Вариант 3

Задание №1.

Какие органоиды были обнаружены в клетке с помощью электронного микроскопа?

1. Ядра

2. Хлоропласты

3. Рибосомы

4. Вакуоли

Объяснение: из приведенных вариантов ответа выбираем самые маленькие органеллы - рибосомы. Правильный ответ - 3.

 

Задание №2. 

Организмы, клетки которых не содержат оформленного ядра, митохондрий, аппарата Гольджи, относят к группе

1. Автотрофов

2. Прокариот

3. Гетеротрофов

4. Эукариот

Объяснение: такие организмы называются прокариотами. Эукариоты имеют и оформленное ядро и мембранные органеллы. А деление на авто- и гетеротрофов - по типу питания и к оформленному ядру отношения не имеет. Правильный ответ - 2.

 

Задание №3.

В молекуле ДНК водородные связи образуются между комплементарными нуклеотидами

1. У и Г

2. Ц и Т

3. А и Т

4. Г и Т

Объяснение: как мы знаем, по принципу комплементарности нуклеотиды объединяются в следующие пары: А-Т и Г-Ц. Правильный ответ - 3.

 

Задание №4.

Чем профаза первого деления мейоза отличается от профазы митоза?

1. Происходит конъюгация хромосом

2. Хромосомы располагаются беспорядочно

3. Исчезает ядерная оболочка

4. Происходит спирализация хромосом

Объяснение: профаза первого деления мейоза включает большое число процессов (конъюгация, кроссинговер) и состоит из пяти стадий, в отличие от профазы митоза, где происходит только конденсация хромосом. Правильный ответ - 1.

 

Задание №5.

Неклеточная форма жизни - вирусы - это

1. Симбионты

2. Хемотрофы

3. Паразиты

4. Фототрофы

Объяснение: вирусы проявляют признаки жизни только внутри живой клетки (живого организма), поэтому являются паразитами. Правильный ответ - 3.

 

Задание №6.

Генетическая информация зиготы реализуется в процессе

1. Филогенеза

2. Гаметогенеза

3. Эволюции

4. Онтогенеза

Объяснение: в данном вопросе речь идет о развитии одного конкретного организма, поэтому правильный ответом не может быть ни филогенез, ни эволюция (они на уровне одного организма не идут). Гаметогенез - процесс образования половых клеток, то есть происходит до зиготы, так как зиготы - это слившиеся половые клетки. А онтогенез - это развитие организма от зиготы и до смерти, в ходе чего экспрессируются гены данного организма. Правильный ответ - 4.

 

Задание №7.

Свойство организмов приобретать новые признаки - это

1. Идиоадаптация

2. Наследственность

3. Дивергенция

4. Изменчивость

Объяснение: приобретение новых признаков означает изменение организма, значит это - изменчивость. Правильный ответ - 4.

 

Задание №8.

Если при моногибридном скрещивании четверть особей несет рецессивный признак, а три четверти - доминантный, значит, проявляется

1. Правило единообразия

2. Закон расщепления

3. Промежуточное наследование

4. Закон неполного доминирования

Объяснение: в данном случае проявляется закон расщепления (3:1), получается 25% особей с рецессивным признаком и 75% - с доминантным. Правильный ответ - 2.

 

Задание №9.

Какую изменчивость иллюстрирует исчезновение зеленой окраски листьев при длительном отсутствии света?

1. Цитоплазматическую

2. Модификационную

3. Комбинативную

4. Генотипическую

Объяснение: такие изменения происходят с конкретным организмом в конкретных условиях и не передается по наследству, поэтому, речь идет о модификационной изменчивости. Правильный ответ - 2.

 

Задание №10. 

Грибы, в отличие от растений,

1. Растут в течение всей жизни

2. Не имеют митохондрий в клетках

3. По способу питания - гетеротрофные организмы

4. Не имеют клеточного строения

Объяснение: и грибы и растения растут в течение всей жизни и имеют митохондрии, а также имеют клеточное строение. Но, грибы, по способу питания, гетеротрофы, а растения - автотрофы. Правильный ответ - 3.

 

Задание №11.

Из завязи пестика после оплодотворения образуется

1. Семя

2. Зигота

3. Плод

4. Зародыш

Объяснение: из завязи пестика после оплодотворения развивается плод. Правильный ответ - 3.

 

Задание №12.

Водоросли, в отличие от растений других групп,

1. Не образуют половых клеток

2. Имеют небольшие размеры и живут в воде

3. Размножаются спорами

4. Не имеют тканей и органов

Объяснение: водоросли не имеют ни тканей ни органов, они образуют таллом (или слоевище). Правильный ответ - 4.

 

Задание №13.

Какую функцию выполняет клетка, обозначенная вопросительным знаком на схеме строения тела гидры?

Стрекательная-клетка

1. Вызывает паралич или гибель прикоснувшихся мелких животных

2. При делении образует клетки других видов

3. Воспринимает действия химических раздражителей

4. Принимает возбуждение и передает его другим клеткам

Объяснение: клетка, обозначенная вопросительным знаком, называется стрекательной и характерна кишечнополостным (гидре, например). Такие клетки вызывают паралич прикоснувшихся организмов. Правильный ответ - 1.

 

Задание №14.

Какая часть органа слуха позвоночных животных развивается только у млекопитающих?

1. Полость среднего уха

2. Внутреннее ухо

3. Слуховая труба

4. Ушная раковина

Объяснение: ни у одного класса животных, кроме млекопитающих, нет ушной раковины, а все остальные части слухового анализатора есть. Правильный ответ - 4.

 

Задание №15.

В ротовой полости человека ферменты слюны участвуют в расщеплении

1. Углеводов

2. Витаминов

3. Белков

4. Жиров

Объяснение: в ротовой полости расщепляются сложные углеводы (например, крахмал). Основной фермент, осуществляющий это расщепление - амилаза. Правильный ответ - 1.

 

Задание №16. 

В кровеносной системе человека створчатые клапаны расположены

1. Между артериями и желудочками

2. В легочных венах

3. Между предсердиями и желудочками

4. В венах нижних конечностей

Объяснение: створчатые клапаны расположены в сердце, соответственно, между предсердиями и желудочками. Правильный ответ - 3.

 

Задание №17.

Способность лейкоцитов человека к фагоцитозу и образованию антител лежит в основе

1. Обмена веществ

2. Иммунитета

3. Свертывания крови

4. Саморегуляции

Объяснение: лейкоциты - белые кровяные клетки, основная функция которых - захват чужеродных частиц в крови то есть они отвечают за иммунитет. Правильный ответ - 2.

 

Задание №18.

При недостатке йода в организме человека нарушается функция

1. Щитовидной железы

2. Гипофиза

3. Поджелудочной железы

4. Надпочечников

Объяснение: йод входит в состав гормонов щитовидной железы - тироксина и три-йод-тиронина. Правильный ответ - 1.

 

Задание №19. 

Что предупреждает развитие сколиоза у человека?

1. Употребление продуктов питания, содержащих соли кальция

2. Чрезмерные физические напряжения

3. Ношение обуви без каблуков

4. Распределение нагрузки на обе руки при переносе тяжестей

Объяснение: из всех перечисленных вариантов подходит только распределение нагрузки на обе руки при переносе тяжестей, так как все остальные варианты способствуют нормальному развитию организма. Правильный ответ - 4.

 

Задание №20. 

Какая из указанных структур является элементарной единицей эволюции?

1. Вид

2. Популяция

3. Сорт

4. Биоценоз

Объяснение: элементарной единицей эволюции является популяция. Эволюция идет на уровне популяции. Правильный ответ - 2.

 

Задание №21. 

Какую роль в жизни вида играет стабилизирующий отбор?

1. Устраняет особей с резкими отклонениями признака от нормы

2. Приводит к появлению новой нормы реакции

3. Способствует образованию новых видов

4. Изменяет генетическую структуру вида

Объяснение: стабилизирующий отбор способствует сохранению особей популяции со средним значением признака, то есть при таком отборе особи с отклонениями от среднего признака не выживают. Правильный ответ – 1.  

 

Задание №22.

Мимикрия – результат

1. Повышения уровня организации живого

2. Отбора сходных мутаций у различных видов

3. Усложнения развития организмов

4. Приспособления к паразитическому образу жизни

Объяснение: мимикрия является идиоадаптацией и не способствует повышению или понижению уровня организации, а также не является приспособлением к паразитическому образу жизни, но появляется при помощи мутаций различных видов. Правильный ответ – 2.  

 

Задание №23.

Какие животные в ходе эволюции были наиболее вероятными предками членистоногих?

1. Кольчатые черви

2. Плоские черви

3. Моллюски

4. Хордовые

Объяснение: наиболее вероятными предками членистоногих является наиболее прогрессивная группа червей – кольчатые черви. Правильный ответ – 1.  

 

Задание №24.

Как называют тип отношений между грибом-трутовиком и березой, на которой он обитает?

1. Хищничеством

2. Симбиоз

3. Конкуренцией

4. Паразитизмом

Объяснение: гриб-трутовик паразитирует на деревьях, не вступая с ними в симбиоз (такие отношения не называются микоризой). Правильный ответ – 4.  

 

Задание №25. 

Какую из экосистем называют агроэкосистемой?

1. Березовую рощу

2. Хвойный лес

3. Плодовый сад

4. Дубраву

Объяснение: агроэкосистема – это искусственная система, то есть созданная человеком. Из приведенных вариантов ответа под это определение подходит только плодовый сад, состоящий, например, из яблок или груш. Правильный ответ – 3.  

 

Задание №26.

Какая деятельность человека относится к глобальным антропогенным изменениям в биосфере?

1. Вытаптывание растений в лесу

2. Массовая вырубка лесов

3. Выведение новых сортов растений

4. Искусственное выведение рыб

Объяснение: селекционная деятельность не влияет на биосферу (выведение новых сортов растений, пород животных и т.д.), вытаптывание растений в лесу происходит не в глобальных масштабах. А вот массовая вырубка лесов очень сильно сокращает количество автотрофов, следовательно, будет вырабатываться меньшее количество кислорода и меньше углекислого газа фиксируется. Правильный ответ – 2.  

 

Задание №27.

В состав молекулы АТФ входит

1. Дезоксирибоза

2. Азотистое основание

3. Глицерин

4. Аминокислота

Объяснение: дезоксирибоза входит в состав ДНК, глицерин (и жирная кислота) входит в состав липидов, из аминокислот состоят белки, так что в состав аденозинтрифосфорной кислоты входит азотистое основание – аденозин. Правильный ответ – 2.  

 

Задание №28.

Энергия возбужденного электрона молекулы хлорофилла используется растением непосредственно для

1. Расщепления молекул белка

2. Восстановления СО2

3. Окисления ПВК

4. Синтеза молекул АТФ

Объяснение: исходя из определения фотосинтеза, солнечная энергия перерабатывается в энергию химических связей, в том числе идет на синтез АТФ. Правильный ответ – 4.  

 

Задание №29.

Размножение растений при помощи специализированных гаплоидных клеток называют

1. Вегетативным

2. Почкованием

3. Дроблением

4. Споровым

Объяснение: такое размножение называют споровым. Такое размножение является одним из типов полового размножения. Для этого в организмах вырабатываются специальные женские и мужские половые клетки, при слиянии которых образуется зигота. Из нее развивается новых организм, соматические клетки которого содержат диплоидный набор хромосом. Правильный ответ – 4.  

 

Задание №30.

При полном доминировании расщепление по фенотипу в первом поколении от скрещивания двух гетерозиготных организмов (Аа) равно соотношение

1. 1:1

2. 3:1

3. 1:1:1:1

4. 9:3:3:1

Объяснение: при полном доминировании (при моногибридном скрещивании) получается расщепление по генотипу 1:2:1, а по фенотипу – 3:1, то есть появляется 75% особей с доминантным признаком и 25% особей с рецессивным. Правильный ответ – 2.  

 

Задание №31.

Гибриды, полученные путем отдаленной гибридизации, бесплодны, так как у них

1. Невозможен процесс конъюгации в мейозе

2. Нарушается процесс митотического деления

3. Проявляются рецессивные мутации

4. Доминируют летальные мутации

Объяснение: при скрещивании неблизкородственных гибридов не бывает таких проблем, как при скрещивании близкородственный особей, поэтому их потомство не появляется, так как конъюгации в мейозе не происходит. Правильный ответ – 1.  

 

Задание №32.

В неблагоприятных условиях бактерии

1. Образуют гаметы

2. Активно размножаются

3. Превращаются в споры

4. Образуют микоризу

Объяснение: в неподходящих для нормальной жизнедеятельности условиях среды бактерии превращаются в споры, а при наступлении благоприятных условий выходят из спор. Правильный ответ – 3.  

 

Задание №33.

Значение желтого костного мозга заключается в том, что он

1. Регулирует концентрацию крови

2. Обеспечивает рост кости в толщину

3. Обусловливает прочность кости

4. Запасает жироподобные вещества

Объяснение: желтый костный мозг заменяет красный костный мозг с возрастом, и, если красный костный мозг является кроветворным органом, то желтый костный мозг накапливает липиды. Правильный ответ – 4.  

 

Задание №34.

Нервная система человека регулирует работу желез внутренней секреции

1. Активности рецепторов рефлекторной дуги

2. Изменения скорости проведения нервных импульсов

3. Формирования безусловных рефлексов

4. Воздействия нейрогормонов на гипофиз

Объяснение: большая часть гормональной регуляции осуществляется при участии гипотоламо-гипофизарного комплекса, а на него воздействует нервная система при помощи нейрогормонов. Правильный ответ – 4.  

 

Задание №35.

Разнообразие формы листьев у разных растений возникло в результате

1. Действия движущих сил эволюции

2. Модификационной изменчивости

3. Действия антропогенных факторов

4. Проявления законов наследственности

Объяснение: у растения появлялись разнообразные формы листьев в ходе приспособления к различным экологическим нишам, это является естественным отбором и также межвидовой борьбой за существование. Два данных процесса являются движущими силами эволюции. Правильный ответ – 1.  

 

Задание №36.

Верны ли следующие суждения об обмене веществ?

А. В процессе гликолиза происходят многоступенчатые ферментативные реакции превращения глюкозы в молекулы пировиноградной кислоты.

Б. Энергетический обмен представляет собой совокупность реакций расщепления органических веществ, сопровождающихся синтезом АТФ.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: оба суждения верны и описывают данные процессы корректно. Правильный ответ – 3.  

 

Задание №37.

Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,

1. Участвуют в образовании плазматической мембраны

2. Входят в состав рибосом

3. Выполняют гуморальную регуляцию

4. Осуществляют транспортную функцию

5. Выполняют защитную функцию

6. Переносят наследственную информацию из ядра к рибосомам

Объяснение: как мы знаем, белки не несут наследственной информации и входят в состав рибосом только в качестве удерживающих спирализованную рРНК веществ, но они участвуют в образовании плазматической мембраны (транспортные белки), выполняют гуморальную функцию (гормоны), осуществляют транспорт (например, гемоглобин переносит кислород) и выполняют защитную функцию (белки иммунитета – иммуноглобулины). Правильный ответ – 1, 3, 4, 5.  

 

Задание №38.

Нарушение функций щитовидной железы приводит к следующим заболеваниям

1. Сахарный диабет

2. Микседема

3. Базедова болезнь

4. Малокровие

5. Кретинизм

6. Гигантизм

Объяснение: нарушение работы щитовидной железы в детском возрасте приводит к кретинизму, а во взрослом возрасте к базедовой болезни или микседеме. Правильный ответ – 2, 3, 5.  

 

Задание №39.

Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

1. Вырубка деревьев

2. Увеличение затененности

3. Недостаток влаги в летний период

4. Сбор дикорастущих растений

5. Низкая температура воздуха зимой

6. Вытаптывание почвы

Объяснение: из приведенных вариантов ответа выбираем антропогенные факторы, то есть факторы влияния человека. Это – вырубка лесов, сбор растений и вытаптывание почвы. Правильный ответ – 1, 4, 6.  

 

Задание №40.

Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен

Признак                                                    Класс животных

А. Сердце трехкамерное с неполной        1. Пресмыкающиеся

перегородкой в желудочке                      2. Птицы

Б. Температура тела зависит от

температуры окружающей среды

В. Кости полые, заполнены воздухом

Г. Интенсивный обмен веществ

Д. Все тело покрыто роговой чешуей

Е. Наличие цевки

Объяснение: пресмыкающиеся – менее организованный класс животных, чем птицы, поэтому для них характерно: трехкамерное сердце с неполной перегородкой (у птиц четырехкамерное с полной перегородкой), температура тела зависит от окружающей среды (а у птиц не зависит, они – теплокровные), кости неполые (а у птиц – полые, это – приспособление к полету), все тело покрыто роговой чешуей, которую животное по мере роста сбрасывает, и отсутствие цевки. Правильный ответ – 112212.  

 

Задание №41.

Установите соответствие между характеристикой и органом пищеварительной системы человека.

Характеристика                                                   Орган пищеварительной системы

А. Является самой крупной железой                  1. Поджелудочная железа

Б. Вырабатывается желчь                                  2. Печень

В. Выполняет барьерную роль

Г. Участвует в эндокринной регуляции

Д. Вырабатывает инсулин

Объяснение: печень является самой крупной железой, вырабатывает желчь (а в желчном пузыре желчь накапливается), выполняет барьерную функцию (обезвреживает токсины), а поджелудочная железа участвует в эндокринной регуляции (является железой смешанной секреции) и вырабатывает инсулин (и глюкагон). Правильный ответ – 22211.  

 

Задание №42.

Установите соответствие между характеристикой органоида и его видом.

Характеристика                                             Вид органоида

А. Состоит из двух перпендикулярно           1. Клеточный центр

расположенных цилиндров                         2. Рибосома

Б. Состоит из двух субъединиц

В. Образован микротрубочками

Г. Обеспечивает деление клетки

Д. Обеспечивает синтез белков

Объяснение: сначала нужно вспомнить, что клеточный центр и рибосомы являются немембранными органеллами, клеточный центр состоит из двух микротрубочек (их форма напоминает цилиндр) и отвечает за деление клетки. Рибосомы состоят из рРНК в виде двух субъединиц (большой и малой) и отвечает за синтез белка. Правильный ответ – 12112.  

 

Задание №43.

Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой.

Характеристика                                    Форма отбора

А. Сохраняет среднее значение           1. Движущая

признака                                             2. Стабилизирующая

Б. Способствует приспособлению

к изменившимся условиям среды

В. Сохраняет особи с признаком,

отклоняющимся от его среднего значения

Г. Способствует увеличению многообразия организмов

Объяснение: стабилизирующий отбор способствует сохранению среднего значения признака и приспособлению к настоящим условиям среды. А движущий отбор способствует приспособлению к изменившимся условиям среды, сохраняет особей с отклоняющимися от среднего значения признаками и способствует увеличению многообразия организмов. Правильный ответ – 2111.  

 

Задание №44.

Установите последовательность стадий развития папоротника, начиная с прорастания споры.

1. Образование гамет

2. Оплодотворение и образование зиготы

3. Развитие взрослого растения (спорофит)

4. Образование заростка

Объяснение: зигота образуется после слияния гамет, они образуются на заростке. Из зиготы развивается спорофит, несущий споры. Правильный ответ – 4123.  

 

Задание №45.

Бычий цепень вызывает нарушения в жизнедеятельности организма человека. Чем это объясняется?

Объяснение: бычий цепень - паразит человека и животных, то есть потребляет питательные вещества хозяина, значит хозяину достается меньше полезных веществ, а также любой внутренний паразит вырабатывает продукты обмена веществ (его выделительная система активно работает) в тело хозяина, это не дает организму человека нормально работать, отравляя его.

 

Задание №46.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Надпочечники являются парными железами. 2. Надпочечники состоят из мозгового и коркового вещества. 3. Адреналин и тироксин являются гормонами надпочечников. 4. При повышении содержания адреналина в крови увеличивается просвет кровеносных сосудов кожи. 5. Также при повышенном содержании адреналина в крови увеличивается частота сердечных сокращений. 6. Гормон тироксин уменьшает содержание сахара в крови.

Объяснение: первые два предложения верны. 3. Тироксин является гормоном не надпочечников, а щитовидной железы. 4. При повышении содержания адреналина в крови сужается просвет кровеносных сосудов кожи. Пятое предложение верно. 6. Тироксин является гормоном щитовидной железы и не влияет на содержание сахара в крови, эту функцию выполняет гормон поджелудочной железы – инсулин.  

 

Задание №47.

Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

Объяснение: растения с крупными семенами имеют некоторые ограничения в распространении своих семян, например, они не могут быть разнесены ветром, также они, как правило, образуются в небольших количествах, но имеют большой запас питательных веществ, что способствует большему выживанию и могут быть распространены крупными животными.  

 

Задание №48.

Приведите не менее трех примеров изменений в экосистеме смешанного леса, если в ней сократилась численность насекомоядных птиц.

Объяснение: уменьшение численности насекомоядных птиц способствует увеличению количества насекомых (так как их будет некому есть), что способствует уменьшению численности растений, которыми питаются насекомые. С другой стороны, уменьшится численность птицеедных (хищных) животных из-за недостатка корма.  

 

Задание №49. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза 1 и анафазе мейоза 2. Объясните результаты в каждом случае.  

Объяснение: если соматические клетки организма содержат диплоидный набор хромосом, значит половые клетки - гаплоидный. Во время телофазы 1 хромосомы спирализуются, но к этому времени расхождение хромосом уже произошло в анафазе 1, поэтому набор будет - n2c (число молекул ДНК удвоенное, так как перед первым делением произошла репликация (удвоение) ДНК), а в анафазе 2 происходит расхождение сестринских хроматид и набор становится как в половых клетках - nc.

 

Задание №50.

По изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного черным цветом. Определите генотипы родителей, потомков, обозначенных на схеме цифрами 2, 3, 8, и объясните их формирование.

3b5b604acda09f6d93b61be106519d1b

Объяснение: так как в первом поколении мы видим единообразие, а во втором поколении – расщепление 1:1, делаем вывод, что оба родителя были гомозиготны, но один по рецессивному признаку, а другой – по доминантному. То есть в первом поколении все дети – гетерозиготны. 2 – Аа, 3 – Аа, 8 – аа.