Вариант 5

Задание №1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 xTLhqCaAT-0

Объяснение: к одномембранным органеллам, наряду с ЭПС, косплексом Гольджи и лизосомам, относятся вакуоли (они бывают пищеварительные, сократительные и т.д.), органеллы еще бывают немеммбранными и двумембранными (хлоропласты и митохондрии). Правильный ответ - вакуоль.

 

Задание №2.

Ниже приведен перечень понятий. Все они, кроме двух, являются уровнями организации живого. Найдите два понятия, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Биосферный

2. Генный

3. Популяционно-видовой

4. Биогеоценотический

5. Абиогенный

Объяснение: среди перечисленных, уровнями организации живого являются - биосферный, популяционно-видовой и биогеоценотический, а генного и абиогенного уровней не бывает. Правильный ответ - 25.

 

Задание №3.

Сколько нуклеотидов составляют один стоп-кодон иРНК?

Объяснение: любой кодон в РНК состоит из трех нуклеотидов. Правильный ответ - 3.

 

Задание №4.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов интерфазы клеточного цикла. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Рост клетки

2. Расхождение гомологичных хромосом

3. Расположение хромосом по экватору клетки

4. Репликация ДНК

5. Синтез органических веществ

Объяснение: три признака описывают процессы в клетке, происходящие от деления до деления клетке (в ходе интерфазы) это - рост клетки, репликация ДНК и синтез, а два остальных процесса (расхождение гомологичных хромосом и расположение хромосом по экватору клетки) происходит непосредственно во время деления клетки. Правильный ответ - 23.

 

Задание №5.

Установите соответствие между характеристикой процессов и способом деления клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процессы

А. Образование половых клеток у млекопитающих

Б. Рост организмов

В. Деление зиготы

Г. Конъюгация и кроссинговер

Д. Уменьшение числа хромосом вдвое

Способ деления

1. Митоз

2. Мейоз

Объяснение: мейоз - процесс образования половых клеток (из диплоидной клетки за два деления образуется четыре гаплоидных клетки). Митоз - процесс деления соматических клеток (из одной диплоидной клетки получается две диплоидных). Разберем каждый процесс.

Образование половых клеток происходит при помощи мейоза, так как половые клетки имеют гаплоидный набор хромосом.

Рост организмов происходит при помощи митоза (так как делятся соматические клетки).

Деление зиготы - дробление - происходит при помощи митоза.

Конъюгация и кроссинговер входят в процесс мейоза. 

Уменьшение числа хромосом - это мейоз, так как при этом из одной диплоидной клетки возникает 4 гаплоидных. 

Правильный ответ - 21122.

 

Задание №6.

Сколько разных фенотипов получится при самоопылении растений с розовыми лепестками венчика в случае неполного доминирования?

Объяснение: если мы имеем два розовых растения, которые образовались при неполном доминировании, значит эти растения - гетерозиготны - Аа. Скрещиваем два таких растения: Аа х Аа.

Получается три генотипа и три генотипа: АА, Аа, аа. Правильный ответ - 3.

 

Задание №7.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Полиплоидия

2. У-хромосома

3. Аллель

4. Консумент

5. Мимикрия

Объяснение: полиплоидия, У-хромосома и аллель являются генетическими терминами, а консумент и мимикрия относятся к экологии. Консумент - гетеротроф, второе звено в пищевой цепи. Мимикрия - явление подражающей окраски. Может быть выражено различными способами: подражание среде обитания, подражание запаха хищника (для защиты), копирование окраски хищного или (и) опасного животного и другие способы. Служит для борьбы с окружающей средой и межвидовой конкуренции. Правильный ответ - 45.

 

Задание №8.

Установите соответствие между способом питания и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пример

А. Спирогира

Б. Пеницилл

В. Серобактерии

Г. Цианобактерии

Д. Дождевой червь

Способ питания

1. Фототрофный

2. Гетеротрофный

3. Хемотрофный

Объяснение: гетеротрофы - организмы, потребляющие готовые органические вещества (животные, грибы, бактерии), то есть гетеротрофия - потребление органических веществ и их переработка в неорганические. Фотосинтез - процесс превращения энергии Солнца в энергию химических связей, осуществляемый фототрофами (и сборка органических веществ в неорганические). Хемотрофы - организмы, превращающие неорганические вещества в органические при помощи энергии окисления химических соединений (бактерии). Поэтому, к фототрофам отнесем спирогиру и цианобактерии, к гетеротрофам - пеницилл и дождевого червя, к хемотрофам - серобактерии. Правильный ответ - 12312.

 

Задание №9.

Три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Вирусы, в отличие от бактерий

1. Имеют неоформленное ядро

2. Размножаются только в других клетках

3. Не имеют мембранных органоидов

4. Осуществляют хемосинтез

5. Способны кристаллизоваться

6. Образованы белковой оболочкой и нуклеиновой кислотой

Объяснение: вирус - белковый капсид, содержащий внутри себя нуклеиновую кислоту (ДНК или РНК). Проявляет активность только внутри живой клетки. Поэтому, к признакам вирусов, в отличие от бактерий, относят размножение в других клетках, способность кристаллизоваться и то, что они образованы белковой оболочкой (капсидом) и нуклеиновой кислотой. Правильный ответ - 256.

 

Задание №10. 

Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен

Признак                                              Класс

А. Наличие шейного позвонка           1. Рыбы

Б. Отсутствие ребер                           2. Земноводные

В. Непрямое развитие

Г. Наличие конечностей

Д. Двухкамерное сердце

Е. Отсутствие легких

Объяснение: для начала напомним, что рыбы являются менее организованными животными, чем амфибии, рыбы живут в воде, дышат через жабры растворенным кислородом, не имею конечностей, а только плавники, имеют один круг кровообращения и двухкамерное сердце. Поэтому, к рыбам относятся ответы - Д и Е, а к амфибиям - А, Б, В, Г. Правильный ответ - 222211.

 

Задание №11.

Установите последовательность расположения систематических категорий, используемых при классификации растений, начиная с наибольшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Фиалка

2. Двудольные

3. Фиалка трехцветная

4. Покрытосеменные

5. Фиалковые

Объяснение: начинаем с наибольшего таксона.

Отдел - Покрытосеменные

Класс - Двудольные

Семейство - Фиалковые

Род - Фиалка

Вид - Фиалка трехцветная

Правильный ответ - 42513.

 

Задание №12.

При возбуждении симпатической нервной системы в отличие от возбуждения парасимпатической нервной системы

1. Расширяются артерии

2. Повышается артериальное давление

3. Усиливается перистальтика кишечника

4. Сужается зрачок

5. Увеличивается количество сахара в крови

6. Учащаются сокращения сердца

Объяснение: симпатическая и парасимпатическая отделы нервной системы являются антагонистами, если симпатическая нервная система расширяет зрачок, повышает давление, сужает артерии, увеличивает количество сахара в крови, учащает сердечные сокращения, уменьшает перистальтику кишечника, то парасимпатическая система - наоборот, сужает зрачок, понижает давление, расширяет артерии, уменьшает количество сахара в крови, замедляет сердцебиение, усиливает перистальтику кишечника. Правильный ответ - 145.

 

Задание №13.

Установите соответствие между особенностями строения и функциями головного мозга человека и отделом, для которого они характерны.

Особенности строения и функции                  Отдел головного мозга

А. Содержит дыхательный центр                   1. Продолговатый мозг

Б. Поверхность разделена на доли                2. Передний мозг

В. Воспринимает и обрабатывает

информацию от органов чувств

Г. Содержит (включает) сосудодвигательный центр

Д. Содержит центры защитных реакций

организма - кашля и чихания

Объяснение: продолговатый мозг содержит дыхательный и сосудодвигательный центр, а также центры кашля и дыхания (безусловных рефлексов). Передний мозг разделен на доли и воспринимает и перерабатывает информацию от органов чувств. Правильный ответ - 12211. 

 

Задание №14.

Установите, в какой последовательности происходят процессы обмена жиров в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Образование собственных жиров в клетках кишечника

2. Расщепление жиров под действием ферментов в пищеварительном канале

3. Всасывание жирных кислот и глицерина в ворсинки кишечника

4. Поступление жиров в лимфу

Объяснение: обмен жиров в организме начинается с расщепления жиров под действием ферментов в пищеварительном канале на глицерин и жирные кислоты, затем они всасываются в ворсинки кишечника, а потом поступают в лимфу и, наконец, собственные жиры организма образуются в клетках кишечника. Правильный ответ - 2341. 

 

Задание №15.

Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Эволюционный процесс состоит из макроэволюции и микроэволюции. 2. Микроэволюция протекает на популяционно-видовом уровне. 3. Направляющий фактор эволюции - борьба за существование. 4. Элементарная единица эволюции - класс. 5. Главные формы естественного отбора - движущий, стабилизирующий, разрывающий. 

Объяснение: ошибки есть в третьем предложении, так как направляющий фактор эволюции - естественный отбор, а не борьба за существование, и в четвертом: элементарной единицей эволюции является популяция, именно на уровне популяции идет эволюция (из популяций образуются новые виды). Правильный ответ - 125.

 

Задание №16.

Установите  соответствие между признаком и путем достижения организмами биологического прогресса в эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признак

А. Мелкие эволюционные изменения

Б. Образование типов и классов животных

В. Частные приспособления к среде обитания

Г. Общий подъем организации

Д. Усиление узкой специализации

Путь эволюции

1. Ароморфоз

2. Идиоадаптация

Объяснение: 

Ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.).

Идиоадаптация - частное изменение организма, не приводящее к повышению уровня организации (опушенность листьев, изменение окраски и т.д.).

К ароморфозам отнесем: образование типов и классов животных и общий подъем организации, а к идиоадаптациям - мелкие эволюционные изменения, частные приспособления к среде обитания и усиление узкой специализации. Правильный ответ - 21212.

 

Задание №17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Биогеоценозы характеризуются

1. Сложными пищевыми цепями

2. Простыми пищевыми цепями

3. Отсутствием видового разнообразия

4. Наличием естественного отбора

5. Зависимостью от деятельности человека

6. Устойчивым состоянием

Объяснение: биогеоценоз - это совокупность организмов, обитающих на определенной территории и имеющих трофические связи, обеспечивающие круговорот веществ и энергии. примерами биогеоценоза являются смешанный лес, луг, тропики и т.д. Поэтому, к признакам биогеоценоза относятся: сложные пищевые цепи, наличие естественного отбора и устойчивость. Правильный ответ - 146.

 

Задание №18. 

Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристика организмов

А. Синтезируют органические вещества из неорганических

Б. Используют готовые органические вещества

В. Используют неорганические вещества почвы

Г. Растительноядные и плотоядные животные

Д. Аккумулируют солнечную энергию

Е. В качестве источника энергии используют животную и растительную пищу

Функциональная группа

1. Продуценты

2. Консументы

Объяснение: консументы - гетеротрофы, то есть организмы, потребляющие готовые органические вещества. Составляют второй трофический уровень в пищевой цепи. Могут быть первого, второго, третьего и т.д. порядка. Продуценты - автотрофы (зеленые растения или бактерии) (фототрофы или хемотрофы), создающие органические вещества из неорганических. Образуют первый трофический уровень пищевой цепи. Значит, продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, используют неорганические вещества почвы и аккумулируют солнечную энергию (только фототрофы). Все остальные характеристики относятся к консументам. Правильный ответ - 121212.

 

Задание №19.

Установите последовательность процессов в биосинтезе белка. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Синтез иРНК на ДНК

2. Доставка аминокислоты к рибосоме

3. Образование пептидной связи между аминокислотами

4. Присоединение аминокислоты к тРНК

5. Соединение иРНК с двумя субъединицами рибосомы

Объяснение: синтез белка - процесс экспрессии определенного гена при помощи нуклеиновых кислот и ферментов. Начинается синтез белка с синтеза иРНК на матрице ДНК, потом иРНК выходит из ядра и соединяется с двумя субъединицами рибосомы, потом нужные аминокислоты присоединяются к тРНК, которая доставляет аминокислоты к рибосоме и заканчивается образованием пептидной связи между аминокислотами, в результате чего образуется белок. Правильный ответ - 15423.

 

Задание №20. 

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Направление эволюции Путь эволюции Пример
А Идиоадаптация Приспособление у цветковых растений к опылению ветром
Биологический прогресс Б Редукция органов чувств у паразитических червей
Биологический прогресс Ароморфоз В

 Список терминов и понятий

1. Биологический прогресс

2. Общая дегенерация

3. Появление четырехкамерного сердца у млекопитающих

4. Конвергенция

5. Обитание в океане рыбы латимерии

6. Биологический регресс

Объяснение: идиоадаптация является биологическим прогрессом. Идиоадаптация - частное изменение организма, не приводящее к повышению уровня организации (опушенность листьев, изменение окраски и т.д.). редукция органов у паразитов относится к общей дегенерации, но не является биологическим регрессом. Ароморфоз - появление четырехкамерного сердца у млекопитающих, так как ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Правильный ответ - 123.

 

Задание №21.

Изучите график колебания численности зайцев в зависимости от численности хищников. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

ilq8GLE8mJk

1. Колебания численности вида - популяционные волны, или "волны жизни"

2. Одна из причин популяционных волн - обильная кормовая база

3. Возрастание численности хищников опережает возрастание численности жертв

Объяснение: представленные графики колеблятся, такие колебания называются популяционными волнами, еще мы видим, что численность волков, лисиц и рысей возрастает с уменьшением численности зайцев и зайцев было так много, что они смогли накормить собой и волков и лисиц и рысей. Правильный ответ - 12.  

 

Задание №22. 

Предложите опыт, доказывающий необходимость света для жизни растений.

Объяснение: свет растениям дает энергию для образования органических веществ, поэтому без света растение не будет расти (не сможет образовывать сахара и молекулы АТФ). Например, можем взять два растения, одно поставить на свет, а другое - в темноту. При этом будем одинаково их поливать. И увидим, что у растения в темноте светлеют листья и оно перестает расти, а растение на свету растет как и прежде. 

 

Задание №23.

Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.

  Анафаза-митоза

Объяснение: на рисунке изображена анафаза митоза, так как хроматиды (гомологичные хромосомы) расходятся по разным полюсам клетки. Набор хромосом - 4n, так как перед делением хромосомы удвоились, такое же и число молекул ДНК.

 

Задание №24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Процесс образования первичной мочи происходит за счет фильтрации плазмы крови в надпочечниках. 2. Первичная моча сходна по составу с плазмой крови. 3. Во вторичной, или конечной, моче содержится мочевина, вода и некоторые минеральные соли. 4. Из почек моча по мочеточникам собирается в мочевой пузырь. 5. Мочевой пузырь является органом выделительной и половой систем.

Объяснение: предложение 1 - фильтрация плазмы крови происходит не в надпочечниках, а в почках. Предложение 2 - первичная моча не сходна по составу с плазмой крови, а отличается отсутствие белков. Предложение 3 - мочевой пузырь не является органом половой системы, а только выделительной.

 

Задание №25.

Объясните физиологические механизмы газообмена, который происходит между атмосферой и листьями цветкового растения.

Объяснение: газообмен в листьях цветкового растения осуществляется при помощи двух процессов: фотосинтеза и дыхания. При фотосинтезе фиксируется углекислый газ и выделяется кислород, при дыхании кислород поглощается, а выделяется углекислый газ. Смесь газов накапливается в межклеточном веществе, они выделяются и поглощаются при помощи устьиц, расположенных на обратной стороне листа.

 

Задание №26.

Опишите основные этапы эволюции кровеносной системы хордовых животных

Объяснение: начнем описание эволюции кровеносной системы хордовых с ланцетника, у него замкнутая кровеносная система, сердца нет, но есть один круг кровообращения. У рыб сердце двухкамерное (одно предсердие и один желудочек) и один круг кровообращения. У земноводных трехкамерное сердце - два предсердия, один желудочек (кровь в желудочке смешивается), два круга кровообращения. У рептилий - трехкамерное сердце - два предсердия, один желудочек с неполной перегородкой, два круга кровообращения. У птиц - четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения. У млекопитающих - четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения.

 

Задание №27.

Какой хромосомный набор характерен для спор и клеток заростка папоротника? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Объяснение: папоротникам характерна смена поколений (полового и бесполого). Споры образуются из спорангия при помощи мейоза. Клетки заростка имеют гаплоидный набор хромосом и образуются из споры путем митоза, то есть споры тоже имеют тоже гаплоидный набор хромосом.

 

Задание №28.

В скрещивании самки мыши с черной окраской тела и укороченным хвостом с самцом с коричневым телом и укороченным хвостом получилось потомство: с черной окраской тела и длинным хвостом, с черной окраской тела и укороченным хвостом, с коричневым телом и длинным хвостом, с коричневым телом и укороченным хвостом. Длина хвоста контролируется геном, который в доминантном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном - укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном - мыши погибают на эмбриональной стадии развития. Составьте схему скрещивания. Определите генотипы и фенотипы всех особей. Поясните фенотипическое расщепление в скрещивании.

Объяснение: АА - длинный хвост

Аа - укороченный хвост

аа - летальный ген

Вв - черная окраска

вв - коричневая окраска

                              АаВв х Аавв

Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав х Ав, ав

Имеем генотипы потомства:

1ААВа - длинный хвост и черная окраска

1ААвв - длинный хвост и коричневая окраска

2АаВв - укороченный хвост и черная окраска

2Аавв - укороченный хвост и коричневая окраска