Вариант 3

Задание №1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

 

nVkOdMt7qeg

Объяснение: естественный иммунитет бывает врожденным и приобретенным. Это такой иммунитет, который свойственен определенному виду организмов, передающийся из поколения в поколение. Правильный ответ - врожденный.

 

 

Задание №2.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используется в учении о биосфере. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

1. Биокосное вещество

2. Ноосфера

3. Биологический круговорот

4. Ароморфоз

5. Гибридизация

Объяснение: в учении о биосфере нет терминов: ароморфоз и гибридизация, так как ароморфоз - термин из эволюционного учения, а гибридизация - из генетики. Правильный ответ - 45.

 

 

Задание №3.

Сколько нуклеотидов составляют один кодон иРНК?

 

 

Объяснение: все кодоны состоят из трех нуклеотидов. Правильный ответ - 3.

 

 

Задание №4.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики свойств строения эндоплазматической сети. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

1. Формирует лизосомы

2. Является одномембранным органоидом

3. Является полуавтономным органоидом

4. Участвует в транспорте белков

5. На мембранах могут располагаться рибосомы

Объяснение: к характеристикам эндоплазматической сети не относится формирование лизосом (этим занимается аппарат Гольджи) и полуавтономия (это относится к митохондриям, например, так как у них есть собственная ДНК).

Правильный ответ - 13.

 

 

Задание №5.

Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, в котором он происходит: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процесс

 

 

А. Восстановление углекислого газа до глюкозы

Б. Синтез АТФ в процессе дыхания

В. Первичный синтез органических веществ

Г. Превращение световой энергии в химическую

Д. Расщепление органических веществ до углекислого газа и воды

 

Органоид

 

1. Митохондрия

2. Хлоропласт

Объяснение: в митохондриях происходит распад глюкозы, а в хлоропласте ее синтез. Синтез АТФ идет в митохондриях, как и расщепление органических веществ до углекислого газа и воды. В хлоропластах - синтез органических веществ, превращение световой энергии в химическую. Правильный ответ - 21221. 

 

 

Задание №6.

Какое соотношение фенотипов получится при скрещивании двух гетерозигот при неполном доминировании? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

 

 

Объяснение: возьмем две гетерозиготы: Аа х Аа

При их скрещивании получается три фенотипа (и три генотипа): АА, 2Аа, аа

Правильный ответ - 211.

 

 

Задание №7.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

1. Х-хромосома

2. Монофилия

3. Атавизм

4. Аллель

5. Кариотип

Объяснение: все термины, кроме монофилии и атавизма, описывают генетические процессы. Монофилия - это происхождение таксона от общего предка. А атавизм - это появление признаков у организма, свойственных отдаленным предкам (волосяной покров, многососковость и т.д.). Правильный ответ - 23.

 

 

Задание №8.

Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Насекомое                              Тип развития

 

 

А. Медоносная пчела              1. С неполным превращением

Б. Майский жук                        2. С полным превращением

В. Азиатская саранча

Г. Капустная белянка

Д. Зеленый кузнечик

Объяснение: из представленных насекомых имеют развитие с неполным превращением только саранча и кузнечик.

img1

Правильный ответ - 22121. 

 

 

Задание №9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1. Питаются готовыми органическими веществами

2. Имеют клеточное строение

3. Растут в течение всей жизни

4. Имеют тело, состоящее из нитей-гифов

5. Всасывают питательные вещества поверхностью тела

6. Имеют ограничеснный рост

Объяснение: в отличии от животных, грибы растут в течение всей жизни (вспомните огромные шляпочные грибы в лесу), их тело состоит из нитей-гиф, а не из специализированных тканей, а еще они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела. Правильный ответ - 345. 

 

 

Задание №10. 

Установите соответствие между особенностью размножения и отделом растений, для которого она характерна: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Особенность размножения                                    Отдел растений

 

 

А. В цикле развития преобладает гаметофит        1. Моховидные

Б. В цикле развития доминирует                             2. Папоротниковидные

бесполое поколение растений

В. Образование спор происходит

в коробочке (спорогоне)

Г. Спорофит не способен к образованию

органических веществ из неорганических

Д. Гаметофит представлен заростком

Е. Спора прорастает в предросток

Объяснение: рассмотрим жизненные циклы мхов и папоротников. 

0873_0010864_001

Таким образом, у мхов: в цикле развития преобладает гаметофит, образование спор происходит в коробочке (спорогоне), спорофит не способен к образованию органических веществ из неорганических и спора прорастает в предросток. Правильный ответ - 121121. 

 

 

Задание №11.

Расположите в правильной последовательности систематические категории животных, начиная с наименьшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

 

1. Млекопитающие

2. Медвежьи

3. Бурый медведь

4. Хищные

5. Медведь

6. Хордовые

Объяснение: начинаем с наименьшего таксона.

Вид - Бурый медведь

Род - Медведь

Семейство - Медвежьи

Отряд - Хищные

Класс - Млекопитающие

Тип - Хордовые

Правильный ответ - 352416.

 

 

Задание №12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Большой круг кровообращения в организме человека

 

 

1. Начинается в левом желудочке

2. Берет начало в правом желудочке

3. Насыщается кислородом в альвеолах легких

4. Снабжает органы и ткани кислородом и питательными веществами

5. Заканчивается в правом предсердии

6. Приносит кровь в левую половину сердца

Объяснение: рассмотрим строение большого круга кровообращения.

img7

То есть начинается в левом желудочке, заканчивается в правом предсердии и снабжает органы и ткани кислородом и питательными веществами, так как распространяет кровь по всему организму. Правильный ответ - 145. 

 

 

Задание №13.

 

Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано.

Симптом заболевания

А. Кровоточивость десен

Б. Ухудшение зрения в сумерках

В. Выпадение зубов

Г. Поражение роговицы глаза и кожи

Д. Понижение сопротивляемости заболеваниям

Недостаток витамина

1. А

2. С

Объяснение: недостаток витамина А приводит к ухудшению зрения в сумерках и поражению роговицы глаза и кожи, а недостаток витамина С вызывает цингу, что сопровождается кровоточивостью десен, выпадением зубов, а еще витамин С влияет на иммунитет.

Правильный ответ - 21212.

 

 

Задание №14.

В какой последовательности следует расположить систематические каегории, к которым относится человек разумный? Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

 

1. Человек разумный

2. Хордовые

3. Люди

4. Человек

5. Приматы

6. Млекопитающие

Объяснение: систематическое положение человека выглядит следующим образом (начинаем с наименьшей). В данном задании есть ошибочка, так как "люди" и "человек" относятся к одной систематической категории. Расположим их по очереди. 

Вид - Человек разумный

Род - Человек, Люди

Отряд - Приматы

Класс - Млекопитающие

Тип - Хордовые

Правильный ответ - 143562.

 

 

Задание №15.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

 

 

1. Наличие млечных желез у млекопитающих

2. Образование корнеплода у моркови

3. Возникновение полового процесса у организмов

4. Возникновение процесса фотосинтеза

5. Отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6. Наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц

Объяснение: ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Поэтому к ароморфозам отнесем: наличие млечных желез (возникновение настоящей заботы о потомстве), возникновение полового процесса у организмов (увеличение генетического разнообразия, элиминация заболеваний, закодированных в рецессивных генах) и возникновение процесса фотосинтеза (образование органических веществ, начало выработки кислорода). Правильный ответ - 134.

 

 

Задание №16.

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Виды

 

 

1. Рыжий таракан

2. Мышь полевая

3. Сизый голубь

4. Латимерия

5. Секвойя

 

Критерий вида

 

1. Биологический прогресс

2. Биологический регресс

Объяснение: биологический прогресс - увеличение приспособленности особей, сопровождающееся ростом численности, расширением ареала и внутривидовой изменчивостью. Биологический регресс - уменьшение приспособленности особей, сопровождающееся снижением численности, уменьшением ареала и дальнейшим вымиранием вида. Поэтому к разививающимся видам отнесем - рыжего таракана, полевую мышь и сизого голубя, а два оставшихся организма - к регрессирующим. Правильный ответ - 11122.

 

 

Задание №17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса - дубраве

 

 

1. Короткие пищевые цепи

2. Устойчивость обеспечивается разнообразием организмов

3. Начальное звено цепи питания представлено растениями

4. Популяционный состав животных не изменяется во времени

5. Источник первичной энергии - солнечный свет

6. А почве отсутствуют редуценты

Объяснение: широколиственный лес - одна из самых устойчивых экосистем и она характеризуется разнообразием организмов, растениями в качестве начального звена цепей питания, а так же солнечным светом - источником первичной энергии. Правильный ответ - 235.

 

 

Задание №18.

Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце. подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Организм

 

 

А. Холерный вибрион

Б. Бактерия брожения

В. Туберкулезная палочка

Г. Столбнячная палочка

Д. Сенная палочка

Е. Почвенная бактерия

 

Трофическая группа

 

1. Сапротрофы

2. Паразиты

Объяснение: среди перечисленных микроорганизмов несложно узнать паразитов (из названия схожи с названиями заболеваний, которые они заболеваний) - это холерный вибрион, туберкулезная палочка, столбнячная палочка. Правильный ответ - 212211.

 

 

Задание №19.

Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

 

1. Чайка

2. Окунь

3. Мальки рыб

4. Водоросль

5. Хищная птица

Объяснение: любая пищевая цепь начинается с продуцента-автотрофа, это - водоросль, мальки рыб питаются водорослями, окунь кушает мальков рыб, чайка есть окуней и, наконец, хищная птица съедает чайку. Правильный ответ - 43215.

 

 

Задание №20. 

Проанализируйет таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

 

Вид изменчивости Форма изменчивости Пример изменчивости
А Комбинативная

В результате случайной комбинации

негомологичных хромосом в мейозе

у потомков формируется новый фенотип

Наследственная Б Рождение ребенка с синдромом Дауна
Ненаследственная Модификационная В

 

Список терминов и понятий:

 

1. Соматическая

2. Наследственная

3. Рождение особи с редуцированными крыльями у родительских организмов дрозофилы

4. Разные формы листовой пластинки у стрелолиста

5. Мутационная

6. Ненаследственная

Объяснение: комбинативная изменчивость является наследственной (так как это различные перестройки при кроссинговере и слиянии гамет, а также при расхождении хромосом в мейозе. Синдром Дауна возникает при мутационной изменчивости (нерасхождение 21-ой хромосомы). Пример модификационной изменчивости - форма листьев стрелолиста, у него три разных формы листьев. Посмотрим на картинку.

0018-014-Strelolist-obyknovennyj

Правильный ответ - 254.

 

 

Задание №21.

Изучите график зависимости скорости фотосинтеза от различных факторов. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

 

 

Tm1SP52Rc-k

 

1. Скорость фотосинтеза при интенсивности освещения возрастает

2. Скорость фотосинтеза не зависит от концентрации угарного газа

3. Все реакции фотосинтеза катализируются ферментами, для которых оптимальная температура 25 градусов 

Объяснение: в начале график возрастает при увеличении интенсивности света. Для обеих реакций фотосинтеза оптимальная температура - 25 градусов. Правильный ответ - 13.

 

 

Задание №22. 

 

Один из признаков экосистемы - ее устойчивость. Укажите, от чего она зависит. Приведите примеры экосистем, устойчивость которых связана с деятельностью человека. 

Объяснение: устойчивость экосистемы связана с разнообразием видов, обитающих в ней, а также с длиной трофических цепей (если в экосистеме большое количество видов, то и цепи будут длинные). Именно поэтому самыми устойчивыми экосистемами являются смешанный лес, тропики. Искусственные экосистемы (то есть те, которые связаны с деятельностью человека) не являются устойчивыми, так как имеют ограниченное число видов (часто преобладают монокультуры), короткие пищевые цепи и незамкнутый круговорот веществ.

 

 

Задание №23.

 

Какие части изображенной на рисунке почки человека обозначены цифрами 1 и 3? Укажите их функции.

image042

Объяснение: на рисунке изображена почка человека - орган выделительной системы. Цифрой 3 обозначена почечная лоханка, в которой собирается вторичная моча. Далее она по мочеточнику поступает в мочевой пузырь и выводится из организма. Цифрой 1 обозначен корковый слой почек, где происходит образование мочи, как первичной, так и вторичной.

 

 

Задание №24.

 

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В ходе энергетического обмена веществ в организме на подготовительном этапе происходит расщепление крупных молекул биополимеров до мономеров. 2. В результате первого этапа образуется две молекулы АТФ. 3. На втором этапе в реакциях гликолиза, которые протекают в эукариотической клетке, принимает участие кислород. 4. Завершается энергетический обмен образованием углекислого газа и воды, а также 36 молекул АТФ. 5. Последний этап энергетического обмена протекает на мембранах пластид. 

Объяснение: 2 - на подготовительном этапе энергетического обмена энергия рассеивается в виде тепла. 3 - второй этап реакций гликолиза происходит без участия кислорода. 5 - последний этап энергетического обмена протекает на мембранах не пластид, а митохондрий.

 

 

Задание №25.

 

Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

Объяснение: так сложилось, что фотосинтезирующие организмы (поглощающие солнечную энергию), первыми появившиеся на Земле, вырабатывали кислород (в результате чего он накопился в атмосфере в количестве 21%) вместе с органическими веществами. Что дало пищу гетеротрофным организмам, которые использовали выработанный растениями кислород для дыхания (подавляющее большинство организмов на Земле - аэробы). Накопление кислорода дало образование озонового слоя, который защищает все живое на Земле от вредного воздействия ультрафиолетового излучения.

 

 

Задание №26.

 

От каких древних представителей ныне существующей систематической группы рыб произошли древние земноводные животные? Приведите доказательства.

Объяснение: считается, что земноводные произошли от кистеперых рыб. Посмотрим на картинку. 

23.07-7

Форма тела, наличие примитивных конечностей и хвоста говорит о возможном происхождении земноводных от древних кистеперых рыб. Современным представителем кистеперых рыб является латимерия. 

latimeria37

Она имеет скелет конечностей и легкое (признаки земноводных) (то есть она является промежуточным этапом между рыбами и амфибиями).

 

 

Задание №27.

 

Для соматической клетки животного организма характерен диплоидный набор хромосом. Какой набор хромосом и молекул ДНК в клетках в конце синтетического периода интерфазы и в конце телофазы мейоза 1.

Объяснение: в интерфазе мейоза происходит удвоение молекул ДНК, то есть диплоидный набор так и остается, а количество молекул ДНК удваивается и становится - 4с. В конце телофазы меойоза 1 уже произошло разделение хромосом (оно произошло еще в анафазе), поэтому диплоидный набор поделился пополам и стал 1n, а количество молекул ДНК стало 2с.

 

 

Задание №28.

 

У человека дальтонизм обусловлен сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном. Талассемия наследуется как аутосомный доминантный признак и наблюдается в двух формах: у гомозигот - тяжелая, часто смертельная, у гетерозигот - в легкой форме.

Женщина с легкой формой талассемии и нормальным зрением в браке с мужчиной-дальтоником, но здоровым по гену талассемии, имеет сына-дальтоника с легкой формой талассемии. Какова вероятность рождения у этой пары детей с обеими аномалиями? Определите генотипы и фенотипы возможного потомства.

Объяснение:

Р:   АаХDХd х ааХdУ

Г: АХD, аХd, AXd, aXD х аХd, аУ

F1:  АаХdУ - мальчик-дальтоник с легкой формой талассемии

AaXDXd - девочка с нормальным зрением и легкой формой талассемии

aaXdXd - девочка-дальтоник без талассемии

AaXdXd - девочка-дальтоник с легкой формой талассемии

aaXDХd - девочка с нормальным зрением без талассемии

AaXDY - мальчик с нормальным зрением и легкой формой талассемии

aaXdY - мальчик-дальтоник без талассемии

aaXDY - мальчик с нормальным зрением и без талассемии

То есть получается восемь вариантов генотипа с равной вероятностью появления. Вероятность рождения ребенка с легкой формой талассемии и дальтонизмом составляет 2/8 или 25% (12,5% вероятность рождения мальчика и 12,5% - рождения девочки). Вероятность рождения ребенка-дальтоника с тяжелой формой талассемии - 0%.