Вариант 5

Задание №1.

С помощью генеалогического метода можно выяснить 

1. Характер изменения хромосомного набора в клетках

2. Закономерности наследования признаков у человека

3. Влияние среды на развитие эмбриона человека

4. Влияние среды на формирование признаков организма

Объяснение: при помощи генеалогического метода можно построить генеалогическое дерево (родословную) и просмотреть наследование болезней у человека. Правильный ответ - 2.  

 

Задание №2.

В организме человека ядро отсутствует в клетках

1. Эпителиальной ткани

2. Нервных узлов

3. Половых желез

4. Зрелых эритроцитов

Объяснение: вообще соматические клетки человека содержат ядро, но зрелые эритроциты не содержат. Правильный ответ - 4.  

 

Задание №3.

Какое вещество в клетке выполняет функцию растворителя?

1. Вода

2. Фруктоза

3. Белок

4. Глюкоза

Объяснение: воза занимает в организме (и в клетках) около 70% и является хорошим растворителем (большинство веществ водорастворимы) и средой для биохимических реакций. Правильный ответ - 1.  

 

Задание №4.

К митотическому делению приступают клетки, в которых произошла репликация молекул

1. АТФ

2. иРНК

3. Белка

4. ДНК

Объяснение: к митозу приступают только те клетки, в которых произошла репликация (удвоение) ДНК. Правильный ответ - 4.  

 

Задание №5.

Вирусы, в отличие от растений и животных, относят к

1. Неклеточным формам

2. Симбионтам

3. Земотрофам

4. Прокариотам

Объяснение: вирусы находятся на границе живого и неживого, так как вне живой клетки не проявляют признаков жизни, а внутри клетки начинают активно копировать свою ДНК. Правильный ответ - 1.  

 

Задание №6.

Благодаря мейозу и оплодотворению число хромосом в клетках из поколения в поколение

1. Уменьшается

2. Сохраняется постоянным

3. Увеличивается

4. Закономерно изменяется

Объяснение: при мейозе количество хромосом уменьшается вдвое, так как гаметы имеют одинарный набор хромосом, но при оплодотворении происходит слияние половых клеток и слияние гомологичных хромосом, то есть набор хромосом остается постоянным. Правильный ответ - 2.  

 

Задание №7.

Какая теория обобщила знания о наследовании признаков у организмов?

1. Эволюции

2. Хромосомная

3. Клеточная

4. Онтогенеза

Объяснение: информацию о наследовании признаков обобщила хромосомная теория, большой вклад в которую внес Т. Морган. Правильный ответ - 2.  

 

Задание №8.

При скрещивании двух растений ночной красавицы с красными и белыми (рецессивный признак) цветками получили все потомство растений с розовыми цветками. Каковы генотипы родительских форм?

1. ВВ х вв

2. Вв х вв

3. ВВ х Вв

4. Вв х Вв

Объяснение: в данном случае мы наблюдаем явление неполного доминирования, так как проявляется промежуточная форма - розовые цветками. Такое возможно только если оба родителя гомозиготны, но один родитель доминантен, а другой - рецессивен. Правильный ответ - 1.  

 

Задание №9.

Вариации признака в пределах нормы реакции характерны для изменчивости

1. Геномной

2. Генной

3. Хромосомной

4. Модификационной

Объяснение: индивидуальные изменения определенного организма, возникающие под действием определенных условий среды называются модификационной изменчивостью. Такие изменения не передаются по наследству. Правильный ответ - 4.  

 

Задание №10.

Во сколько родов можно объединить виды растений из приведенного списка: боярышник колючий, василек луговой, василек синий, клевер красный, клевер ползучий, береза бородавчатая, колокольчик раскидистый?

1. 3

2. 5

3. 6

4. 7

Объяснение: род 1: боярышник, род 2: василек, род 3: клевер, род 4: береза, род 5: колокольчик. Правильный ответ - 2.  

 

Задание №11.

Какой буквой на рисунке обозначена часть цветка, в которой происходит оплодотворение?  

 

1. А

2. Б

3. В

4. Г

Объяснение: оплодотворение покрытосеменных происходит в завязи пестика, она обозначена буквой А. Правильный ответ - 1.  

 

Задание №12.

Семена хвойных растений, в отличие от цветковых,

1. Развиваются на чешуйках шишек

2. Не имеют семенной кожуры

3. Образуются в плодах

4. Содержат зародыш с запасом питательных веществ

Объяснение: голосеменные, в отличие от покрытосеменных, имеют шишки, в которых развиваются семена. Правильный ответ - 1.  

 

Задание №13.

В основе сложного поведения общественных насекомых лежит

1. Условный рефлекс

2. Рассудочная деятельность

3. Инстинкт

4. Развитие с метаморфозом

Объяснение: сложное поведение насекомых образовывалось в ходе эволюции из поколения в поколение, что привело к развитию инстинктов. Правильный ответ - 3.  

 

Задание №14. 

У каких позвоночных в процессе эволюции впервые появились трехкамерное сердце и легкие?

1. Пресмыкающиеся

2. Птиц

3. Земноводных

4. Рыб

Объяснение: трехкамерное сердце и легкие появились у животных, развитие которых не связано с водой, это - пресмыкающиеся. Правильный ответ - 1.  

 

Задание №15.

В двенадцатиперстную кишку открываются протоки

1. Извитых канальцев нефронов

2. Поджелудочной железы

3. Лимфатических узлов

4. Селезенки

Объяснение: двенадцатиперстная кишка является частью тонкой кишки, пищеварению в тонкой кишке помогают вещества, выделяемые поджелудочной железой. Правильный ответ - 2.  

 

Задание №16.

Пол будущего ребенка формируется при

1. Дроблении бластомеров

2. Образовании органов

3. Созревании гамет

4. Слиянии гамет

Объяснение: пол будущего ребенка зависит от хромосомного набора в мужской половой клетке, то есть с яйцеклеткой может слиться либо сперматозоид с хромосомой Х, либо с У. Правильный ответ - 4.  

 

Задание №17.

Венозная кровь человека, в отличие от артериальной,

1. Течет в венах малого круга

2. Содержат много углекислого газа

3. Богата кислородом

4. Ярко-алого цвета

Объяснение: венозная кровь выносит из клеток углекислый газ, который впоследствии выходит из легких. Остальное - характеристики артериальной крови. Правильный ответ - 2.  

 

Задание №18.

Какие биологически активные вещества образуются в железах внутренней секреции человека?

1. Гормоны

2. Ферменты

3. Нуклеиновые кислоты

4. Пищеварительные соки

Объяснение: гуморальная (гормональная) регуляция осуществляется посредством секретов желез внутренней секреции, которые называются гормонами. Правильный ответ - 1.  

 

Задание №19.

До обращения к врачу при оказании первой помощи человеку при вывихе плечевого сустава необходимо

1. Приложить теплую грелку

2. Наложить жгут

3. Попытаться его вправить

4. Зафиксировать его повязкой

Объяснение: при вывихе плечевого сустава ни в коем не случае нельзя пытаться вправить плечо, это должен делать врач. Помочь пострадавшему мы можем только если зафиксируем его повязкой. Правильный ответ – 4.  

 

Задание №20.

Элементарной единицей эволюции считают

1. Популяцию

2. Организм

3. Ген

4. Клетку

Объяснение: элементарной единицей эволюции считают популяцию, именно на уровне популяции идет эволюция. Из популяции впоследствии развивается новый вид. Правильный ответ – 1.  

 

Задание №21.

Естественный отбор как движущая сила эволюции способствует

1. Приспособленности видов

2. Проявлению мутаций

3. Дрейфу генов

4. Фенотипической однородности популяций

Объяснение: естественный отбор способствует приспособленности видов, так как при таком отборе выживает самый приспособленный к среде. Правильный ответ – 1.  

 

Задание №22.

К палеонтологическим доказательствам эволюции органического мира относят

1. Сходство зародышей позвоночных животных

2. Сходство островной и материковой флоры и фауны

3. Наличие окаменелостей переходных форм

4. Наличие рудиментов, атавизмов

Объяснение: палеонтологические доказательства – различные ископаемые, например, окаменелости переходных форм. Правильный ответ – 3.  

 

Задание №23.

О родстве земноводных и рыб свидетельствует наличие у личинок земноводных

1. Боковой линии

2. Нервной и других систем органов

3. Органов зрения и слуха

4. Двух кругов кровообращения

Объяснение: у головастиков – личинок земноводных – есть много сходных признаков с рыбами, таких как, жабры, хвост и боковая линия. Правильный ответ – 1.  

 

Задание №24.

Подкармливание копытных животных в зимний период в целях сохранения численности их популяций относят к факторам

1. Эволюционным

2. Антропогенным

3. Физиологическим

4. Абиотическим

Объяснение: подкармливание осуществляется человеком, а воздействие человека называется антропогенным фактором. Правильный ответ – 2.  

 

Задание №25.

Группу организмов, которые в биогеоценозе начинают преобразование солнечной энергии, называют

1. Консументами 1 порядка

2. Редуцентами

3. Продуцентами

4. Консументами 2 порядка

Объяснение: преобразовать солнечную энергию могут только автотрофы (фототрофы), они являются продуцентами – первым звеном пищевой цепи. Правильный ответ – 3.  

 

Задание №26.

«Цветение» пресного водоема вызывается

1. Появлением цветков кувшинки белой и кубышки желтой

2. Разрастанием вдоль берегов тростника

3. Бурным размножением бурых водорослей

4. Развитием большого количества цианобактерий

Объяснение: как правило, цветение водоема вызывается активным делением цианобактерий. Правильный ответ – 4.  

 

Задание №27.

В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 25% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле?

1. 25%

2. 45%

3. 50%

4. 75%

Объяснение: так как количество нуклеотидов с гуанином равно 25%, а мы знаем, что ДНК содержит только 4 типа азотистых оснований – аденин, гуанин, тимин, цитозин, то по принципу комплементарности, количество нуклеотидов с цитозином равно количеству нуклеотидов с гуанином, то есть тоже 25%, а значит на тимин и аденин остается 50%, то есть разделим 50% на два. Получается 25%. Правильный ответ – 1.  

 

Задание №28.

На каком этапе энергетического обмена глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты?

1. Кислородном

2. Фотолиза

3. Гликолиза

4. Подготовительном

Объяснение: на подготовительном этапе полимеры разлагаются до мономеров, и энергия рассеивается в виде тепла, фотолиз относится к фотосинтезу, а вот на стадии гликолиза глюкоза расщепляется до ПВК. На кислородном этапе ПВК расщепляется до углекислого газа и воды. Правильный ответ – 3.  

 

Задание №29.

В жизненном цикле клетки интерфаза сопровождается

1. Растворением белков ядерной мембраны

2. Репликацией молекул ДНК

3. Укорачиванием и утолщением хромосом

4. Расхождением хроматид к полюсам клетки

Объяснение: как было сказано в задании №4, перед митотическим делением происходит репликация (удвоение) ДНК. Правильный ответ – 2.  

 

Задание №30.

У человека лопоухость (В) доминирует над геном нормально прижатых ушей (в). Каковы генотипы родителей, если среди их детей было 50% лопоухих и 50% с нормально прижатыми ушами?

1. ВВ х вв

2. Вв х ВВ

3. Вв х вв

4. Вв х Вв

Объяснение: расщепление 1:1 у потомства может быть только если один родитель был гомозиготен по рецессивному признаку, а другой – гетерозиготен. Правильный ответ – 3.  

 

Задание №31.

Что позволяет преодолеть бесплодие потомков, полученных путем отдаленной гибридизации растений?

1. Образование гаплоидных спор

2. Получение полиплоидов

3. Анализирующее скрещивание

4. Массовый отбор

Объяснение: отдаленная гибридизация возможна только при получении полиплоидов. Правильный ответ – 2.  

 

Задание №32.

Что происходит в пищеварительных вакуолях простейших?

1. Неорганические вещества растворяются и выводятся наружу

2. Органические вещества превращаются в воду и углекислый газ

3. Синтезируются органические вещества

4. Сложные органические вещества расщепляются до мономеров

Объяснение: пищеварительные вакуоли сливаются с лизосомой и там полимеры разлагаются до мономеров. Правильный ответ – 4.  

 

Задание №33.

Обратному току крови из легочной артерии в желудочки препятствуют клапаны

1. Трехстворчатые

2. Венозные

3. Двухстворчатые

4. Полулунные

Объяснение:  такому току крови препятствует пульмональный клапан, который имеет три створки (называется трехстворчатым).  Правильный ответ - 3.

 

Задание №34.

Ко второй сигнальной системе человека относят

1. Условные рефлексы

2. Безусловные рефлексы

3. Речь

4. Инстинкты

Объяснение: вторая сигнальная система характерна только человеку, а условные и безусловные рефлексы (инстинкты) свойственны и животным тоже. Правильный ответ – 3.  

 

Задание №35.

Накопление йода в клетках водоросли ламинарии – пример функции живого вещества

1. Газовой

2. Биохимической

3. Окислительно-восстановительной

4. Концентрационной

Объяснение: если речь идет о накоплении, значит функция вещества концентрационная. Правильный ответ – 4.  

 

Задание №36.

Верны ли следующие суждения об индивидуальном развитии организмов?

А. У большинства позвоночных животных в эмбриональном состоянии закладывается хорда, которая далее замещается хрящевым или костным скелетом.

Б. Позвоночные животные развиваются из оплодотворенной яйцеклетки.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: хордовые животные и называются хордовыми потому что в эмбриональном развитии у них есть хорда. Позвоночные животные размножаются при помощи полового размножения, зародыш развивается из зиготы, которая является оплодотворенной яйцеклетки. Правильный ответ – 3.  

 

Задание №37.

Сущность гибридологического метода заключается в

1. Скрещивании особей, различающихся по нескольким признакам

2. Изучении характера наследования альтернативных признаков

3. Использовании генетических карт

4. Применении массового отбора

5. Количественном учете фенотипических признаков потомков

6. Подборе родителей по норме реакции признаков

Объяснение: гибридологический метод – это такой метод, при котором происходит скрещивание особей с одним или несколькими различающимися признаками. Г. Мендель, например, скрещивал особей с противоположными значениями признака и смотрел какое потомство получилось. То есть, из представленных вариантов ответа мы выбираем – 1, 2, 5.  

 

Задание №38.

К искривлению позвоночника или развитию плоскостопия может привести

1. Активный образ жизни

2. Слабое развитие мышц

3. Постоянное ношение тяжестей в одной руке

4. Ношение в детстве обуви без каблука

5. Стрессовая ситуация

6. Нарушение режима питания

Объяснение: активный здоровый образ жизни и правильное питание никогда не приведут к нарушениям в организме. А слабое развитие мышц, постоянное ношение тяжестей в одной руке и ношение в детстве обуви без каблука привести могут. Правильный ответ – 2, 3, 4.  

 

Задание №39.

К чему привели идиоадаптации в классе Птицы?

1. Общему подъему организации

2. Увеличению числа популяций и видов

3. Широкому распространению

4. Упрощению организации

5. Возникновению частных приспособлений к условиям среды

6. Понижению плодовитости

Объяснение: идиоадаптация – это частное изменение, не способствующее повышению уровня организации. То есть идиоадаптации птиц привели к увеличению числа популяций и видов, широкому распространению и возникновению частных приспособлений к условиям среды. Правильный ответ – 2, 3, 5.  

 

Задание №40.

Установите соответствие между признаком кровеносной системы и классом позвоночных животных, для которых он характерен.

Признак                                                          Класс животных

А. Сердце заполнено венозной кровью           1. Костные рыбы

Б. Наличие трехкамерного сердца                  2. Земноводные

В. В желудочке сердца кровь смешивается

Г. Один круг кровообращения

Д. Наличие одного предсердия

Объяснение: земноводные – более организованные животные, чем рыбы. Рыбы живут только в воде, а большая часть жизни амфибий связана с сушей. В связи с этим произошли определенные изменения в кровеносной системе. Такие усовершенствования: наличие трехкамерного сердца, в желудочке сердца кровь смешивается. Правильный ответ – 12211.  

 

Задание №41.

Установите соответствие между значением витамина для организма человека и видом витамина.

Значение                                                                  Витамин

А. Повышает защитные свойства организма            1. А

Б. Входит в состав зрительного пигмента                2. D

В. Препятствует возникновению рахита                  3. C

Г. Препятствует кровоточивости десен

Д. Улучшает зрение в сумерках

Е. Участвует в образовании костной ткани

Объяснение: витамин С способствует повышению иммунитета и препятствует кровоточивости десен, витамин А входит в состав зрительного пигмента и улучшает зрение в сумерках, витамин D препятствует возникновению рахита и участвует в образовании костной ткани. Правильный ответ – 312312.  

 

Задание №42.

Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевых листком, из которого она сформировалась.

Структура организма             Зародышевый листок

А. Болевые рецепторы          1. Эктодерма

Б. Волосяной покров              2. Мезодерма

В. Лимфа и кровь

Г. Жировая ткань

Д. Ногтевые пластинки

Объяснение: нервная и эпителиальная ткань возникла из эктодермы, а соединительная – из мезодермы. К нервной ткани относятся болевые рецепторы, к эпителиальной – волосяной покров и ногтевые пластинки. К соединительной – лимфа, кровь и жировая ткань. Правильный ответ – 11221.  

 

Задание №43.

Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела.

Животное                                     Тип окраски

А. Медоносная пчела               1. Покровительственная

Б. Речной окунь                          2. Предупреждающая

В. Божья коровка

Г. Колорадский жук

Д. Белая куропатка

Е. Заяц-беляк

Объяснение: покровительственная окраска – такая окраска, которая не выделяется в окружающей среде, предупреждающая окраска – яркая окраска, которая предупреждает, что данное животное опасно. То есть покровительственная окраска – БДЕ, а предупреждающая – АВГ. Правильный ответ – 212211.  

 

Задание №44.

Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных.

1. Возникновение легких

2. Образование головного и спинного мозга

3. Образование хорды

4. Возникновение четырехкамерного сердца

Объяснение: чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить эволюционную лестницу хордовых: бесчерепные – рыбы – земноводные – рептилии – птицы – млекопитающие и какие усовершенствования способствовали повышению уровня организации. Так, сначала появилась хорда, затем головной и спинной мозг, потом легкие и, наконец, четырехкамерное сердце. Правильный ответ – 3214.  

 

Задание №45.

Почему малярия распространена в заболоченных районах? Кто является возбудителем этого заболевания?

Объяснение: малярия распространена в заболоченных районах, так как переносчиком заболевания является комар, который растет и размножается в воде. А возбудителем малярии является малярийный плазмодий (простейшее).    

 

Задание №46.

Назовите структуры сердца человека, которые обозначены на рисунке цифрой 1 и 2. Объясните их функции.

get_file (1)

Объяснение: цифрой 2 обозначен створчатый клапан, который пускает кровь из предсердия в желудочек, а цифрой 1 – сердечная мышца. При сердечном сокращении кровь выбрасывается в кровеносные сосуды. Створчатые клапаны не пускают кровь обратно в предсердия.  

 

Задание №47.

Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань – мышечная или соединительная – содержит больше митохондрий? Объясните почему.

Объяснение: основная функция митохондрий – энергетическая, здесь происходит окисление глюкозы кислородом в ходе чего выделяется энергия.  Большое количество митохондрий характерно для активно работающих тканей, так как для сокращения нужно много АТФ (энергетических молекул), например, активно сокращающихся. Соединительной ткани не нужно так много энергии.  

 

Задание №48.

В искусственный водоем запустили карпов. Объясните, как это может повлиять на численность обитающих в нем личинок насекомых, карасей и щук.

Объяснение: карпы питаются личинками насекомых, то есть численность личинок сократится, караси также питаются личинками, поэтому между карасями и карпами начнется конкуренция за корм. Щуки же являются хищниками и питаются как карасями, так и карпами, поэтому количество щук увеличится, так как корма для них станет больше.  

 

Задание №49.

Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Объяснение: гаметы – половые клетки – имеют гаплоидный набор хромосом, как и споры, из которых развивается гаметофит (гаплоидный), на котором образуются гаметы путем митоза. Споры образуются на спорофите (диплоидный) путем мейоза.  

 

Задание №50. 

У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизм - d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец - с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих. 

Объяснение: из условия задачи видно, что мать гетерозиготна по гену глухоты и гомозиготна по гену слепоты, а отец - имеет ген слепоты и гетерозиготен по гену глухоты. Тогда дочь будет гомозиготна по гену слепоты и гетерозиготна по гену глухоты. 

P: (мать)XDXd x (отец)XdYBB

дочь - XdXdBb - дальтоник, слух нормальный

Гаметы - XDb, Xdb, XdB, YB

Дети: XDXdBb - нормальное зрение, нормальный слух

XDYBb - нормальное зрение, нормальный слух

XdXdBb - дальтоник, нормальный слух

XdYBb - дальтоник, нормальный слух

Расщепление: 1:1:1:1, то есть вероятность рождения дальтоника с нормальным слухом - 50%, а вероятность рождения глухих дальтоников - 0%.