Вариант 6

Задание №1.

Цитогенетический метод изучения наследственности человека состоит в исследовании

1. Числа и структуры хромосом

2. Наследования признаков у близнецов

3. Наследования признаков в ряду поколений

4. Типа наследования рецессивных признаков

Объяснение: при помощи цитогенетического метода, или метода кариотипирования, можно построить кариотип организма, то есть описание формы, числа и структуры хромосом. Правильный ответ - 1.

 

Задание №2.

"Размножение клеток происходит путем их деления..." - положение теории

1. Онтогенеза

2. Клеточной

3. Филогенеза

4. Мутационной

Объяснение: такая фраза является положением клеточной теории, так как речь идет о клетках. Правильный ответ - 2.

 

Задание №3.

Хлоропласты имеются в клетках

1. Корня капусты

2. Гриба-трутовика

3. Листа красного перца

4. Древесины стебля липы

Объяснение: хлоропласты расположены в клетках, в которых идет фотосинтез. Из перечисленных вариантов ответа, фотосинтез идет только в листьях. Правильный ответ - 3.

 

Задание №4.

Что происходит в клетках в период интерфазы?

1. Хромосомы выстраиваются в плоскости экватора

2. Хромосомы расходятся к полюсам клетки

3. Количество молекул ДНК уменьшается вдвое

4. Количество молекул ДНК удваивается

Объяснение: в период интерфазы перед делением происходит репликация (удвоение) молекул ДНК. Правильный ответ - 4.

 

Задание №5.

Как называют организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания?

1. Аэробными

2. Анаэробными

3. Гетеротрофными

4. Автотрофными

Объяснение: это такие организмы, которые дышат кислородом. Они называются аэробными. Правильный ответ - 1.

 

Задание №6.

Как называют процесс слияния мужской и женской половых клеток?

1. Опылением

2. Онтогенезом

3. Гаметогенезом

4. Оплодотворением

Объяснение: такой процесс называется оплодотворением, в ходе него образуется зигота, из которой развивается целый организм. Правильный ответ - 4.

 

Задание №7.

Признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения, Г. Мендель назвал

1. Доминантными

2. Гетерозиготными

3. Гомозиготными

4. Рецессивными

Объяснение: такие признаки Г. Мендель назвал рецессивными. Рассмотрим на примере скрещивания двух гомозигот:

АА х аа

    ↓

  Аа

В первом поколении наблюдаем единообразие, проявляется только доминантный признак, а рецессивный присутствует, но не проявляется. Правильный ответ - 4.

 

Задание №8.

Если гены, отвечающие за развитие нескольких признаков расположены в одной хромосоме, то проявляется закон 

1. Расщепления

2. Сцепленного наследования

3. Неполного доминирования

4. Независимого наследования

Объяснение: хромосомы, как правило, наследуются полностью, то есть все гены, присутствующие в хромосоме, наследуются вместе (образуя группу сцепления), то есть проявляется закон сцепленного наследования. Правильный ответ - 2.

 

Задание №9.

Мутации - это

1. Направленные изменения генотипа и фенотипа

2. Случайные (спонтанные) изменения генотипа особи

3. Приспособительные изменения фенотипа, не затрагивающие генотип

4. Изменение фенотипа под влиянием внешних факторов

Объяснение: мутации - это случайные изменения, именно поэтому они могут положительно сказаться на приспособленности видов или даже быть летальными и привести к смерти или нежизнеспособности организма. Правильный ответ - 2.

 

Задание №10. 

Что служит средой обитания для бактерий-паразитов?

1. Почвенная среда

2. Водная среда

3. Воздушная среда

4. Другой организм

Объяснение: как и для любых паразитов, средой их обитания является другой организм, за счет которого они питаются и живут (но бывают и эктопаразиты, которые живут не внутри, а на поверхности другого организма). Правильный ответ - 4.

 

Задание №11.

Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав

1. Споры

2. Семени

3. Почки

4. Заростка

Объяснение: из представленных вариантов ответа, запас питательных веществ есть только в семени (представьте семячко яблока или арбуза). Правильный ответ - 2.

 

Задание №12.

Растения какой группы образовали залежи каменного угля?

1. Моховидные

2. Папоротниковидные

3. Цветковые

4. Древние водоросли

Объяснение: преимущественно залежи каменного угля образовали папоротниковидные. Правильный ответ - 2.

 

Задание №13.

У бабочки после стадии куколки образуются

1. Кладки яиц

2. Гусеницы первого поколения

3. Гусеницы второго поколения

4. Взрослые насекомые

Объяснение: у насекомых есть два типа развития: 1. С полным превращением (яйцо - личинка - взрослое насекомое); 2. С неполным превращением (яйцо - личинка - куколка - взрослое насекомое). У бабочек развитие с полным превращением и после стадии куколки идет стадия взрослого насекомого. Правильный ответ - 4.

 

Задание №14.

У млекопитающих газообмен происходит в 

1. Трахеях

2. Бронхах

3. Гортани

4. Легочных пузырьках

Объяснение: млекопитающие - самые высокоорганизованные животные и газообмен у них идет в легочных пузырьках (альвеолах). Правильный ответ - 4.

 

Задание №15. 

В пищеварительной системе человека основные химические превращения пищи завершаются в 

1. Слепой кишке

2. Желудке

3. Тонкой кишке

4. Пищеводе

Объяснение: основные процессы пищеварения завершаются в тонкой кишке, далее идет только всасывание и уплотнение остатков. Правильный ответ - 3.

 

Задание №16.

В скелете человека неподвижно соединены меду собой кости

1. Плечевая и локтевая

2. Грудного отдела позвоночника

3. Мозгового отдела черепа

4. Бедра и голени

Объяснение: неподвижное соединение костей у человека имеется в мозговом отделе черепа. В младенчестве между черепными костями есть хрящевые прослойки, но с возрастом они окостеневают. Правильный ответ - 3.

 

Задание №17. 

В организме человека с кислородом воздуха взаимодействует

1. Белок, определяющий резус-фактор

2. Гемоглобин эритроцитов

3. Фибриноген плазмы

4. Глюкоза плазмы

Объяснение: с кислородом взаимодействует гемоглобин эритроцитов крови человека превращаясь в окисленную форму - оксигемоглобин. правильный ответ - 2.

 

Задание № 18.

Какой буквой обозначен на рисунке продолговатый мозг?

get_file (2)

1. А

2. Б

3. В

4. Г

Объяснение: на рисунке продолговатый мозг обозначен буквой  А, так как он переходит в спинной. Правильный ответ - 1.

 

Задание №19.

Анализ электрокардиограммы больного позволяет врачу узнать о 

1. Затратах энергии организмом

2. Наличии воспалительного процесса в организме

3. Состоянии мышцы сердца

4. Жизненной емкости легких

Объяснение: ЭКГ фиксирует сокращения сердечной мышцы. Проанализировав ЭКГ больного, можно сделать вывод о состоянии сердечной мышцы. Правильный ответ - 3.

 

Задание №20.

Систематическая категория, которая реально существует в природе, - 

1. Класс

2. Семейство

3. Род

4. Вид

Объяснение: это вид, так как организмов одного вида можно отличить от организмов других видов (и они могут отличить друг друга). Правильный ответ - 4.

 

Задание №21.

Изменение фенотипа небольшой части особей в популяции является следствием

1. Саморегуляции

2. Колебания численности популяций

3. Стабилизирующей формы отбора

4. Мутационного процесса

Объяснение: изменение фенотипа и генотипа происходит из-за мутационного процесса. Правильный ответ - 4.

 

Задание №22.

Что служит доказательством исторического развития растений?

1. Появление хлорофилла, возникновение фотосинтеза

2. Изменение условий окружающей среды

3. Клеточное строение растений

4. Наличие "живых ископаемых", переходных форм

Объяснение: таки доказательством служит наличие переходных форм и "живых ископаемых". Таким образом, мы можем "увидеть" эволюция растений. На примере животных это тоже просматривается. Правильный ответ - 4.

 

Задание №23.

Какие доказательства свидетельствуют о древности папоротников?

1. Существование травянистых и древесных форм

2. Наличие их отпечатков на каменном угле

3. Их способ размножения

4. Их современное многообразие

Объяснение: их древность мы можем доказать только при помощи палеонтологических доказательств, таких, как отпечатки на каменном угле, например. Правильный ответ - 2.

 

Задание №24.

Все виды деятельности человека относят к факторам 

1. Абиотическим

2. Биотическим

3. Антропогенным

4. Периодическим

Объяснение: биотические факторы - факторы живой природы, абиотические - неживой, антропогенные - факторы, связанные с деятельностью человека. Правильный ответ - 3.

 

Задание №25.

Начальное звено в цепях питания обычно составляют

1. Грибы

2. Вирусы

3. Бактериофаги

4. Растения

Объяснение: первое звено трофической цепи составляют автотрофы - фототрофы или хемотрофы, растения или бактерии, создающие органические вещества из неорганических. Правильный ответ - 4.

 

Задание №26. 

Самые существенные преобразования в биосфере вызываются

1. Морскими приливами и отливами

2. Погодными условиями

3. Жизнедеятельностью организмов

4. Сменой времен года

Объяснение: биосфера - живая оболочка, самые большие преобразования вызываются биотическими факторами, то есть факторами живых существ - жизнедеятельностью организмов. Правильный ответ - 3.

 

Задание №27. 

Какой процесс происходит в рибосомах?

1. Окисление углеводов

2. Синтез молекул белка

3. Гидролиз липидов

4. Расщепление нуклеиновых кислот

Объяснение: рибосомы состоят из рибосомальной РНК и белков и на рибосомах происходит последний этап синтеза белка. Правильный ответ - 2.

 

Задание №28. 

Биологическое значение мейоза состоит в 

1. Сохранении кариотипа вида при половом размножении

2. Образовании клеток с удвоенным числом хромосом

3. Появлении большего числа соматических клеток

4. Обеспечении клеток органическими веществами

Объяснение: вообще, биологическое значение мейоза состоит в сохранении постоянного набора хромосом. При гаметогенезе происходит мейоз, то есть из одной диплоидной клетки образуется четыре гаплоидных клетки, а при оплодотворении происходит слияние двух гаплоидных половых клеток и диплоидный набор сохраняется, а из приведенных вариантов ответа выберем сохранение кариотипа. Правильный ответ - 1.

 

Задание №29.

Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки происходит в 

1. Анафазе мейоза 1

2. Метафазе мейоза 1

3. Метафазе мейоза 2

4. Анафазе мейоза 2

Объяснение: расхождение хромосом происходит в самой быстрой фазе мейоза - анафазе в первом редукционном делении, а во втором делении происходит расхождение хроматид (хотя к тому времени они являются полноценными хромосомами). Правильный ответ - 1.

 

Задание №30. 

При скрещивании гетерозиготного по одной паре признаков растения с гомозиготным доля гомозигот в потомстве составит

1. 0%

2. 25%

3. 50%

4. 100%

Объяснение: скрещиваем гетерозиготу и гомозиготу Аа х аа, получаем 50% гетерозигот и 50% гомозигот. Правильный ответ - 3.

 

Задание №31.

В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений

1. Кратно увеличивают набор хромосом в клетках

2. Скрещивают чистые линии

3. Скрещивают родителей и потомков

4. Уменьшают набор хромосом в клетках

Объяснение: полиплоиды - организмы с кратно увеличенным набором хромосом: 4n, 6n, 8n и т.д. Правильный ответ - 1.

 

Задание №32.

Клетки прокариот, так же как и эукариот, имеют

1. Митохондрии

2. Плазматическую мембрану

3. Клеточный центр

4. Пищеварительные вакуоли

Объяснение: прокариоты не содержат ни одной мембранной органеллы, кроме самой плазматической мембраны. Правильный ответ - 2.

 

Задание №33.

Сущность свертывания крови заключается в 

1. Склеивании эритроцитов

2. Превращении фибриногена в фибрин

3. Превращении лейкоцитов в лимфоциты

4. Склеивании лейкоцитов

Объяснение: рассмотрим упрощенную схему свертывания крови:

250px-Scheme_of_coagulation_by_Moravitz

Одной из реакций является превращение фибриногена в фибрин, а он превращается в фибрин-полимер. Правильный ответ - 2.

 

Задание №34.

Систему нейронов, воспринимающих раздражения, проводящих нервные импульсы и обеспечивающих переработку информации, называют

1. Нервным волокном

2. Центральной нервной системой

3. Нервом

4. Анализатором

Объяснение: такой комплекс называют анализатором. Например, зрительный анализатор. Правильный ответ - 4.

 

Задание №35.

Какой отбор повышает устойчивость насекомых к ядохимикатам?

1. Движущий

2. Искусственный

3. Методический

4. Стабилизирующий

Объяснение: в таких условиях начинают появляться насекомыми с устойчивостью к ядохимикатам, а насекомые, у которых нет этой устойчивости, умирают. То есть новые выжившие особи имеют прогрессивных признак с его высоким проявлением, что является признаком стабилизирующего отбора. Правильный ответ - 4.

 

Задание №36.

Верны ли следующие суждения о роли наследственной изменчивости в эволюции?

А. Наследственная изменчивость увеличивает гетерозиготность, генетическую неоднородность особей в популяции.

Б. Наследственная изменчивость затрагивает генотип и передается по наследству.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: оба суждения правильно описывают наследственную изменчивость. Правильный ответ - 3.

 

Задание №37.

Какими свойствами характеризуется модификационная изменчивость?

1. Имеет массовый характер

2. Имеет индивидуальных характер

3. Не наследуется

4. Наследуется

5. Ограничена нормой реакции

6. Размах изменчивости не имеет пределов

Объяснение: модификационная изменчивость происходит с конкретным организмом в конкретных условиях среды, не имеет массового характерна и происходит в пределах нормы реакции, а еще не наследуется. Правильный ответ - 2, 3, 5.

 

Задание №38. 

При близорукости

1. Плохо видны удаленные предметы

2. Плохо различимы детали близко расположенных предметов

3. Изображение предмета фокусируется позади сетчатки

4. Изображение предмета фокусируется перед сетчаткой

5. Необходимо носить двояковыпуклые линзы

6. Необходимо носить двояковогнутые линзы

Объяснение: близорукость - это такой дефект зрения, когда изображение фокусируется перед сетчаткой при этом близко расположенные предметы видны хорошо. При таком зрении нужно пользоваться линзами с отрицательным значением, то есть двоковогнутые. Правильный ответ - 1, 4, 6.  

 

Задание №39.

Поле капусты - неустойчивая агроэкосистема, так как в ней

1. Отсутствуют пищевые сети

2. Преобладают продуценты одного вида

3. Небольшое число видов

4. Нет пищевых цепей

5. Короткие пищевые цепи

6. Отсутствуют редуценты

Объяснение: поле капусты (да и вообще любое поле) является искусственной экосистемой, в таких экосистемах, как правило, незамкнутые пищевые цепи (но они присутствуют), преобладают продуценты одного вида и вообще число видов небольшое. Правильный ответ - 2, 3, 5.

 

Задание №40.

Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому его относят.

Признак растений                                   Отдел

А. Половое поколение - заросток            1. Папоротниковидные

Б. В основном деревья и кустарники      2. Голосеменные

В. Имеют семязачаток

Г. Образуют пыльцу

Д. Для полового размножения необходима вода

Объяснение: папоротниковидным для размножения нужна вода, а половое поколение - заросток, все остальные характеристики относятся в голосеменным. Правильный ответ - 12221.

 

Задание №41.

Установите соответствие между значением рефлекса и его видом.

Значение рефлекса                                               Вид рефлекса

А. Обеспечивает инстинктивное поведение         1. Безусловный   

Б. Обеспечивает приспособление организма        2. Условный

к условиям окружающей среды, в которых

обитали многие поколения данного вида

В. Позволяет приобрести новый опыт, полученный в течение жизни

Г. Определяет поведение организма в определенных условиях

Объяснение: условные рефлексы возникает у конкретного организма в качестве приспособлений к данным или изменившимся условиям среды и возникают в течение жизни, а с безусловными рефлексами организм уже рождается (они еще называются инстинктами) и они появились в ходе приспособления к окружающей среде и наследовались из поколения в поколение у данного вида. Правильный ответ - 1122.

 

Задание №42.

Установите соответствие между характеристикой и типом обмена веществ в клетке, к которому ее относят.

Характеристика                                                      Тип обмена веществ

А. Осуществляется в рибосомах                             1. Пластический

Б. Обеспечивает синтез органических веществ     2. Энергетический

В. Осуществляется в митохондриях

Г. Связан с расщеплением органических веществ

Д. В ходе обмена веществ используется энергия,

запасенная в молекулах АТФ

Е. В ходе обмена веществ освобождается энергия и

запасается в молекулах АТФ

Объяснение: в ходе энергетического обмена выделяется энергия либо в виде АТФ, либо в виде тепла, но, в целом, он ориентирован на расщепление молекул, а пластический обмен - на синтез. Правильный ответ - 112212. 

 

Задание №43.

Установите соответствие между признаком и ископаемой формой человека, для которой он характерен.

Признак                                                                               Ископаемая форма человека

А. Объем головного мозга 800 - 1200 м³                            1. Синантроп

Б. Использование скребел и наконечников для копий       2. Неандерталец

В. Использование шкур животных в качестве одежды и жилища

Г. Появление зачатков речи

Д. Начало систематического использования огня

Е. Использование амулетов для гальки

Объяснение: посмотрим как эти древние люди выглядели.

Синантроп:

  000005

 

Неандерталец:

neanderthal3

Как мы видим, неандерталец является более прогрессивной формой. Для неандертальца характерно: использование скребел для наконечников и шкур животных, а также амулетов для гальки. Все остальное - описание синантропа. Правильный ответ - 122112.

 

Задание №44.

Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции.

1. Кистеперые рыбы

2. Пресмыкающиеся

3. Стегоцефалы

4. Бесчерепные хордовые

5. Птицы и млекопитающие

Объяснение: чтобы решить это задание, нужно вспомнить современную эволюционную лестницу, то, что стегоцефалы - предки земноводных и то, что животные потихоньку выбирались из воды на сушу. Поэтому, получается последовательность : бесчерепные хордовые - кистеперые рыбы - стегоцефалы - пресмыкающиеся - птицы и млекопитающие. Правильный ответ - 41325. 

 

Задание №45.

Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.

Объяснение: основной процесс - это всасывание корнями воды и минеральных веществ из почвы. Эти вещества поднимаются наверх и создается давление за счет испарения воды (вода должна выходить из растения, чтобы корни могли всосать "новую"воду). Вода поступает и минеральные вещества поступают в корни за счет разницы концентрации в клетках корня и в окружающей среде. 

 

Задание №46.

Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

get_file (3)

Объяснение: прокариотическая клетка обозначена буквой А (так здесь нет ни одной мембранной органеллы, но есть кольцевая ДНК, жгутик, рибосомы и остальные, присущие прокариотам части клетки), буквой Б обозначена эукариотическая клетка, а именно - хламидомонада, так как она имеет два жгутика, так как она имеет оформленное ядро и остальные мембранные органеллы. 

 

Задание №47.

В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?

Объяснение: рыбы живут только в воде и дышат растворенным кислородом при помощи жабр, с этим связано появление второго круга кровообращения у амфибий, а также двухкамерное сердце рыб превращается в трехкамерное (состоит из двух предсердий и одного желудочка, где кровь смешивается). 

 

Задание №48.

Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?

Объяснение: в природе разнообразие - основа устойчивости, поэтому чем разнообразнее экосистема, тем меньше факторов смогут нарушить ее постоянство, так как выпавшие элементы (экологические ниши) быстро замещаются похожими из-за большой конкуренции между видами. А еще в смешанном лесу более длинные цепи питания и хорошо выражена ярусность (вследствие чего появляется большая конкуренция за свет). 

 

Задание №49.

Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).

Объяснение: 1. Изменение в структуре (от первичной до четвертичной) белка - соответственно, неправильная его работа.

2. Это изменение можно назвать мутацией, которая повлечет за собой такие последствия, как еще и, возможно, появление нового признака.

3. Замена соответствующей аминокислоты на другую. 

(Для борьбы с такими случайными изменениями существует система репарации, которая старается исправлять ошибки в нуклеиновых кислотах)

 

Задание №50. 

У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то, что отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальтонизмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой. Определите генотипы мужа и жены. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, сына-дальтоника, дочери-дальтоника?

Объяснение: допустим матери мужа и жены были здоровы. 

Распишем еще и возможные генотипы родителей мужа и жены.

P:   XDXD x XdY             XDXD x XdY

                ↓                            ↓

              XDXd        x           XDY

                               ↓

Возможные генотипы детей:

XDXD - здоровая девочка

XDY - здоровый мальчик

XDXd - здоровая девочка

XdY - мальчик-дальтоник

Вероятность рождения ребенка с каждым из генотипов равна 25%. Вероятность рождения здоровой девочки - 50% (в одном случае ребенок гетерозиготен, в другом - гомозиготен). Вероятность рождения девочки-дальтоника - 0%. Вероятность рождения мальчика-дальтоника - 25%.