особями одной популяции.

Объяснение: 

1. Борьба за пищевые ресурсы.

2. Борьба за территорию.

3. Борьба за главенство в популяции (прайд львов).

4. Борьба за самку, самца (полового партнера).

 

Задание №39.

Определите хромосомный набор в клетках взрослого растения и спорах кукушкина льна. В результате какого типа деления и из каких клеток эти хромосомные наборы образуются?

Объяснение: спора растения кукушкина льна имеет гаплоидный набор хромосом. взрослое растение - гаметофит - развивается из споры при помощи деления митозом, то есть взрослое растение тоже имеет гаплоидный набор хромосом.

 

Задание №40.

В скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами и самцов с редуцированными крыльями и маленькими глазами все потомство имело нормальные крылья и нормальные глаза. Получившихся в первом поколении самок возвратно скрещивали с исходной родительской особью. Форма крыльев у дрозофилы определяется аутосомным геном, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Какие законы действуют в скрещиваниях?

Объяснение:  

А - нормальные крылья

а - редуцированные крылья

ХВ - нормальные глаза

Первое скрещивание:

Р: ААХВХВ  х ввХвУ

Г: АХВ х аХв, аУ

F1:

АаХВХв - нормальные крылья, нормальные глаза

АаХВУ - нормальные крылья, нормальные глаза

Второе скрещивание:

Р: АаХВХв х ааХвН

Г: АХВ, аХв, АХв, аХв х аХв, аУ

F1:

АаХВХв, АаХВУ - нормальные крылья, нормальные глаза

ааХвХв, ааХвУ - редуцированные крылья, маленькие глаза

АаХвХв, АаХвУ - нормальные крылья, маленькие глаза

ааХВХв, ааХВУ - редуцированные крылья, нормальные глаза

Здесь действует закон сцепленного с полом наследования (ген формы глаз наследуется с Х-хромосомой), а ген крыльев наследуется независимо.