Вариант 6

Задание №1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

XHopBCOdVPg

Объяснение: размножение организмов бывает бесполым и половым. Половое размножение характерно для более эволюционно развитым организмам, так как обеспечивает генетическое разнообразие. Правильный ответ - половое.

 

Задание №2.

Ниже приведен перечень методов генетики. Все они, кроме двух, относятся к методам генетики человека. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Близнецовый

2. Генеалогический

3. Цитогенетический

4. Гибридологический

5. Индивидуального отбора

Объяснение: гибридологический метод - изучение свойств организмов, путем скрещивания родственных особей - не относится к генетике человека. А индивидуальный отбор - селекционный метод. Правильный ответ - 45.

 

Задание №3.

В соматической клетке волка 78 хромосом. Какой набор хромосом имеют половые клетки этого организма? В ответе запишите только количество хромосом.

Объяснение: соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом (двойной), а половые - гаплоидный (одинарный). Поэтому, разделим 78 на 2, получается - 39.

 

 Задание №4.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики общих свойств митохондрий и хлоропластов. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Формируют лизосомы

2. Являются двумембранными

3. Являются полуавтономными органоидами

4. Участвуют в синтезе АТФ

5. Образуют веретено деления

Объяснение: митохондрии и хлоропласты - двумембранные органеллы эукариотических клеток, они являются полуавтономными органоидами, так как раньше были самостоятельными организмами, они участвуют в синтезе АТФ, так как сами имеют аппарат синтеза АТФ. Правильный ответ - 15.

 

Задание №5.

Установите соответствие между свойством или функцией органических веществ и их видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Свойство или функция

А. Растворимы в воде

Б. Гидрофобны

В. Составляют основу клеточных мембран

Г. Состоят из остатков глицерина и жирных кислот

Д. Образуются в результате расщепления крахмала

Вид веществ

1. Липиды

2. Моносахариды

Объяснение: липиды (жиры) - сложные органические вещества, состоящие из глицерина и жирной кислоты (или нескольких), выполняют функцию запаса энергии в виде подкожной жировой клетчатки. Жировые клетки называют липоциты. Жировая ткань  - один из типов соединительной ткани. Липиды составляют основу клеточных мембран. Моносахариды - простые сахара, растворимы в воде, образуются в результате расщепления крахмала (крахмал расщепляется на глюкозу). Правильный ответ - 21112.

 

Задание №6.

Сколько типов гамет образует особь, гетерозиготная по одному гену?

Объяснение: гетерозиготная особь имеет генотип Аа, образует гаметы А и а. правильный ответ - 2.

 

Задание №7.

Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик комбинативной изменчивости. Найдите две характеристики, "выпадающие" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Возникновение при действии радиации

2. Случайное сочетание негомологичных хромосом в мейозе

3. Случайное сочетание гамет при оплодотворении

4. Рекомбинация генов при кроссинговере

5. Изменение последовательности нуклеотидов в иРНК

Объяснение: комбинативная изменчивость - изменчивость, возникающая при перекомбинации родительских генов. Причинами могут быть нарушения в : кроссинговере в метафазе мейоза, расхождении хромосом в мейозе, слиянии половых клеток. То есть, комбинативная изменчивость не возникает при действии радиации и не связана с изменением последовательности нуклеотидов в иРНК. Правильный ответ - 15.

 

Задание №8.

Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками.

Структуры зародыша

А. Эпидермис кожи

Б. Нервная ткань

В. Печень

Г. Поджелудочная железа

Д. Эмаль зубов

Зародышевые листки

1. Эктодерма

2. Энтодерма

Объяснение: из наружного зародышевого листка - эктодермы - образуется эпителиальная (эпидермис кожи, эмаль зубов) и нервная ткань, а из внутреннего - энтодермы - железы (печень и поджелудочная железа). Правильный ответ - 11221.

 

Задание №9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки характерны для растений семейства Злаковые (Мятликовые)?

 Ux5AA2EASSo

1. Плод семянка

2. Стебель соломина

3. Вставочный рост

4. Сложные листья

5. Сетчатое жилкование листьев

6. Соцветие сложный колос

Объяснение: исходя из рисунка и знаний ботаники. можно сказать, что к признакам Мятликовых относятся: стебель соломина, вставочный рост (а не только верхушечный) и соцветие - сложный колос. Правильный ответ - 236.

 

Задание №10. 

Установите соответствие между признаком животных и классами Насекомые и Ракообразные.

Признак                                            Класс

А. Органы дыхания - трахеи             1. Насекомые

Б. Три пары конечностей                  2. Ракообразные

В. Пять пар ходильных ног

Г. Органы дыхания - жабры

Д. Твердый хитиновый панцирь

Е. Выделительная система - мальпигиевы сосуды

Объяснение: рассмотрим представителей классов.

90159531artleo.com-18639

Признаки насекомых -органы дыхания-трахеи, три пары конечностей, выделительная системы - мальпигиевы сосуды. Признаки ракообразных - пять пар ходильных ног, органы дыхания - жабры, твердый хитиновый панцирь. Правильный ответ - 112221.

 

Задание №11.

Установите, в какой последовательности расположены систематические группы животных, начиная с наибольшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Грызуны

2. Белка

3. Беличьи

4. Обыкновенная белка

5. Хордовые

6. Млекопитающие

Объяснение: начинаем с наибольшего таксона.

Тип - Хордовые

Класс - Млекопитающие

Отряд - Грызуны

Семейство - Беличьи

Род - Белка

Вид - Обыкновенная белка

Правильный ответ - 561324.

 

Задание №12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

При повышенной теплоотдаче в организме человека

1. Усиливается секреторная функция печени

2. Ускоряется процесс биосинтеза белка

3. изменяется количество тромбоцитов в плазме

4. Усиливается приток крови к коже

5. Усиливается испарение воды через потовые железы

6. Увеличивается просвет капилляров кожи

Объяснение: при повышенной теплоотдаче (при беге, например) усиливается приток крови к коже - мы краснеем, усиливается испарение воды через потовые железы - мы потеем, увеличивается просвет капилляров кожи - расширяются сосуды от ускорения обмена веществ. Правильный ответ - 456.

 

Задание №13.

Установите соответствие между костью и отделом черепа, к которому она принадлежит: к каждой позиции, данной в первом столбце. подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Кость

А. Височная

Б. Скуловая

В. Теменная

Г. Лобная

Д. Носовая

Отдел черепа

1. Лицевой

2. Мозговой

Объяснение: рассмотрим строение скелета головы.

image001

То есть к лицевому отделу отнесем скуловую и носовую кости, а к мозговому отделу - височную, теменную и лобную. Правильный ответ - 21221.

 

Задание №14.

Установите движения артериальной крови у человека, начиная с момента ее насыщения кислородом в капиллярах малого круга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Левый желудочек

2. Левое предсердие

3. Вены малого круга

4. Капилляры малого круга

5. Артерии большого круга

Объяснение: итак, кровь находится в капиллярах малого круга и насыщается кислородом, затем по венам малого круга артериальная кровь двигается к сердцу в левое предсердие, через клапан попадает в левое предсердие, откуда начинается большой круг кровообращения (то есть попадает в артерии большого круга). Правильный ответ - 43215.

 

Задание №15.

Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

1. Функционирование самозатачивающихся резцов у грызунов

2. Листовидная форма тела у печеночного сосальщика

3. Развитие стрекательных клеток у гидры

4. Возникновение членистых конечностей у насекомых

5. Появление внутреннего оплодотворения у пресмыкающихся

6. Возникновение узловой нервной системы у кольчатых червей

Объяснение: ароморфоз - это такое изменение строения организма, которое ставит его на более высокую эволюционную ступень. Примеры ароморфозов: появление теплокровности, второго круга кровообращения и т.д. Из перечисленного списка это: возникновение членистых конечностей насекомых (членистоногие произошли от кольчатых червей), появление внутреннего оплодотворения у пресмыкающихся (это позволило им быть независимыми от воды, так как можно теперь размножаться на суше), возникновение узловой нервной системы у кольчатых червей. Правильный ответ - 456.

 

Задание №16.

Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.

Признак большого прудовика                          Критерий вида

А. Органы чувств - одна пара щупалец           1. Морфологический

Б. Коричневый цвет раковины                        2. Экологический

В. Населяет пресные водоемы

Г. Питается мягкими тканями растений

Д. Раковина спирально закрученная

Объяснение: морфологический критерий описывает строение вида, то есть: органы чувств - одна пара щупалец, коричневый цвет раковины, спирально закрученная раковина. Экологический критерий описывает образ жизни вида: населяет пресные водоемы, питается мягкими тканями растений. Правильный ответ - 11221. 

 

Задание №17.

Почему картофельное поле считают неустойчивой экосистемой?

1. Преобладает культура картофеля

2. Замкнутый круговорот веществ

3. В круговороте веществ не участвует солнечная энергия

4. Короткие цепи питания

5. Большая численность видов, кроме картофеля

6. Из круговорота веществ изымается с урожаем большая биомасса

Объяснение: картофельное поле - искусственная экосистема, она неустойчива, так как в ней короткие пищевые цепи, небольшое количество видов (преобладют монокультуры) и незамкнутый круговорот веществ и при соре урожая выкапывается вся биомасса монокультуры. Правильный ответ - 146.

 

Задание №18.

Установите соответствие между организмом и его принадлежностью к определенной функциональной группе.

Организм

А. Клевер красный

Б. Хламидомонада

В. Бактерия гниения

Г. Береза

Д. Ламинария

Е. Почвенная бактерия

Функциональная группа

1. Продуценты

2. Редуценты

Объяснение: продуценты - автотрофы (зеленые растения или бактерии) (фототрофы или хемотрофы), создающие органические вещества из неорганических. Образуют первый трофический уровень пищевой цепи. К ним отнесем: клевер красный, хламидомонаду, березу и ламинарию. Редуценты - гетеротрофы, потребляющие полуразложившиеся органические вещества (грибы или бактерии). Составляют последний трофический уровень пищевой цепи. К ним относятся: бактерии гниения и почвенные бактерии. Правильный ответ - 112112.

 

Задание №19.

Определите последовательность процессов, обеспечивающих биосинтез белка. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Образование пептидных связей между аминокислотами

2. Присоединение антикодона тРНК к комплементарному кодону иРНК

3. Синтез молекул иРНК на ДНК

4. Перемещение иРНК в цитоплазме и ее расположение на рибосоме

5. Доставка с помощью тРНК аминокислот к рибосоме

Объяснение: биосинтез белка начинается с синтеза молекул иРНК на матрице ДНК, затем иРНК выходит из ядра в цитоплазму и присоединяется к рибосоме, потом тРНК начинают доставлять нужные аминокислоты к рибосоме, затем антикодон иРНК присоединяется к комплементарному кодону иРНК и завершается все образованием пептидных связей между аминокислотами и сворачиванием белка. Правильный ответ - 34521.

 

Задание №20.

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Объект Расположение в клетке Функция
А Цитоплазма Хранение и передача наследственной информации
Митохондрия Б Биологическое окисление
Рибосома Цитоплазма, митохондрии, хлоропласты В

Список терминов и понятий

1. Ядро

2. Рибосома

3. Биосинтез белка

4. Цитоплазма

5. Окислительное фосфорилирование

6. Лизосома

Объяснение: за хранение и передачу генетической информации в эукариотических клетках отвечает ядро. Митохондрии расположены в цитоплазме. Функция рибосом - биосинтез белка. Правильный ответ - 143.

 

Задание №21.

Изучите график стабилизирующего отбора. Выберите утверждения, которые соответствуют характеристике стабилизирующего естественного отбора. В ответе запишите номера выбранных утверждений.

  2ZOdL59fzhc

1. Отбор особей со средним значением признака в популяции

2. Сохранение неизменности признака за счет неменяющихся условий обитания

3. Отбор в пользу гетерозигот

4. Отбор особей с полезными признаками в новых изменившихся условиях среды

5. Отбор приводит к полиморфизму в популяциях

Запишите в ответе номера выбранных характеристик.

Объяснение: стабилизирующая форма естественного отбора - такая форма, при которой сохраняются особи со средним значением (проявлением) признака в постоянных (или исходных) условиях среды. То есть, нам подходят две первые характеристики. Правильный ответ - 12.

 

Задание №22.

Обоснуйте планетарное значение фотосинтеза, впервые возникшего у древнейших прокариот - цианобактерий.

Объяснение: первые настоящие живые организмы, появившиеся на планете - цианобактерии и так сложилось, что они имеют оксигенный фотосинтез, то есть в ходе фотосинтеза выделяется кислород в качестве побочного продукта. С цианобактерий началась эволюция фотосинтезирующих организмов, то есть возникли водоросли, затем высшие растения. Такая большая биомасса растений нафотосинтезировала для планеты определенное количество кислорода. Поэтому и мы и большинство живых организмов дышит кислородом. 

 

Задание №23.

Назовите кости, обозначенные на рисунке цифрами 2 и 3. Укажите, к каким отделам скелета их относят. Какого типа эти кости?

VIII-031_clip_image001

Объяснение: на рисунке представлен скелет свободной верхней конечности и лопатка, которая входит в пояс верхних конечностей. 2 - плечевая кость, 3 - лопатка. Плечевая кость относится к трубчатым костям, а лопатка - к плоским.

 

Задание №24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. К органическим веществам клетки относят белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты. 2. Белки - полимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. 3. Изменение структуры и потеря белком его природных свойств - редупликация. 4. Глюкозу, сахарозу, рибозу относят к моносахаридам. 5. Фосфолипиды образуют в мембране билипидный слой.

Объяснение: 2 - мономерами белков являются не нуклеотиды, а аминокислоты. 3 - такой процесс называется не редупликацией, а денатурацией белка. 4 - глюкозу и рибозу относят к моносахаридам, а сахарозу - к дисахаридам (состоит из глюкозы и фруктозы). 

 

Задание №25.

В чем состоит сходство грибов и животных?

Объяснение: 1. И грибы и животные гетеротрофы (потребляют готовые органические вещества).

2. В клеточной стенке грибов и наружном скелете членистоногих содержится хитин.

3. И грибы и животные являются эукариотами, то есть имеют мембранные органеллы, в том числе оформленное ядро.

4. Не имеют хлоропластов и, вообще, пластид.

 

Задание №26.

С одного куста смородины взяли несколько черенков, укоренили их и вырастили взрослые растения. Однако оказалось, что дочерние растения имели не только черты сходства друг с другом и с материнским растением, но и черты отличия: по числу и мощности побегов, размерам и числу листьев. Объясните это явление. Какой способ размножения был использован в данном случае?

Объяснение: было использовано вегетативное размножение, а именно размножение частями растения (в данном случае, черенками). Так как при вегетативном размножении генотипы дочерних растений и материнского идентичны, то изменения не могут быть связаны с генотипом. Получается, что это были модификации, то есть последствия модификационной изменчивости. Вполне может быть, что растения больше освещались, больше поливались и минеральное питание было богаче. Вследствие чего они и выросли больше. (модификационная изменчивость работает только в пределах нормы реакции).

 

Задание №27.

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев ячменя? Объясните результат в каждом случае. 

Объяснение: листья растений состоят из соматических клеток, в которых набор хромосом - диплоидный. Зародыш развивается из зиготы, зигота получена слиянием гаплоидных половых клеток, значит зародыш диплоидный (n + n = 2n). Эндосперм семени триплоидный, так как он образован при слиянии двухядерного семязачатки и гаплоидного спермия (2n + n = 3n).

 

Задание №28.

При скрещивании мухи дрозофилы, имеющей серое тело (А) и нормальные крылья (В), с мухой, имеющей черное тело и закрученные крылья, получено 58 мух с серым телом и нормальными крыльями, 52 - с черным телом и закрученными крыльями, 15 - с серым телом и закрученными крыльями, 14 - с черным телом и нормальными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, потомства. Объясните формирование четырех фенотипических классов. Какой закон действует в данном случае?

Объяснение: А - серое тело

а - черное тело

В - нормальные крылья

в - закрученные крылья

Скрещивание: Р: АаВв х аавв

         Г: АВ, ав, Ав, аВ х ав

F1: АаВв - серое тело, нормальные крылья - 58

аавв - черное тело, закрученные крылья - 52

Аавв - серое тело, закрученные крылья - 15

ааВв - черное тело, нормальные крылья - 14

Гены А и В и а и в сцеплены, поэтому они они образуют группы 58 и 52 особи, а в случае остальных двух групп произошел кроссинговер и эти гены перестали быть сцеплены, поэтому и образовали 14 и 15 особей.