Вариант 6

Задание №1.

Какая наука изучает многообразие организмов, объединение их в группы на основе родства?

1. Экология

2. Физиология

3. Селекция

4. Систематика

Объяснение: систематика - наука, которая устанавливает насколько родственными друг другу являются те или иные организмы. Правильный ответ - 4.

 

Задание №2.

В соответствии с положениями современной клеточной теории

1. Клетки возникают из межклеточного вещества

2. Ядро способно преобразовываться в клетку

3. Новые клетки образуются путем деления родительских клеток

4. Органоиды, объединяясь, формируют новые клетки

Объяснение: одно из положений клеточной теории гласит: "Клетки увеличиваются в числе путем деления исходной клетки после удвоения ее генетического материала (ДНК): клетка от клетки." Что является по-другому сформулированным вариантом ответа 3. Правильный ответ - 3.

 

Задание №3.

Источником молекулярного кислорода, образующегося в процессе фотосинтеза, служит

1. Углекислый газ

2. Глюкоза

3. Вода

4. АТФ

Объяснение: выделение молекулярного кислорода происходит в процессе фотосинтеза в ходе фотолиза воды. При этом вода (под действием солнечного света) распадается на кислород, ионы водорода и электроны. Правильный ответ - 3.

 

Задание №4.

Кроссинговер, или обмен участками между гомологичными хромосомами, осуществляется в

1. Интерфазе митоза

2. Метафазе митоза

3. Анафазе мейоза 2

4. Профазе мейоза 1

Объяснение: кроссинговер - обмен участками гомологичных хромосом (происходит в профазе мейоза 1). Хромосомы могут обмениваться участками разной длины (и большими и маленькими). Длины измеряется в процентах или морганидах. Правильный ответ - 4.

 

Задание №5.

Сходство зародышевого развития позвоночных животных свидетельствует о

1. Способности к обмену веществ

2. Связи с окружающей средой

3. Клеточном строении этих животных

4. Родстве этих животных

Объяснение: как правило, организмы, имеющие определенное родство, имеют и сходное эмбриональное развитие. Подтвердим логику картинкой.

4

Правильный ответ - 4.

 

Задание №6.

Определите пару аллельных признаков, проявляющихся у организмов

1. Черная окраска тела и серая окраска тела

2. Зачаточные крылья и красный цвет глаз

3. Нормальные крылья и вишневый цвет глаз

4. Серая окраска тела и зачаточные крылья

Объяснение: аллельные гены - это парные гены (один от мамы, второй - от папы), отвечающие за один и тот же признак. Например, красная и желтая окраска томатов. То есть, из представленных вариантов ответа мы выберем черную и серую окраску тела. Правильный ответ - 1.

 

Задание №7.

Какая изменчивость не затрагивает генотип организма?

1. Комбинативная

2. Генотипическая

3. Модификационная

4. Мутационная

Объяснение: комбинативная, генотипическая и мутационная изменчивость связаны или с хромосомными перестройками, или с генетическими или генотипическими изменениями и мутациями, но модификационная изменчивость не затрагивает генотип, а влияет только на фенотип и ее пределами является норма реакции. Правильный ответ - 3.

 

Задание №8.

Метод отдаленной гибридизации особей селекционеры используют для

1. Повышения плодовитости особей

2. Формирования чистых линий

3. Появления мутантных форм

4. Получения эффекта гетерозиса

Объяснение: метод отдаленной гибридизации используют для получения эффекта гетерозиса, так как при таком эффекте гетерозиготные признаки проявляются намного ярче у потомков, чем у родительских особей (наличие эффекта гетерозиса доказано, но причины до конца не выяснены). Правильный ответ - 4.

 

Задание №9. 

Какой процесс не характерен для болезнетворных бактерий?

1. Питание

2. Дыхание

3. Размножение

4. Фотосинтез

Объяснение: болезнетворные бактерии живут либо внутри организма, либо снаружи (на коже, например) и являются гетеротрофными, так как питаются органическими веществами живого организма, поэтому им не характерен процесс фотосинтеза (но они все размножаются, дышат и питаются). Правильный ответ - 4.

 

Задание №10.

Половое размножение растений осуществляется

1. Спорами

2. Почками

3. Семенами

4. Луковицами

Объяснение: высшие растения - голо- и покрытосеменные размножаются семенами, папоротниковидные, мхи, хвощи размножаются спорами (бесполое размножение) и гаметами (половое размножение). Правильный ответ - 3.

 

Задание №11. 

У папоротников, по сравнению с мхами, появились

1. Корни

2. Стебли

3. Побеги

4. Ризоиды

Объяснение: у мхов нет корней, у них - ризоиды. Корни появляются у папоротников. Правильный ответ - 1.

 

Задание №12.

Животное, у которого клетка выполняет функции организма, - это

1. Гидра

2. Инфузория-туфелька

3. Медуза

4. Беля планария

Объяснение: функции всего организма выполняет клетка одноклеточного животного, то есть простейшего. Из перечисленных вариантов ответа к простейшим относится только инфузория-туфелька. Посмотрим на картинку. 

11

 

Правильный ответ - 2.

 

Задание №13.

Наиболее высокий уровень обмена веществ характерен для

1. Костных рыб

2. Членистоногих

3. Земноводных

4. Млекопитающих

Объяснение: самый высокий уровень обмена веществ характерен для самой высоко организованной группы животных. Среди представленных вариантов ответа, самой прогрессивной группой являются млекопитающие. Правильный ответ - 4.

 

Задание №14.

Сходство нервной и мышечной ткани состоит в том, что они обладают свойством

1. Сократимости

2. Проводимости

3. Возбудимости

4. Раздражимости

Объяснение: нервная ткань обладает возбудимостью и проводимостью, мышечная ткань обладает возбудимостью и сократимостью. То есть общее их свойство - возбудимость. Правильный ответ - 3.

 

Задание №15.

Кровь - это один из видов ткани

1. Нервной

2. Мышечной

3. Эпителиальной

4. Соединительной

Объяснение: кровь является одним из типов соединительной ткани, а именно - тканью внутренней среды (в этот тип еще и входит лимфа). Правильный ответ - 4.

 

Задание №16.

"Куриная слепота" развивается при недостатке в организме человека витамина

1. А

2. С

3. В

4. Д

Объяснение: такое заболевание бывает врожденное или приобретенное. Приобретенная куриная слепота возникает при недостатке витамина А. Правильный ответ - 1.

 

Задание №17.

Симпатический отдел нервной системы в организме человека

1. Замедляет ритм сердцебиений

2. Представлен блуждающим нервом

3. Повышает кровяное давление

4. Усиливает работу кишечника

Объяснение: симпатический отдел нервной системы повышает кровяное давление, учащает сердцебиение, ослабляет работу кишечника (похоже на действие адреналина), а парасимпатический - наоборот - понижает кровяное давление, замедляет сердцебиение, усиливает работу кишечника. Правильный ответ - 3.

 

Задание №18.

Что содержит противостолбнячная сыворотка, которую вводят человеку?

1. Готовые антитела

2. Белок фибриноген

3. Ослабленные микробы столбняка

4. Плазму крови с резус-белками

Объяснение: противостолбнячная сыворотка содержит ослабленные микробы столбняка (то есть сыворотка помогает выработать искусственный активный иммунитет), что помогает выработать антитела против столбняка. Правильный ответ - 3.

 

Задание №19.

Какой из приведенных примеров иллюстрирует наиболее острую форму борьбы за существование?

1. В стаде павианов за главенствующую роль

2. Между гиенами и леопардами за добычу

3. Между соснами и березами в лесу

4. Глубоководных организмов из-за отсутствия освещенности

Объяснение: при межвидовой борьбе за существование, как правило, есть варианты, то есть один вид может уйти на другую территорию или скорректировать кормовую базу. Поэтому самой острой борьбой за существование является внутривидовая. Из представленных вариантов ответа к внутривидовой борьбе за существование относится конкуренция в стаде павианов за главенствующую роль. Правильный ответ - 1.

 

Задание №20. 

Сходный состав органических соединений, присущий особям одного вида, характеризует критерий

1. Морфологический

2. Биохимический

3. Генетический

4. Физиологический

Объяснение: состав органических соединений описывает биохимический критерий, так как биохимия - это наука о химическом составе живых организмов. Правильный ответ - 2.

 

Задание №21.

Какой из названных показателей характеризует биологический регресс?

1. Расширение ареала

2. Снижение численности

3. Экологическое разнообразие

4. Паразитический образ жизни

Объяснение: биологический регресс - уменьшение приспособленности особей, сопровождающееся снижением численности, уменьшением ареала и дальнейшим вымиранием вида. Поэтому, из представленных вариантов выбираем снижение численности. Правильный ответ - 2.

 

Задание №22.

Какой из приведенных примеров иллюстрирует отношения хищник-жертва?

1. Рак-отшельник - актиния

2. Шмель - клевер

3. Синица - гусеница

4. Дятел - белка

Объяснение: рак-отшельник и актиния живут во взаимовыгодных отношениях, ка и шмель с клевером. Синица ест гусеницу (такие отношения называются хищничеством - хищник-жертва), белка и дятел имеют сходный рацион питания, поэтому между ними тип взаимоотношений - межвидовая конкуренция. Правильный ответ - 3.

 

Задание №23.

Какая группа организмов составляет первый трофический уровень в экосистеме?

1. Автотрофы

2. Гетеротрофы

3. Консументы

4. Редуценты

Объяснение: первый трофический уровень составляют организмы, образующие органические вещества из неорганических при помощи фото- или хемотрофии, но все они являются автотрофами. Правильный ответ - 1.

 

Задание №24.

Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

1. В верхних слоях атмосферы

2. В глубинах океанов

3. В верхних слоях литосферы

4. На границах трех сред обитания

Объяснение: в верхних слоях атмосферы, литосферы и в глубинах океанов очень мало живых организмов, а на границе трех сред наблюдается из наибольшая концентрация. Правильный ответ - 4.

 

Задание №25.

Верны ли следующие суждения о критериях вида?

А. Только в совокупности все критерии позволяют выявить видовую принадлежность.

Б. Главным критерием при определении вида считается морфологический, позволяющий по внешним признакам отличить особи разных видов.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: главным критерием является генетический, так как наиболее точно определить принадлежность вида к определенной группе живых организмов можно только изучив его генотип. А первое - верно. Правильный ответ - 1.

 

Задание №26. 

Для изучения строения и функций клетки используют методы

1. Генеалогический

2. Меченых атомов

3. Гибридологический

4. Цитогенетический анализ

5. Палеонтологический

6. Центрифугирования

Объяснение: генеалогический метод используется для определения предков какого-либо живого организма, то есть при этом затрагивается генотип, а не целые клетки. Гибридологический метод используется для изучения потомства от скрещивания родственных форм - это генетический, а не цитологический метод. И палеонтологический метод используется для изучения предковых форм, при этом исследуются целые организмы или их фрагменты. Поэтому, к цитологическим методам отнесем - метод меченых атомов, цитогенетический анализ и метод центрифугирования. Правильный ответ - 2, 4, 6.

 

Задание №27.

В связи с прямохождением у человека

1. Освобождаются верхние конечности

2. Стопа приобретает сводчатую форму

3. Большой палец верхних конечностей противостоит остальным

4. Таз расширяется, его кости срастаются

5. Мозговой отдел черепа меньше лицевого

6. Уменьшается волосяной покров

Объяснение: в связи с прямохождением у человека сместился центр тяжести тела со спины (как у всех тетраподов) к тазу, поэтому таз стал массивнее, в результате чего стопа приобрела сводчатую форму, так как нагрузка на стопу увеличилась (раньше нагрузка распределялась между передними и задними конечностями), при хождении мы перестали опираться на верхние конечности, то есть они освободились. Правильный ответ - 1, 2, 4.

 

Задание №28.

В естественной экосистеме

1. Разнообразный видовой состав

2. Несбалансированный круговорот веществ

3. Незамкнутый круговорот веществ

4. Замкнутый круговорот веществ

5. Разветвленные пищевые цепи

6. Среди консументов преобладают хищники

Объяснение: сравним два вида экосистем. В качестве примера естественной экосистемы возьмем смешанный лес (где, как правило, большое разнообразие организмов), а искусственной - картофельное поле. Для смешанного леса характерен разнообразные видовой состав (отсюда и ее постоянство, так как при выпадении из пищевой цепи вида, на его место встает похожий по экологическим характеристикам и круговорот веществ не нарушается), замкнутый круговорот веществ и разветвленные пищевые цепи. Правильный ответ - 1, 4, 5. 

 

Задание №29.

Установите соответствие между типом постэмбрионального развития и видом животного, для которого этот тип развития характерен.

Вид животного                           Тип развития

А. Пустынная саранча               1. С полным превращением

Б. Хлебная жужелица               2. С неполным превращением

В. Обыкновенный богомол

Г. Пчела медоносная

Д. Березовая пяденица

Объяснение: развитие с неполным превращением (как мы знаем из уже разобранных вариантов) у кузнечиков, саранчи, богомолов и т.д. Напомним типы развития насекомых. 

img1

Правильный ответ - 21211.

 

Задание №30. 

Установите соответствие между признаком и типом животного.

Признаки                                                                           Типы животных        

А. Рост и развитие сопровождаются линькой                     1. Кольчатые черви

Б. Членики тела примерно одинаковые,                             2. Членистоногие

не образуют отделов

В. Отделы тела отличаются по строению и размерам

Г. Есть кожно-мускульный мешок

Д. Покровы плотные, состоят из хитина

Объяснение: членистоногие произошли от кольчатых червей и являются более прогрессивной группой животных, значит и имеют более прогрессивные особенности строения, такие, как линька (по мере роста организмы сбрасывают хитиновый покров и продолжают расти), отличные по строению и размерам отделы тела (голова, грудь, брюшко) и плотные покровы, состоящие из хитина. Правильный ответ - 21212. 

 

Задание №31.

Установите соответствие между особенностями строения и функциями головного мозга человека и отделом, для которого они характерны.

Особенности строения и функции                  Отдел головного мозга

А. Содержит дыхательный центр                   1. Продолговатый мозг

Б. Поверхность разделена на доли                2. Передний мозг

В. Воспринимает и обрабатывает

информацию от органов чувств

Г. Содержит (включает) сосудодвигательный центр

Д. Содержит центры защитных реакций

организма - кашля и чихания

Объяснение: продолговатый мозг содержит дыхательный и сосудодвигательный центр, а также центры кашля и дыхания (безусловных рефлексов). Передний мозг разделен на доли и воспринимает и перерабатывает информацию от органов чувств. Правильный ответ - 12211. 

 

Задание №32.

Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции, которым они соответствуют.

Примеры                                                         Доказательства эволюции

А. Онтогенез шимпанзе начинается               1. Эмбриологические

с зиготы                                                        2. Сравнительно-анатомические

Б. Крыло птицы и лапа крота -

гомологичные органы

В. Рудименты тазового пояса

кита и конечностей питона

Г. Наличие жаберных щелей

у зародыша млекопитающего

Д. Стадия бластулы в онтогенезе

позвоночных

Объяснение: варианты, в которых говорится о зиготе или зародыше или различных стадиях эмбриологического развития животного (бластула, гаструла, нейрула) отнесем к эмбриологическим доказательствам эволюции. Те варианты, в которых идет речь о сравнении органов уже во взрослом состоянии отнесем к сравнительно-анатомическим доказательствам. Правильный ответ - 12211.

 

Задание №33.

Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии).

1. Заселение кустарниками

2. Заселение лишайниками голых скал

3. Формирование устойчивого сообщества

4. Прорастание семян травянистых растений

5. Заселение территории мхами

Объяснение: представим, что в смешанном лесу произошел пожар и большая часть леса выгорела. Образование новой экосистемы начнется с зарастания голых скал лишайниками (то есть все начинается с самых элементарных автотрофов (лишайники - только частично автотрофы, но мы имеем ввиду, что лишайники - практически замкнутые системы и им для жизни нужен только солнечный свет, поэтому они и заселяют территорию первыми), затем начинают расти мхи (корней у них нет, в почве они закрепляются ризоидами, а так как в почве все-таки остались минеральные вещества даже после пожара, при условии наличия солнечного света мхи могут расти), затем - травянистые растения (семена приносятся ветром из соседних сообществ), далее кустарники и, наконец, формирование устойчивого сообщества. Правильный ответ - 25413. 

 

Задание №34.

Биосфера - глобальная экосистема, состоящая из большого числа более мелких систем. Каждая из них имеет определенный состав и структуру. Чем представлена структура экосистемы? Ответ обоснуйте.

Объяснение: экосистема - это система живых организмов, обитающих на определенной территории и имеющих трофические связи друг с другом (а еще в естественных экосистемах круговорот веществ замкнутый). Структура экосистемы характеризуется двумя показателями: видовым (количество видов и их численность) и пространственным (размещение организмов в пространстве данной территории). Пространственный показатель, в свою очередь, включает две характеристики - горизонтальную (распространение организмов в горизонтальном направлении - например, мозаичность) и вертикальную (расположение организмов в вертикальном направлении - например, ярусность). 

 

Задание №35.

Определите по рисунку тип и класс изображенного животного. По каким признакам это можно сделать? В чем особенности пищеварения данного животного? Ответ поясните. 

522997701-pauk-na-pautine

Объяснение: на рисунке представлен организм класса Паукообразных типа Членистоногих. Мы это определили так как данный организм имеет четыре пары ходильных ног, головогрудь и брюшко. Пищеварение пауков - внеорганизменное, то есть паук ловит своих жертв в паутину (они прилипают к паутине), затем впрыскивает смесь желудочных ферментов в жертву и оставляет ее на некоторое время. Затем паук всасывает полупереваренное внутреннее содержимое жертвы. 

 

Задание №36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Образовательная ткань покрытосеменных обеспечивает рост растений. 2. При делении клеток камбия стебель растения растет в длину. 3. По ситовидным трубкам осуществляется проведение воды и минеральных веществ. 4. Покровная ткань образована клетками, плотно прилегающими друг к другу. 5. Устьица расположены между клетками проводящей ткани.

Объяснение: предложение 2 - при делении клеток камбия стебель растения растет не в длину, а в толщину. 3 - по ситовидным трубкам осуществляется проведение органических веществ от листьев ко всем органам растений, а вода и минеральные вещества проводятся по ксилеме. 5 - устьица расположены между клетками не проводящей, а покровной ткани. 

 

Задание №37.

Почему почку покрытосеменного растения считают зачаточным побегом? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение: рассмотрим строение вегетативной почки покрытосеменного растения

67341

Почку считают зачаточным побегом, так как она имеет все органы побега (но в зачаточном состоянии) - листья, стебель, почки. И из такой вегетативной почки вырастает настоящий побег. 

 

Задание №38.

Приведите не менее трех примеров изменений в экосистеме смешанного леса, к которым может привести сокращение численности насекомоядных птиц. 

Объяснение: насекомоядные птицы едят насекомых. Если численность насекомоядных птиц сокращается, значит количество насекомых возрастает (так как их мало кто ест) и они начинают истреблять растения, то есть численность растений уменьшается. С другой стороны, насекомоядных птиц едят хищники, в частности, хищные птицы. С уменьшением численности насекомоядных птиц уменьшается и численность хищных птиц.

 

Задание №39.

Хромосомный набор соматической клетки растения равен 20. Определите хромосомный набор и количество молекул ДНК в клетках семязачатка перед началом профазы мейоза 1 и в конце телофазы мейоза 1. Полученные результаты объясните.

Объяснение: соматические клетки имеют диплоидный набор хромосом (то есть двойной), а половые - гаплоидный. В интерфазе (перед делением) происходит удвоение ДНК, это значит, что в профазе мейоза 1 набор остается диплоидным - 2n (20 хромосом), а количество молекул ДНК двойное, то есть 40. В телофазе мейоза 1 уже произошло деление (оно произошло еще в анафазе) и количества и хромосом и ДНК разделилось пополам, то есть хромосомный набор - n (1- хромосом), а количество молекул ДНК - 2с (20 молекул ДНК).

 

Задние №40.

В брак вступили голубоглазый светловолосый мужчина и дигетерозиготная кареглазая темноволосая женщина. Определите генотипы супружеской пары, а также возможные генотипы и фенотипы детей. Установите вероятность рождения ребенка с дигомозиготным генотипом.

Объяснение: А - карие глаза

а - голубые глаза

В - темные волосы

в - светлые волосы

Р: аавв х АаВв

Г:    ав х АВ, ав, Ав, аВ

F1: АаВв - карие глаза, темные волосы

аавв - голубые глаза, светлые волосы

Аавв - карие глаза, светлые волосы

ааВв - голубые глаза, темные волосы

Вероятность рождения ребенка с каждым из генотипов - 25%. (и вероятность рождения ребенка с дигомозиготным генотипом (аавв) - 25%)

Признаки не сцеплены с полом. Здесь проявляется закон независимого наследования.