Вариант 7

Задание №1.

Один из признаков отличия живого от неживого - это способность к 

1. Изменению размера

2. Самовоспроизведения

3. Разрушению

4. Росту

Объяснение: изменение размера, рост и разрушение характерно не только живым организмам, но и неживым, а вот способность к самовоспроизведению есть только у живых организмов (размножение половое или бесполое, деление). Правильный ответ - 2.

 

Задание №2.

К прокариотным относят клетки

1. Животных

2. Цианобактерий

3. Грибов

4. Растений

Объяснение: к прокариотам относят все бактерии (и цианобактерии, они же - синезеленые водоросли, тоже), а к эукариотам - все остальные организмы. Правильный ответ - 2.

 

Задание №3.

Функция углеводов в клетке

1. Каталитическая

2. Энергетическая

3. Хранение наследственной информации

4. Участие в биосинтезе белка

Объяснение: главный углевод организма человека - глюкоза, именно она окисляется кислородом во время клеточного дыхания, в ходе чего выделяется 38 молекул АТФ, то есть функция углеводов - энергетическая. Каталитическую функция выполняют ферменты (белки), нуклеиновые кислоты хранят наследственную информацию, в биосинтезе белка участвуют нуклеиновые кислоты и белки. Правильный ответ - 2.

 

Задание №4.

В процессе деления клетки наиболее существенные преобразования претерпевают

1. Рибосомы

2. Хромосомы

3. Митохондрии

4. Лизосомы

Объяснение: рибосомы, митохондрии, лизосомы не претерпевают изменений при делении, так как просто расходятся в дочерние клетки, а хромосомы, в зависимости от типа деления, расходятся и (или) удваиваются. Правильный ответ - 2.

 

Задание №5.

Прокариоты - это организмы,

1. Клетки которых не имеют оформленного ядра

2. Содержащие в клетках одно или несколько ядер

3. Состоящие из одинаковых клеток и не имеющие тканей

4. Не имеющие клеточного строения

Объяснение: главное отличие прокариот от эукариот - отсутствие ядерной мембраны и вообще мембранных органелл (кроме самой плазматической мембраны). Правильный ответ - 1.

 

Задание №6.

В результате какого процесса в клетках восстанавливается диплоидный набор хромосом?

1. Митоза

2. Эмбриогенеза

3. Мейоза

4. Оплодотворения

Объяснение: все соматические (неполовые) клетки содержат диплоидный (двойной) набор хромосом. При образовании половых клеток диплоидный набор становится гаплоидным, а при их слиянии (сперматозоида и яйцеклетки) двойной набор восстанавливается. Правильный ответ - 4.

 

Задание №7.

"Преобладающий признак одного из родителей" у гибридов Г. Мендель назвал

1. Рецессивный

2. Доминантный

3. Гомозиготный

4. Гетерозиготный

Объяснение: такой признак Г. Мендель назвал доминантным. Обозначается большой буквой. Правильный ответ - 2.

 

Задание №8.

При скрещивании гомозиготных растений гороха с желтыми круглыми семенами (А-желтые, В-круглые) с растениями, имеющими зеленые морщинистые семена, во втором поколении получено соотношение фенотипов: 9:3:3:1 ил (3+1)², что свидетельствует о проявлении закона:

1. Доминирования

2. Сцепленного наследования

3. Независимого наследования признаков

4. Промежуточного наследования

Объяснение: здесь имеем закон независимого наследования признаков при дигибридном скрещивании (так как два признака). Сцепленное наследование не наблюдается - об этом в условии ничего не сказано, да и гены наследуются независимо. Промежуточного наследования нет, так как нет промежуточной формы между, например, зеленой и желтой окраской. Правильный ответ - 3.

 

Задание №9

Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,

1. Имеет обратимый характер

2. Передается по наследству

3. Имеет массовый характер

4. Не связана с изменениями хромосом

Объяснение: мутационная изменчивость связана с изменением генотипа, соответственно, передается по наследству, а модификационная - изменение фенотипа в пределах нормы реакции в зависимости от условий среды и не наследуется. Правильный ответ - 2.

 

Задание №10.

Что представляет собой микориза?

1. Грибокорень

2. Корневую систему растения

3. Грибницу, распространившуюся в почве

4. Нити гриба, образующие плодовое тело

Объяснение: микориза -это симбиоз гиф гриба и корней дерева. Именно поэтому грибы растут "под деревьями" (подберезовик, подосиновик).

podosinovik-joltobyriy-3

Правильный ответ - 1. 

 

Задание №11.

Растения, в отличие от организмов других царств,

1. Имеют клеточное строение

2. Содержат в клетках хлоропласты

3. Имеют различные органы и ткани

4. Размножаются с помощью спор

Объяснение: здесь ответим, что только растения содержат в клетках хлоропласты, хотя это и не совсем так, так как некоторые простейшие тоже их содержат, но такие организмы одни ученые относят к растениям, а другие - к животным. С помощью спор размножаются не только растения, а также все организмы имеют клеточное строение и многие имеют различные органы и ткани. Правильный ответ - 2.

 

Задание №12.

Высшие растения отличаются от низших

1. Расчленением тела на органы

2. Наличием таллома

3. Вегетативным размножением

4. Размножением спорами

Объяснение: к высшим растениям относят голосеменных, покрытосеменных, а также мхи, папоротники, хвощи, плауны, к низшим - водоросли. Отличительная особенность водорослей в том, что их клетки не дифференцированы на ткани, то есть их тело составляет таллом (слоевище), а тело высших растений подразделяется на органы (и, соответственно, на ткани). Правильный ответ - 1.

 

Задание №13.

Чешуйки на крыльях, сосущий ротовой аппарат, личинку-гусеницу имеют

1. Бабочки

2. Двукрылые

3. Перепончатокрылые

4. Жуки

Объяснение: такое описание соответствует бабочкам. 

M3Ejh6qg4CIБабочка

Правильный ответ - 1.

 

Задание №14.

Сердце у птиц - 

1. Четырехкамерное

2. Двухкамерное

3. Трехкамерное, с перегородкой в желудке

4. Трехкамерное, без перегородки в желудке

Объяснение: птицы - достаточно высоко организованные животные с интенсивным обменом веществ и теплокровностью, поэтому их сердце состоит из четырех камер: двух предсердий и двух желудочков. Правильный ответ - 1.

 

Задание №15.

Избыток воды, минеральных солей, жидкие конечные продукты обмена удаляются из организма через органы

1. Пищеварения

2. Выделения

3. Дыхания

4. Кровообращения

Объяснение: за выведение веществ из организма (как жидких, так и твердых) отвечает выделительная система. Правильный ответ - 2.

 

Задание №16.

Трение при движении костей в суставе снижается за счет

1. Суставной сумки

2. Отрицательного давления внутри сустава

3. Суставной жидкости

4. Суставных связок

Объяснение: трение можно снизить только добавлением жидкости, поэтому и трению костей друг о друга препятствует суставная жидкость. Правильный ответ - 3.

 

Задание №17. 

В свертывании крови участвуют

1. Эритроциты

2. Лимфоциты

3. Лейкоциты

4. Тромбоциты

Объяснение: эритроциты переносят кислород (при помощи гемоглобина), лимфоциты и лейкоциты отвечают за иммунитет, тромбоциты (красные кровяные пластинки) участвуют в свертывании крови. Правильный ответ - 4.

 

Задание №18.

При умственной работе в клетках мозга человека усиливается

1. Образование гликогена

2. Накопление инсулина

3. Энергетический обмен

4. Пластический обмен

Объяснение: при интенсивной умственной работе в клетках мозга усиливается энергетический обмен, то есть распад веществ происходит интенсивнее, так как нужно много энергии для налаживания новых связей между нейронами (синапсов). Правильный ответ - 3.

 

Задание №19.

Овощи следует чистить перед самой варкой и варить в кастрюле, закрытой крышкой, так как при их соприкосновении с кислородом воздуха быстро разрушается витамин

1. А

2. В6

3. С

4. D

Объяснение: витамин С очень легко окисляется кислородом воздухом, а так же при высоких температурах. Правильный ответ - 3.

 

Задание №20. 

На образование новых видов в природе не влияет

1. Мутационная изменчивость

2. Борьба за существование

3. Естественный отбор

4. Модификационная изменчивость

Объяснение: борьба за существование и естественный отбор - движущие силы эволюции и, конечно, при помощи них осуществляется образование новых видов, а мутационная изменчивость осуществляет это образование. Модификационная изменчивость не влияет на генотип и не наследуется, значит и в образовании новых видов не участвует. Правильный ответ - 4.

 

Задание №21.

Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор - это

1. Свойства живой природы

2. Результаты эволюции

3. Движущие силы эволюции

4. Основные направления эволюции

Объяснение: как было сказано в предыдущем задании, борьба за существование и естественный отбор - движущие силы эволюции. Так же движущей силой является еще и наследственная изменчивость. Правильный ответ - 3.

 

Задание №22.

О чем можно узнать, изучая находки отпечатков и окаменелостей растений в древних пластах Земли?

1. О сезонных изменениях в жизни растений

2. Об историческом развитии растений

3. Об индивидуальном развитии растений

4. Как осуществлялся фотосинтез у древних растений

Объяснение: отпечатки и окаменелости являются палеонтологическими доказательствами исторического развития растений (например каменный уголь образовался из остатков папоротникообразных, это значит, что папоротники - очень древние организмы). Правильный ответ - 2.

 

Задание №23.

Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции

1. Социальным

2. Биологическим

3. Антропогенным

4. Биотическим

Объяснение: данные признаки характерны только человеку. мы используем их для связи с другими людьми, то есть это социальные факторы. Правильный ответ - 1.

 

Задание №24.

У большинства видов растений и животных отсутствуют приспособления к антропогенным факторам вследствие того, что их воздействие

1. Проявляется постоянство

2. Имеет случайный характер

3. Зависит от климатических условий

4. Имеет ритмичный характер

Объяснение: большинство растений и животных сталкиваются с людьми очень редко и такие встречи имеют случайный характер. Приспособления к антропогенным факторам есть только у домашних животных, так как они были выведены специально для жизни рядом с человеком. Правильный ответ - 2.

 

Задание №25.

Водоросли - важный компонент водной экосистемы, так как они

1. Поглощают частицы ила

2. Выполняют роль редуцентов

3. Поглощают минеральные вещества всей поверхностью тела

4. Обогащают воду кислородом и создают органические вещества

Объяснение: водоросли - низшие растения, то есть автотрофы. Значит, они создают органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза, в ходе чего выделяется кислород в качестве побочного продукта. Правильный ответ - 4.

 

Задание №26.

Отсутствие какого газа в первичной атмосфере Земли ограничивало развитие жизни?

1. Водорода

2. Кислорода

3. Азота

4. Метана

Объяснение: до широкого распространения зеленых растений в первичной атмосфере Земли не было большого количества кислорода, что сильно ограничивало развитие аэробных (дышащих кислородом) организмов. Правильный ответ - 2.

 

Задание №27.

Способность плазматической мембраны окружать твердую частицу пищи и перемещать ее внутрь клетки лежит в основе процесса

1. Диффузии

2. Осмоса

3. Фагоцитоза

4. Пиноцитоза

Объяснение: поглощение твердых частиц при помощи окружения ее плазматической мембраной называется фагоцитозом. Правильный ответ - 3.

 

Задание №28.

В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного?

1. 10

2. 20

3. 30

4. 40

Объяснение: клетки слизистой оболочки кишечника являются соматическими. Соматические клетки имеют диплоидный набор хромосом. Половые клетки имею гаплоидный (одинарный) набор хромосом, но при слиянии половых клеток (при образовании зиготы) диплоидный набор хромосом восстанавливается. Значит в зиготе будет содержаться тоже 20 хромосом. Правильный ответ - 2.

 

Задание №29. 

Признак модификационной изменчивости - 

1. Неадекватна изменениям условий среды

2. Имеет индивидуальный характер

3. Связана с изменением генотипа

4. Ограничена нормой реакции

Объяснение: модификационная изменчивость не затрагивает генотип и обусловливает изменения фенотипа в пределах нормы реакции в зависимости от изменений окружающей среды. Правильный ответ - 4.

 

Задание №30.

Для получения биомассы женьшеня из одной многократно делящейся клетки используют метод

1. Культивирования клеток и тканей

2. Гибридизации соматических клеток

3. Центрифугирования

4. Экспериментального мутагенеза

Объяснение: для получения биомассы не только женьшеня, но и бактерий и животных и др. используют метод культивирования клеток и тканей, то есть выращивания. Правильный ответ - 1.

 

Задание №31. 

Вирусы выделяют в особую группу, так как они

1. Не имеют клеточного строения

2. Не содержат нуклеиновых кислот

3. Являются возбудителями различных заболеваний

4. Внутриклеточные паразиты

Объяснение: вирусы не проявляют признаков жизни вне живой клетки, а проникая в клетку живого организма начинают активно копировать свою нуклеиновую кислоту и синтезировать собственные белки. Вирусы состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белков и не имеют клеточного строения.

i_053

Правильный ответ - 4.

 

Задание №32.

Пассивный искусственный иммунитет возникает у человека, если ему в кровь вводят

1. Ослабленных возбудителей болезни

2. Готовые антитела

3. Фагоциты и лимфоциты

4. Вещества, вырабатываемые возбудителями

Объяснение: пассивный искусственный иммунитет возникает после введения в организм человека готовых антител (сыворотки). Правильный ответ - 2.

 

Задание №33.

Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека

1. Слуховой трубой

2. Ушной раковиной

3. Перепонкой овального окна

4. Слуховыми косточками

Объяснение: такое давление обеспечивается слуховой трубой, чтобы это понять, рассмотрим строение уха.

image002

Правильный ответ - 1.

 

Задание №34.

Сохранение фенотипа особей в популяции в длительном ряду поколений является следствием

1. Дрейфа генов

2. Движущей формы отбора

3. Стабилизирующей формы отбора

4. Мутационного процесса

Объяснение: сохранению фенотипа в постоянных условиях среды способствует стабилизирующий отбор. Остальные варианты ответа способствуют различным изменениям в генотипе, влекущим за собой изменения в фенотипе. Правильный ответ - 3.

 

Задание №35.

Появление у организмов многочисленных отрицательных мутаций вызывает

1. Парниковый эффект

2. Таяние льдов

3. Вырубка лесов

4. Расширение озоновых дыр

Объяснение: появление различных мутаций в короткий промежуток времени может вызвать только очень сильный раздражитель, например, ультрафиолетовые лучи в большом количестве. То есть практически повышение радиационного фона. Правильный ответ - 4.

 

Задание №36.

Верны ли следующие суждения о модификационной изменчивости?

А. Модификационная изменчивость возникает у организмов под влиянием условий среды и способствует формированию разнообразных фенотипов.

Б. Модификационная изменчивость - результат реакции организма на меняющиеся условия среды, приводящие к изменению генотипа. 

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: мутационная изменчивость действительно возникает под действием условий среды и затрагивает фенотип, но не генотип, поэтому верно только А. Правильный ответ - 1.

 

Задание №37.

Мутацию относят к хромосомным, если

1. Число хромосом увеличилось на 1-2

2. Один нуклеотид в ДНК заменяется на другой

3. Участок одной хромосомы перенесен на другую

4. Произошло выпадение участка хромосомы

5. Участок хромосомы перевернут на 180 градусов

6. Произошло кратное увеличение числа хромосом

Объяснение: хромосомные мутации - это такие мутации, которые приводят к нарушению групп сцепления, а группа сцепления, как мы знаем, это, как правило, целая хромосома. То есть такими мутациями могут быть: потеря части хромосомы, удвоение участка, изменение положения хромосомы и др. Значит, из приведенных вариантов ответа выбираем: перенос участка одной хромосомы на другую, выпадение участка хромосомы, поворот участка хромосомы на 180 градусов. Правильный ответ - 3, 4, 5.

 

Задание №38.

При дальнозоркости

1. Плохо различимы детали близко расположенных предметов

2. Плохо удаленные предметы

3. Изображение предмета фокусируется позади сетчатки

4. Изображение предмета фокусируется перед сетчаткой

5. Необходимо носить двояковогнутые линзы

6. Необходимо носить двояковыпуклые линзы

Объяснение: дальнозоркость - дефект зрения при котором человек вдали видит хорошо, а вблизи плохо. При этом изображение фокусируется за сетчаткой и линзы нужно носить двояковыпуклые линзы. Поэтому, выбираем - 1, 3, 6.

 

Задание №39.

К окислительно-восстановительным функциям живого вещества в биосфере относят

1. Газообмен между организмами и внешней средой

2. Образование углеводов при фотосинтезе

3. Выделение продуктов обмена

4. Хемосинтез

5. Транспирацию

6. Расщепление органических веществ при дыхании

Объяснение: окислительно-восстановительные реакции - такие реакции, которые связаны с изменением степеней окисления. Газообмен (имеется ввиду не клеточное дыхание, а, например, легочное), выделение продуктов обмена и транспирация происходит без изменения степеней окисления, поэтому, выбираем образование углеводов, хемосинтез (в этих процессах происходит сборка сложных органических веществ из простых) и расщепление органических веществ при дыхании - здесь речь идет о клеточном дыхании. Правильный ответ - 2, 4, 6.

 

Задание №40. 

Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен.

Признак                                                           Класс животных

А. Образование цевки                                     1. Птицы

Б. Развитие на теле волосяного покрова         2. Млекопитающие

В. Наличие в коже потовых желез

Г. Развитие у большинства плаценты

Д. Наличие копчиковой железы

Е. Формирование воздушных мешков

Объяснение: млекопитающие - более высоко организованные животные, поэтому им свойственны более прогрессивные признаки, но птицам свойственны приспособления к полету. Поэтому, признаки млекопитающих: волосяной покров, наличие потовых желез и развитие плаценты, а признаки птиц - цевка, копчиковая железа и формирование воздушных мешков. Правильный ответ - 122211. 

 

Задание №41.

Установите соответствие между характеристикой и системой органов, к которой ее относят.

Характеристика                                                 Система органов

А. Состоит из малого и большого кругов           1. Кровеносная

Б. По ходу сосудов имеются                              2. Лимфатическая

многочисленные узлы

В. Образована венами,

артериями и капиллярами

Г. Движение жидкости обеспечивается

сокращением сердечной мышцы

Д. Протоки впадают в вены

большого круга кровообращения

Объяснение: кровеносная система состоит из двух кругов кровообращения, кровеносных сосудов: вен, капилляров, главный орган кровеносной системы - сердце. Все остальное относится к лимфатической системе. Правильный ответ - 12112.

 

Задание №42.

Установите соответствие между характеристикой и видом изменчивости, к которому ее относят.

Характеристика                                        Вид изменчивости

А. Служит исходным материалом            1. Мутационная

для естественного отбора                       2. Модификационная

Б. Затрагивает генотип и

передается по наследству

В. Обусловлена нормой реакции

Г. Носит групповой характер

Д. Возникает случайным образом

Е. Имеет обратимый характер

Объяснение: модификационная изменчивость - изменчивость конкретного организма (или группы организмов) в зависимости от условий окружающей среды в пределах нормы реакции. Такая изменчивость затрагивает фенотип организма, но не затрагивает генотип, значит такие модификации не наследуются. Все остальное относится к мутационной, а мутация - случайное изменение в геноме организма, которое может передаваться по наследству. Правильный ответ - 112212. 

 

Задание №43.

Установите соответствие между признаком организмов и направлением макроэволюции, в результате которого он сформировался.

Признак организмов                                           Направление макроэволюции

А. Обтекаемая форма тела                                 1. Конвергенция

дельфина и акулы                                            2. Дивергенция

Б. Наличие длинного липкого

языка у муравьеда и дятла

В. Конечности тигра и лошади

Г. Крылья бабочки и шмеля

Д. Строение зубов волка и зайца

Объяснение: конвергенция - направление эволюции, при котором у неродственных групп (видов) проявляется сходство. Дивергенция - направление эволюции, сопровождающееся изменением признаков у изначально сходных групп организмов в результате различных факторов. Примеры конвергенции: АБ, примеры дивергенции: ВГД. Правильный ответ - 11222.

 

Задание №44.

Установите в какой последовательности в процессе эволюции появились основные группы растений на Земле.

1. Псилофиты

2. Многоклеточные водоросли

3. Покрытосеменные

4. Одноклеточные водоросли

5. Папоротникообразные

6. Голосеменные

Объяснение: мы знаем, что самая прогрессивная группа растений - покрытосеменные, а самая простая - одноклеточные водоросли. Из одноклеточных водорослей возникли многоклеточные водоросли - из них - псилофиты (древняя группа растений), затем папоротникообразные, потом голосеменные и, наконец, покрытосеменные. Правильный ответ - 421563.

 

Задание №45.

Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.

Объяснение: для фиксации света красные водоросли, в основном, используют фикобилины - пигменты, поглощающие лучи красного и синего света. Эту часть спектра вода не поглощает. 

 

Задание №46.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Кишечнополостные - это трехслойные многоклеточные животные. 2. Они имеют гастральную или кишечную полость. 3. Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4. Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5. Все кишечнополостные - свободноплавающие организмы.

Объяснение: предложение 1 - кишечнополостные - не трехслойные, а двухслойные животные. Предложение 2 - стрекательные клетки находятся на поверхности тела кишечнополостных, то есть в эктодерме. Предложение 3 - не все кишечнополостные являются свободноплавающими организмами, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (например, коралловые полипы).

 

Задание №47.

Каким образом происходит газообмен в легких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?

Объяснение: организм вдыхает воздух, воздух по трахее, затем по бронхам попадает в легкие, там кислород попадает в легочные пузырьки - альвеолы (к каждой альвеоле подходит кровеносный сосуд) и в кровь. Гемоглобин, соединяясь с кислородом, превращается в обратимую форму - оксигемоглобин, и по кровотоку бежит в клетку организма и восстанавливается в гемоглобин, а кислород проникает в клетку (при помощи диффузии), где в митохондриях идет процесс клеточного дыхания, в ходе этого процесса глюкоза окисляется до углекислого газа и воды, в ходе чего выделяется 38 молекул АТФ. Углекислый газ из клетки попадает в кровоток и по нему проникает в альвеолы, а оттуда в легкие и мы его выдыхаем. 

 

Задание №48.

В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.

Объяснение: существуют три функциональные группы организмов, участвующих в круговороте веществ: продуценты, консументы, редуценты. Рассмотрим роль каждой из них. Продуценты (фототрофы или автотрофы - растения, бактерии) производят органические вещества из минеральных, то есть поглощают неорганические вещества (некоторые из них - простые, такие, как азот, кислород, углерод, фосфор и многие другие) и включают их в сложные органические вещества. Консументы (гетеротрофы - грибы, животные, бактерии) потребляют эти сложные органические вещества и расщепляют их до более простых органических, а редуценты (гетеротрофы - грибы, бактерии) потребляют остатки органических веществ и разлагают их до минеральных. Таким образом происходит круговорот элементов, воды, углекислого газа и др. веществ в биосфере. 

 

Задание №49.

Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами. 

Объяснение: такая вставка приведет к нарушениям в молекуле белка, так как изменится последовательность нуклеотидов, соответственно изменится набор триплетов, следовательно, изменится последовательность соответствующих аминокислот (и вообще изменятся аминокислоты, так как разным триплетам соответствуют разные аминокислоты). Значит, в конце концов, получится совсем другой белок. Это может повлечь появление нового признак у данного организма. 

 

Задание №50.

У гороха посевного желтая окраска семян доминирует над зеленой, выпуклая форма плодов - над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с желтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим желтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с желтыми семенами и выпуклыми плодами. 58 - с желтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 - с зелеными семенами и выпуклыми плодами и 20 - с зелеными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп. 

Объяснение: 

А - желтая окраска

а - зеленая окраска

В - выпуклая форма

в - плоды с перетяжкой

Внимательно прочитав условие задачи, можно понять, что одно родительское растение является дигетерозиготным, а второй - гомозиготно по форме плода, а гетерозиготно по цвету семени. 

Напишем схему решения задачи:

P:               АаВв х Аавв

G: АВ, ав, Ав, аВ х Ав, ав

F1: получается расщепление 3:1 и следующие потомки первого поколения:

63 - А_Вв - желтые семена, выпуклые плоды

58 - А_вв - желтые семена, плоды с перетяжкой

18 - ааВв - зеленые семена, выпуклая форма плода

20 - аавв - зеленые семена, плоды с перетяжкой 

Здесь наблюдаем закон независимого наследования, так как каждый признак наследуется независимо.