Вариант 4

Задание №1.

Какие части растительной клетки видны под световым школьным микроскопом?

1. Рибосомы

2. Митохондрии

3. Клеточная стенка

4. Плазматическая мембрана

Объяснение: в световой микроскоп видны крупные части клеток. Из представленных, такой крупной органеллой является клеточная стенка (она достаточно толстая), а плазматическую мембрану сложно визуально (при небольшом увеличении) выделить из клеточной стенки. Правильный ответ - 3.

 

Задание №2.

Фрагмент молекулы ДНК, состоящей из 12 нуклеотидов, хранит информацию о

1. 4 аминокислотах в молекуле белка

2. 16 нуклеотидах молекулы тРНК

3. 12 аминокислотах молекулы иРНК

4. 24 нуклеотидах молекулы рРНК

Объяснение: три нуклеотида молекулы ДНК кодируют одну аминокислоту (такая структура называется триплет), поэтому 12 нуклеотидов ДНК кодируют 4 аминокислоты в молекуле белка. Правильный ответ - 1.

 

Задание №3.

Переход электронов на более высокий энергетический уровень происходит в световую фазу в молекулах

1. Хлорофилла

2. Воды

3. Глюкозы

4. Углекислого газа

Объяснение: в ходе фотосинтеза именно молекула хлорофилла переходит в возбужденного состояние, так как именно с пигмента начинает цепочка биохимических реакций при фотосинтезе. Правильный ответ - 1.

 

Задание №4.

В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем

1. Мейоза

2. Митоза

3. Филогенеза

4. Гаметогенеза

Объяснение: после образования зиготы, зигота начинает дробиться именно путем митоза (это процесс деления соматических клеток), то есть из одной диплоидной клетки образуются две диплоидные: из одной клетки - две, из двух - 4, из четырех - 8 и т.д. Правильный ответ - 2.

 

Задание №5.

Особенность бесполого размножения заключается в том, что новый организм развивается из

1. Мужской гаметы

2. Неоплодотворенной яйцеклетки

3. Зиготы с двойным набором хромосом

4. Соматической клетки с двойным набором хромосом

Объяснение: бесполое размножение не связано с половыми клетками, поэтому из представленных вариантов ответа бесполое размножение возможно только при развитии организма из соматической клетки с двойным набором хромосом. При вегетативном размножении получается дочерний организм, идентичный материнскому. Правильный ответ - 4.

 

Задание №6. 

Определите схему скрещивания, если известно, что при скрещивании томата с круглыми плодами, генотип которого неизвестен, с томатом с грушевидными плодами (рецессивный признак) 50% потомков имеют грушевидные плоды. 

1. АА х аа

2. Аа х аа

3. Аа х Аа

4. АА х АА

Объяснение: 50% потомков будут иметь грушевидные плоды только если скрещивается гетерозигота с гомозиготой по рецессивному признаку - Аа х аа. Правильный ответ - 2.

 

Задание №7. 

Независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе причина изменчивости

1. Геномной

2. Комбинативной

3. Хромосомной

4. Цитоплазматической

Объяснение: комбинативная изменчивость - изменчивость, возникающая при перекомбинации родительских генов. Причинами могут быть нарушения в : кроссинговере в метафазе мейоза, расхождении хромосом в мейозе, слиянии половых клеток. Правильный ответ - 2.

 

Задание №8.

Н.И. Вавилов, занимаясь исследованием особенностей наследования признаков культурных растений, обосновал закон

1. Гомологических рядов в наследственной изменчивости

2. Независимого наследования неаллельных генов

3. Доминирования гибридов первого поколения

4. Сцепленного с полом наследования

Объяснение: Н.И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов, который звучит следующим образом: близкие виды благодаря большому сходству их генотипов (почти идентичные наборы генов) обладают сходной потенциальной наследственной изменчивостью (сходные мутации одинаковых генов); по мере эволюционно-филогенетического удаления изучаемых групп (таксонов), в связи с появляющимися генотипическими различиями параллелизм наследственной изменчивости становится менее полным. Следовательно, в основе параллелизмов в наследственной изменчивости лежат мутации гомологичных генов и участков генотипов у представителей различных таксонов, то есть действительно гомологичная наследственная изменчивость. Однако и в пределах одного и того же вида внешне сходные признаки могут вызываться мутациями разных генов; такие фенотипические параллельные мутации различных генов могут, конечно, возникать и у разных, но достаточно близких видов. Правильный ответ - 1.

 

Задание №9.

К царству бактерий следует отнести

1. Хламидомонаду

2. Кишечную палочку

3. Инфузорию-туфельку

4. Малярийного плазмодия

Объяснение: хламидомонада, инфузория-туфелька и малярийный плазмодий - простейшие, а кишечная палочка (Escherichia coli) - бактерия. Правильный ответ - 2.

 

Задание №10. 

Клубень, луковица - это

1. Органы почвенного дыхания

2. Видоизмененные побеги

3. Генеративные органы

4. Зачаточные побеги

Объяснение: клубень и луковица (как еще и, например, корневище) являются видоизмененными побегами. Правильный ответ - 2.

 

Задание №11.

Папоротники, в отличие от цветковых растений, размножаются с помощью

1. Спор

2. Корней

3. Корневищ

4. Почкования

Объяснение: цветковые растения размножаются при помощи семян, а папоротники - при помощи спор. Правильный ответ - 1.

 

Задание №12.

К какому классу относят членистоногих, имеющих простые глаза и четыре пары ходильных ног?

1. Насекомых

2. Головоногих

3. Ракообразных

4. Паукообразных

Объяснение: посмотрим на картинку и сделаем вывод, что правильный ответ - 4.

1420012604_opasnye-pauki-9ukus-pauka

 

Задание №13.

Высокий уровень обмена веществ позволяет птицам

1. Заботиться о потомстве

2. Откладывать яйца в гнезда

3. Питаться растительной пищей

4. Расходовать во время полета много энергии

Объяснение: высокий уровень обмена веществ - это одно из приспособлений к полету, поэтому выбираем расходование большого количества энергии во время полета. Правильный ответ - 4.

 

Задание №14.

Если человек страдает малокровием, то у него в крови по сравнению с нормой понижено содержание

1. Лейкоцитов

2. Эритроцитов

3. Тромбоцитов

4. Фибриногена

Объяснение: малокровие (другое название - анемия) выражается в пониженном содержании красных кровяных телец - эритроцитов и/или гемоглобина. Симптомы заболевания: головокружение, повышенная усталость и т.д. из-за недостаточного снабжения клеток кислородом. Правильный ответ - 2.

 

Задание №15.

Первичное расщепление сложных углеводов в организме человека происходит в 

1. Ротовой полости под действием фермента слюны

2. Полости желудка под действием фермента пепсина

3. Клетках печени, запасающих гликоген

4. Клетках поджелудочной железы, вырабатывающих гормоны

Объяснение: фермент, вырабатываемый в желудке и ротовой полости, - амилаза начинает расщепление сложных углеводов - полимеров в ротовой полости. Правильный ответ - 1.

 

Задание №16.

Функцию уничтожения чужеродных микроорганизмов в крови человека выполняют

1. Нейроны

2. Эритроциты

3. Эпителиальные клетки

4. Лимфоциты

Объяснение: лимфоциты - клетки иммунитета, то есть они борятся с чужеродными микроорганизмами в крови человека. Правильный ответ - 4.

 

Задание №17.

Воздействие сумеречного света преобразуется зрительным анализатором человека в нервные импульсы в 

1. Хрусталике глаза

2. Зрачке радужной оболочки

3. Палочках сетчатки

4. Склере глазного яблока

Объяснение: рецепторами, воспринимающими световые сигналы в сумерках и темноте, являются палочки сетчатки. От них сигнал передается в центральную нервную систему. Правильный ответ - 3.

 

Задание №18.

Наложение шины на сломанную конечность

1. Уменьшает кровотечение

2. Снижает отек конечности

3. Препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома

4. Предупреждает смещение сломанных костей

Объяснение: шину на сломанную конечность накладывают для того, чтобы не допустить смещение костей. Правильный ответ - 4.

 

Задание №19.

Творческая роль естественного отбора проявляется в 

1. Усилении внутривидовой борьбы

2. Освоении организмами новых сред обитания

3. Возникновении новых мутаций

4. Возникновении новых видов

Объяснение: естественный отбор являются одной из движущих сил эволюции. Целью эволюции является создании наиболее приспособленного вида в данных условиях, поэтому и творческая роль естественного отбора проявляется в создании новых видов. Правильный ответ - 4.

 

Задание №20.

В современной биологической науке популяцией принято считать

1. Совокупность организмов одного царства

2. Особей, образующих пищевую цепь

3. Особей разных видов, образующих биоценоз

4. Особей одного вида, обитающих на одной территории

Объяснение: популяция - группа особей одного вида, живущих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Правильный ответ - 4.

 

Задание №21.

Филогенетический ряд лошади свидетельствует о(об)

1. Обратимости процесса эволюции

2. Регулярном возврате к предковым формам

3. Сходстве постэмбрионального развития организмов

4. Историческом развитии современного вида

Объяснение: рассмотрим филогенетический ряд лошади. 

ehvol.loshadi

Как видно из картинки, филогенетический ряд вида - это отслеживание этапов его исторического развития. Правильный ответ - 4.

 

Задание №22.

Какой из приведенных примеров иллюстрирует конкурентные отношения между организмами?

1. Белка - дятел

2. Дуб - белый гриб

3. Корова - бычий цепень

4. Уж - лягушка

Объяснение: конкуренция - борьба за один и тот же источник питания (в данном случае). Белка питается различными орехами, семенами, плодами и т.д., но еще и насекомыми, птичьими яйцами и даже небольшими птицами и лягушками, такой же рацион и у дятла - они являются конкурентами. У дуба и белого гриба тип взаимоотношений - симбиоз, у коровы и бычьего цепня - паразитизм, у ужа и лягушки - хищничество. Правильный ответ - 1.

 

Задание №23.

В результате длительных биотических отношений хищник - жертва в естественном биоценозе наблюдается

1. Нерегулируемое увеличение численности хищников

2. Закономерное колебание численности обеих групп организмов

3. Накопление мутантных аллелей в генофонде жертв

4. Проявление доминантных признаков в популяции хищников

Объяснение: при длительных отношениях хищник-жертва поддерживается постоянное число этих двух видов, но из-за изменения условий среды происходят популяционные волны и они постепенно гасятся постоянством данной системы (то есть такая система является достаточно устойчивой). Правильный ответ - 2.

 

Задание №24.

Благодаря живому веществу в биосфере круговорот веществ

1. Незамкнутый

2. Вовлекает много химических элементов

3. Увеличивает разнообразие агроценозов на Земле

4. Обеспечивает накопление в атмосфере инертных газов

Объяснение: благодаря живым организмов (а особенно микроорганизмам) в природе существуют круговороты очень многих элементов (и сложных веществ - углекислый газ, вода), таких как: углерод, водород, кислород, сера и мн. другие и даже железо. Правильный ответ - 2.

 

Задание №25.

Верны ли следующие суждения о формах естественного отбора?

А. Стабилизирующий отбор проявляется в условиях внезапного изменения полового состава популяции.

Б. Движущий отбор способствует увеличению числа особей со средним значением признака.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: стабилизирующий отбор работает только в постоянных условиях среды и сохраняет особей со средним значением признака, А - неверно. Движущий отбор сохраняет особей с отклоняющимся от средним значением признака, Б - неверно. Правильный ответ - 4.

 

Задание №26.

В процессе сперматогенеза

1. Образуются мужские половые клетки

2. Образуются соматические клетки

3. Уменьшается вдвое число хромосом

4. Образуются четыре гаметы

5. Образуется одна яйцеклетка

6. Образуются клетки с диплоидным набором хромосом

Объяснение: сперматогенез - процесс образования мужских половых клеток, при этом из клетки-предшественника (диплоидной) образуется четыре гаплоидных половых клетки (то есть хромосомный набор уменьшается вдвое). Правильный ответ - 1, 3, 4.

 

Задание №27.

Большой круг кровообращения в организме человека

1. Начинается в левом желудочке

2. Берет начало в правом желудочке

3. Насыщается кислородом в альвеолах легких

4. Снабжает органы и ткани кислородом и питательными веществами

5. Заканчивается в правом предсердии

6. Приносит кровь в левую половину сердца

Объяснение: рассмотрим большой круг кровообращения. 

KARTINKA4166

Как видно из рисунка, большой круг берет начало в левом желудочке и несет кровь (кислород, гормоны и т.д.) во все клетки организма, а углекислый газ забирает из клеток и несет его обратно в сердце, а именно, в правое предсердие. Правильный ответ - 1, 4, 5.

 

Задание №28.

К процессам, приводящим к образованию новых видов в природе, относят

1. Митотическое деление клеток

2. Скачкообразный мутационный процесс

3. Модификационную изменчивость

4. Географическую изоляцию

5. Бесполое размножение особей

6. Естественный отбор

Объяснение: к образованию новых видов приводят различные мутации (этому предшествует их накопление и распространение во всей популяции), географическая изоляция (именно в условиях отсутствия размножения с особями других популяций может появиться новый вид) и естественный отбор - это направленный процесс, в ходе которого выживает наиболее приспособленный организм и, впоследствии, формируется максимально приспособивишийся к данным условиям среды вид. Правильный ответ - 2, 4, 6.

 

Задание №29.

Установите соответствие между характеристикой автотрофного питания и его типом.

Характеристика                                        Тип автотрофного питания

А. Используется энергия окисления         1. Фотосинтез

неорганических веществ                         2. Хемосинтез 

Б. Источник энергии - солнечный свет

В. Осуществляется в клетках растений

Г. Происходит окисление аммиака

Д. Выделяется в атмосферу кислород

Объяснение: фотосинтез - процесс превращения энергии Солнца в энергию химических связей, осуществляемый фототрофами. Хемосинтез - процесс превращения неорганических веществ в органические при помощи энергии окисления химических соединений. Поэтому, к фотосинтезу относится: источник энергии - солнечный свет, процесс происходит в клетках растений и выделение в атмосферу кислорода. Остальные два положения относятся к хемосинтезу. Правильный ответ - 21121.

 

Задание №30.

Установите соответствие между характеристикой и царством организмов.

Характеристика                                                                       Царство организмов

А. В состав клеточной стенки входит хитин                             1. Грибы

Б. Тип питания автотрофный                                                   2. Растения

В. Образуют органические вещества из неорганических

Г. Запасным питательным веществом является крахмал

Д. В природных системах являются редуцентами

Е. Тело состоит из мицелия

Объяснение: в состав клеточной стенки грибов входит хитин, они - гетеротрофы (то есть потребляют готовые органические вещества) и редуценты (разлагают органические вещества до неорганических), их тело состоит из мицелия. Растения - автотрофы (образуют органические вещества из неорганических, запасным веществом является крахмал. Правильный ответ - 122211.

 

Задание №31.

Установите соответствие между признаком регуляции функций в организме человека и его механизмом.

Признак                                                                       Механизм регуляции

А. Осуществляется эндокринной системой                   1. Нервный

Б. Распространяются гормоны                                     2. Гуморальный

В. Доставляется к органам кровью

Г. Скорость воздействия очень высокая

Д. Основывается на биоэлектрических явлениях 

Объяснение: нервная регуляция - регуляция при помощи нервной системы, то есть осуществляется по отросткам нервных клеток (при помощи элекрических импульсов), скорость воздействия такой регуляции очень высокая. Гуморальная (гормональная) регуляция - регуляция при помощи биологически активных веществ - гормонов, которые доставляются к органам кровью и вырабатываются железами эндокринной системы. Правильный ответ - 22211. 

 

Задание №32.

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно.

Виды                              Направление эволюции

А. Крыса серая              1. Биологический прогресс

Б. Снежный барс           2. Биологический регресс

В. Амурский тигр

Г. Пырей ползучий

Д. Лошадь Пржевальского

Е. Одуванчик обыкновенный

Объяснение: биологический прогресс - увеличение приспособленности особей, сопровождающееся ростом численности, расширением ареала и внутривидовой изменчивостью. Биологический регресс - уменьшение приспособленности особей, сопровождающееся снижением численности, уменьшением ареала и дальнейшим вымиранием вида. Сокращение численности характерно для снежного барса, амурского тигра и лошади Пржевальского.  Правильный ответ - 122121. 

 

Задание №33.

Укажите последовательность процессов географического видообразования.

1. Распространение признака в популяции

2. Появление мутаций в новых условиях жизни

3. Пространственная изоляция популяций

4. Отбор особей с полезными изменениями

5. Образование нового вида

Объяснение: видообразование начинается с изоляции, в таких условиях начинают появляться мутации, среди которых отбираются только полезные, затем эти полезные мутации распространяются среди всех особей популяции. Заканчивается географическое видообразование, что логично, образованием нового вида. Правильный ответ - 32415. 

 

Задание №34.

С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит?

Объяснение: при выпечке хлеба используют дрожжи, так как дрожжи осуществляют брожение (бескислородное дыхание), выделяя углекислый газ, что способствует поднятию теста (в тесте образуются пузырьки), что впоследствии придает тесту пышность.

 

Задание №35.

Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

ccc075pic2  

Объяснение: на рисунке пары гомологичных хромосом выстроены на экваторе клетки и готовы расходиться (то есть это период перед анафазой 1), а перед анафазой 1 - метафаза 1. Значит, в клетке диплоидный набор - 2n (так как мы видим пары хромосом), а число молекул ДНК - 4с, так как каждая хромосома состоит из двух хроматид (то есть из двух молекул ДНК). 

 

Задание №36. 

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Митохондрии и пластиды представляют собой двумембранные органоиды. 2. На внутренней мембране митохондрий и пластид располагаются фоточувствительные пигменты. 3. В отличие от пластид митохондрии содержат  собственную кольцевую молекулу нуклеиновой кислоты. 4. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза. 5. Основная функция митохондрий заключается в синтезе липидов клетки. 

Объяснение: 2 - на мембране митохондрий нет пигментов (так как они не осуществляют процесс фотосинтеза). 3 - пластиды тоже содержат собственную нуклеиновую кислоту. 5 - основная функция митохондрий - синтез АТФ (универсальной энергетической молекулы), а не липидов. 

 

Задание №37.

Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

Объяснение: нервная регуляция осуществляется двумя путями: 1. При помощи условных рефлексов: при виде лимона (или пищи вообще) или звоне кастрюль в ротовой полости начинает выделяться слюна, то есть организм готовится к приему пищи, выделяя ферменты. 2. При раздражении рецепторов ротовой полости и желудка, то есть при помощи безусловных рефлексов. Гуморальная регуляция осуществляется только при попадании питательных веществ в кровь при всасывании. Начинают выделяться гормоны и разноситься к клеткам организма. 

 

Задание №38. 

Укажите какие критерии вида указаны в тексте.

Все особи вида прыткая ящерица имеют один и тот же кариотип. У самцов прыткой ящерицы окраска тела зеленая, а у самок - коричневая. Наиболее многочисленны эти животные в тропических и субтропических зонах земного шара.

Объяснение: описание кариотипа - генетический критерий. Описание окраски тела (и отличий самок от самцов) - морфологический критерий. Описание ареала вида - географический критерий. 

 

Задание №39.

В синтезе белка последовательно участвовали тРНК с антикодонами ЦЦА, ГУУ, ГАА. Определите состав молекулы ДНК и иРНК. 

Объяснение: начнем записывать состав молекул в обратном порядке, то есть сначала тРНК, затем иРНК, и, наконец, ДНК.

тРНК: ЦЦА ГУУ ГАА

иРНК: ГГУ ЦАА ЦУУ

ДНК: ЦЦА ГТТ ГАА

 

Задание №40.

Для хохлатой (А) зеленой (В) самки провели анализирующее скрещивание, в потомстве получилось четыре фенотипических класса. Получившихся хохлатых потомков скрестили между собой. Может ли в этом скрещивании получить потомство без хохолка? Если может, то какого оно будет пола, какого фенотипа? У канареек наличие хохолка зависит от аутосомного гена, окраска оперения (зеленое или коричневое) - от гена, сцепленного с Х-хромосомой. Гетерогаметным полом у птиц является женский пол.

Объяснение: 

Первое скрещивание: 

Р:                АаХВУ х ааХвХв

Г: АХВ, аХВ, АУ, аУ х аХв

F1: АаХВХв - хохлатый зеленый самец

ааХВХв - зеленый самец без хохолка

АаХвУ - хохлатая коричневая самка

ааХвУ - коричневая самка без хохолка

Скрещиваем самца и самку с хохолком:

Р: АаХВХв х АаХвУ

Г: АХВ, АХв, аХВ, аХв х АХв, АУ, аХв, аУ

F2: получаем 16 генотипов, среди которых можно выделить только 4 фенотипа.

Фенотипы особей без хохолка: 

Самки: ааХВУ - зеленая самка без хохолка

ааХвУ - коричневая самка без хохолка

Самцы: ааХВХв - зеленый самец без хохолка

ааХвХв - коричневый самец без хохолка.