Вариант 7

Задание №1.

Какая наука изучает начальные стадии онтогенеза позвоночных животных?

1. Анатомия

2. Морфология

3. Генетика

4. Эмбриология

Объяснение: начальные стадии онтогенеза позвоночных животных, то есть эмбриональное развитие, изучает наука эмбриология. Правильный ответ - 4.

 

Задание №2.

Какой органоид содержит комплекс ферментов, расщепляющих белки, жиры, углеводы?

1. Лизосома

2. Рибосома

3. Аппарат Гольджи

4. Наружная плазматическая мембрана

Объяснение: лизосома - одномембранный органоид клетки, отщепляется от комплекса Гольджи. Содержит большое количество активных ферментов, расщепляющих макромолекулы, освобождаемая при этом энергия уходит в тепло. Данный процесс не является этапом энергетического обмена. Правильный ответ - 1.

 

Задание №3.

В результате транскрипции в ходе биосинтеза белка в клетке образуется(ются)

1. Информационная РНК

2. Аденозинтрифосфорная кислота

3. Полипептидная цепь

4. Субъединицы рибосом

Объяснение: транскрипция является одним из этапов синтеза белка, при этом из аминокислот (мономеров) образуется полипептидная цепь (полимер). В качестве матрицы для помогающих молекул РНК выступает часть молекулы ДНК. Правильный ответ - 3.

 

Задание №4.

В процессе митоза спирализация хромосом клетки происходит в

1. Профазу

2. Метафазу

3. Анафазу

4. Телофазу

Объяснение: спирализация хромосом (то есть уплотнение, скручивание, компактизация хромосом) происходит перед началом деления, но у же после удвоения молекул ДНК, то есть в профазе. Правильный ответ - 1.

 

Задание №5.

Как называется период индивидуального развития организма от стадии зиготы до рождения или выхода из зародышевых оболочек?

1. Онтогенезом

2. Эмбриогенезом

3. Овогенезом

4. Филогенезом

Объяснение: такой период называют эмбриогенезом, так как при этом организм называется эмбрионом. Правильный ответ - 2.

 

Задание №6.

Сколько типов гамет образует организм, который имеет гомозиготный генотип по одной аллельной паре хромосом?

1. Один

2. Два

3. Три

4. Четыре

Объяснение: гомозиготный генотип по одной аллельной паре хромосом образует только один тип гамет, причем как доминантный, так и рецессивный. Рассмотрим два примера: аа - образует только гаметы а, АА - образует только гаметы А. Правильный ответ - 1.

 

Задание №7.

Для какого вида изменчивости характерно кратное увеличение числа хромосом?

1. Цитоплазматической

2. Соотносительной

3. Полиплоидии

4. Хромосомной

Объяснение: кратное увеличение хромосом характерно для полиплоидии, при этом вместо двух хромосом образуется четыре, шесть, восемь и т.д. Конечно, это провоцирует серьезные генотипические и фенотипические изменения. Правильный ответ - 3.

 

Задание №8.

Какой метод используют ученые для получения комбинативной изменчивости у культурных растений?

1. Гибридизации

2. Культуры тканей

3. Прививки

4. Отбора

Объяснение: комбинативная изменчивость возможна (выбирая из предложенных вариантов) только в случае гибридизации, так как комбинативная изменчивость - изменчивость, возникающая при перекомбинации родительских генов. Причинами могут быть нарушения в : кроссинговере в метафазе мейоза, расхождении хромосом в мейозе, слиянии половых клеток. Правильный ответ - 1.

 

Задание №9.

Какую группу бактерий считают "санитарами планеты"?

1. Гниения

2. Паразитов

3. Клубеньковых

4. Железобактерий

Объяснение: "санитарами планеты" считают бактерии гниения, так как они перерабатывают органические остатки в минеральные вещества, обеспечивая таким образом замкнутость круговоротов веществ и поставляя материал для автотрофии. Правильный ответ - 1.

 

Задание №10.

Передвижение органических веществ по стеблю цветкового растения осуществляется

1. Волокнами древесины

2. Образовательной тканью камбия

3. Проводящей тканью луба

4. Крупными клетками сердцевины

Объяснение: органические вещество передвигаются из листьев во все части части растения по проводящей ткани луба. Правильный ответ - 3.

 

Задание №11.

Главный признак, характерный для водорослей, - это

1. Клеточное строение

2. Обитание в водной среде

3. Выделение кислорода на свету

4. Отсутствие клеток и тканей

Объяснение: правильный ответ на вопрос сформулирован не очень корректно (отсутствие клеток и тканей). У водорослей отсутствует дифференция клеток на ткани, то есть все клетки организма одинаковые и образуют таллом (слоевище). Правильный ответ - 4.

 

Задание №12.

У свободноживущего плоского червя белой планарии, в отличие от печеночного сосальщика,

1. Тело имеет двустороннюю симметрию

2. Жизненный цикл происходит со сменой хозяев

3. Имеется выделительная система

4. Хорошо развиты нервная система и органы чувств

Объяснение: так как белая планария является свободноживущим организмам, а не паразитом, у нее должны быть хорошо развиты органы чувств и нервная система в целом. Правильный ответ - 4.

 

Задание №13.

Млечные железы млекопитающих - это видоизмененные железы

1. Потовые

2. Сальные

3. Слюнные

4. Эндокринные

Объяснение: молочные железы - это железы внешней секреции, возникли из потовых желез (то есть это видоизмененные потовые железы). Правильный ответ - 1.

 

Задание №14.

Где заканчивается правый круг кровообращения человека?

1. В левом предсердии

2. В правом предсердии

3. В левом желудочке

4. В правом желудочке

Объяснение: рассмотрим строение сердца и кровеносной системы человека. 

02 KARTINKA4166

Как мы видим, малый круг кровообращения начинается в правом желудочке (здесь выносится венозная кровь которая в легких насыщается кислородом и становится артериальной), а заканчивается в левом предсердии. Правильный ответ - 1.

 

Задание №15.

В процессе пищеварения в толстом кишечнике человека осуществляется расщепление молекул

1. Сложного углевода целлюлозы

2. Моносахарида глюкозы

3. Незаменимой аминокислоты глицина

4. Сложного углевода гликогена

Объяснение: в толстом кишечнике идет очень мало процессов (так как практически все расщепление уже закончилось в желудке и тонком кишечнике), но здесь расщепляется мономер глюкозы - клетчатка (целлюлоза) в результате процессов брожения, осуществляемых молочно-кислыми бактериями. Правильный ответ - 1.

 

Задание №16.

В организме человека гормоны выполняют функцию

1. Защитную и транспортную

2. Регуляции обмена веществ

3. Биологических катализаторов

4. Передачи наследственной информации

Объяснение: гормоны - биологически активные вещества крови, выполняющие гуморальную (гормональную) регуляцию. То есть регулирует обмен веществ (да и вообще все процессы). Правильный ответ - 2.

 

Задание №17.

Человек способен различать цвета благодаря функционированию

1. Колбочек сетчатки

2. Радужной оболочки

3. Белочной оболочки

4. Палочек сетчатки

Объяснение: колбочки сетчатки различают цвета (реагируют на определенные длины волн), а палочки отвечают за сумеречное зрение, то есть за черно-белое. Правильный ответ - 1.

 

Задание №18.

При переломе ребер первая помощь пострадавшему заключается в том, чтобы

1. Помочь принять вертикальное положение тела

2. Прибинтовать верхние конечности к грудной клетке

3. Туго забинтовать грудную клетку

4. Наложить шину на позвоночник

Объяснение: при переломе ребер нужно туго забинтовать грудную клетку, чтобы предотвратить смещение сломанных костей. Правильный ответ - 3.

 

Задание №19.

Что вызывает обострение конкуренции между особями одной популяции?

1. Межвидовая борьба

2. Модификационная изменчивость

3. Ограниченность жизненных ресурсов

4. Стабилизирующая форма отбора

Объяснение: между особями одной популяции итак достаточно суровая конкуренция, а обострится она может при нехватке еды или изменении условий среды не в лучшую сторону, объединить все это можно фразой - ограниченность жизненных ресурсов. Правильный ответ - 3.

 

Задание №20.

В результате изоляции популяций формируются новые виды, которые

1. Не могут скрещиваться между собой

2. Обладают существенными внешними отличиями

3. Имеют значительные различия во внутреннем строении

4. При скрещивании дают плодовитое потомство

Объяснение: образовавшиеся виды не могут скрещиваться между собой из-за генетических различий (клетки будут распознавать клетки другого вида как чужеродные и отторгать их). Правильный ответ - 1.

 

Задание №21.

Какой из указанных примеров характеризует идиоадаптацию у растений?

1. Возникновение хлорофилла

2. Появление семени у голосеменных

3. Наличие хорошо развитой проводящей системы у цветковых растений

4. Разнообразие окраски цветков покрытосеменных

Объяснение:  идиоадаптация - частное изменение организма, не приводящее к повышению уровня организации (опушенность листьев, изменение окраски и т.д.). Из приведенных вариантов к идиоадаптациям относится только различная окраска цветков покрытосеменных. Правильный ответ - 4.

 

Задание №22.

Примером симбиоза, как особой формы биотических отношений, служит

1. Микориза корней деревьев и гиф шляпочных грибов

2. Обитание кожного клеща на шерсти собаки

3. Подкладывание кукушкой яиц в гнезда насекомоядных птиц

4. Образование финны плоского червя в теле быка

Объяснение: симбиоз - отношения организмов, при которых оба организма получают только плюсы. Например, лишайники - симбиоз гриба и водоросли, таким образом осуществляется круговорот: водоросль производит органические вещества, а гриб - гетеротроф их разлагает до неорганических веществ. Еще одним вариантом симбиоза является взаимодействие корней дерева и гиф гриба, при этом дерево поставляет грибу органические вещества, а гриб расщепляет их до неорганических, таким образом осуществляется круговорот веществ. Правильный ответ - 1.

 

Задание №23.

Определите правильно составленную пищевую цепь.

1. Семена растений - еж - лисица - мышь

2. Семена растений - мышь - лисица - еж

3. Семена растений - лисица - еж - мышь

4. Семена растений - мышь - еж - лисица

Объяснение: правильная пищевая цепь - 4, так как семена растений (продуцент) ест мышь (консумент первого порядка), мышь ест еж (консумент второго порядка), ежей едят лисы (консумент третьего порядка). Правильный ответ - 4.

 

Задание №24.

Какую функцию в биосфере выполняют микроорганизмы, участвующие в образовании мела, известняка?

1. Газовую

2. Транспортную

3. Концентрационную

4. Окислительно-восстановительную

Объяснение: микроорганизмы, образующие карбонат кальция (мел, известняк), выполняю концентрационную функцию, так как именно благодаря им образовались известняковые отложения (скалы, горные цепи и т.д.). Правильный ответ - 3.

 

Задание №25.

Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?

А. У человека на определенном этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции.

Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: наличие хвостового отдела тела и жаберных щелей на определенном этапе эмбрионального развития служит эмбриологическим, а не палеонтологическим доказательством. А вот находки являются палеонтологическими доказательствами эволюции. Правильный ответ - 2.

 

Задание №26. 

Примерами полового размножения животных являются 

1. Почкование гидры

2. Нерест рыб

3. Деление обыкновенной амебы

4. Регенерация дождевого червя

5. Партеногенез тли

6. Развитие бабочки из зиготы

Объяснение: половое размножение всегда связано с половыми клетками. С двумя (мужской и женской) как нерест рыб или развитие бабочки из зиготы и с одной - при партеногенезе (развитие только из женской половой клетки). Почкование, деление и регенерация не являются видами полового размножения. Правильный ответ - 2, 5, 6.

 

Задание №27.

В пищевой рациона человека должны входить витамины, так как они

1. Оказывают влияние на обмен веществ

2. Осуществляют проведение нервных импульсов

3. Входят в состав ферментов и ускоряют протекание химических реакций

4. Являются в организме источником энергии

5. Стимулируют процесс отдачи тепла с поверхности кожи

6. Необходимы для нормальной жизнедеятельности

Объяснение: витамины - это группа органических соединений (не классификационная, а состоящая из молекул разных классов), поступающих в организм с пищей и выполняющих коферментативную функцию. То есть они играют большую роль в обмене веществ, осуществляя различные реакции. Правильный ответ - 1, 3, 6.

 

Задание №28.

Биогеоценоз пресного водоема реки характеризуется

1. Наличием производителей органического вещества - автотрофов

2. Отсутствием разрушителей органики - редуцентов

3. Наличием цветковых растений на мелководье

4. Отсутствием хищных рыб

5. Постоянной численностью населяющих его популяций животных

6. Замкнутым круговоротом веществ

Объяснение: река является естественным биогеоценозом, для которого характерно наличие автотрофов (производителей органики - пищи для животных и грибов), наличие цветковых растений на мелководье (они являются автотрофами и обладают большой биомассой) и замкнутый круговорот веществ (без замкнутости нормальная жизнедеятельность организмов была бы невозможна). Правильный ответ - 1, 3, 6.

 

Задание №29. 

Установите соответствие между признаком и типом клеток, для которого этот признак характерен.

Признак                                       Тип клеток

А. Гликокаликс                            1. Растительная

Б. Лейкопласты                           2. Бактериальная

В. Кольцевая хромосома             3. Животная

Г. Клеточный центр

Д. Способность к хемосинтезу

Е. Целлюлозная клеточная стенка

Объяснение: для растительной клетки характерно наличие лейкопластов и целлюлозная клеточная стенка, для бактериальной - процесс хемосинтеза и кольцевая молекула ДНК, и для животной - наличие гликокаликса (внешнего белкового комплекса клетки) и клеточный центр (помогает при делении клетки). Правильный ответ - 312321.

 

Задание №30. 

Установите соответствие между характеристикой и классом животных.

Характеристика                                             Класс животных

А. Имеют постоянную температуру тела        1. Пресмыкающиеся

Б. На задних конечностях развита цевка      2. Птицы

В. Сердце трехкамерное с неполной

перегородкой в желудочке

Г. Клетки тела снабжаются смешанной кровью

Д. На грудине хорошо развит киль

Объяснение: птицы - более развитые животные, чем рептилии, и им характерно наличие приспособлений к полету (различных изменений, облегчающих нахождение птиц в воздухе) и различных прогрессивных признаков, поэтому к признакам птиц отнесем: постоянную температуру тела, наличие цевки на задних конечностях и развитый на грудине киль. Признаки пресмыкающихся: наличие смешанной крови, то есть неполная перегородка в желудочке. Правильный ответ - 22112. 

 

Задание №31.

Установите соответствие между функцией клеток крови и их видом.

Функция                                                   Клетки крови

А. Распознают и уничтожают                   1. Эритроциты

чужеродные вещества и клетки              2. Лейкоциты

Б. Переносят кислород от                       3. Тромбоциты

легких к тканям

В. Участвуют в свертывании крови

Г. Переносят углекислый газ от тканей к легким

Д. Участвуют в формировании иммунитета

Объяснение: эритроциты отвечают за транспорт, они переносят кислород (при помощи гемоглобина) ко всем клеткам организма и приносят от клеток в легкие углекислый газ, лейкоциты - клетки иммунитета - распознают и уничтожают чужеродные вещества и клетки, тромбоциты - участвуют в свертывании крови. Правильный ответ - 21312. 

 

Задание №32.

Установите соответствие между примером борьбы за существование  и формой, к которой эта борьба относится.

Пример                                                            Форма борьбы

А. Определение гнездовых участков              1. Внутривидовая

в лесу клестами                                              2. Межвидовая

Б. Использование крупного рогатого

скота как места обитания бычьим цепнем

В. Соперничество между самцами

павианов за доминирование

Г. Вытеснение черной крысы серой крысой

Д. Охота лисицы на мышей-полевок

Объяснение: внутривидовая борьба, как правило, более острая и возникает из-за места особи в популяции или за корм или за территорию. Поэтому к внутривидовой борьбе отнесем определение гнездовых участков в лесу клестами и соперничество между павианами, а межвидовая борьба описывается различными взаимоотношениями, такими, как паразитизм (использование крупного рогатого скота бычьим цепнем), соперничество (взаимновредные отношения - вытеснение черной крысы серой крысой), хищничество (охота лисицы на мышей-полевок). Правильный ответ - 12122.

 

Задание №33.

Установите последовательность процессов в жизненном цикле мха кукушкин лен, начиная со взрослого растения.

1. Развитие половых клеток

2. Образование зиготы

3. Развитие протонемы

4. Формирование споры

5. Развитие взрослого растения

Объяснение: рассмотрим жизненный цикл кукушкина льна. 

Image-4

Определяем правильную последовательность - начинаем с образования взрослого растения, на котором образуются половые клетки, при их слиянии образуется зигота, из которой развивается спорофит, на котором образуются споры, и из них развивается протонема. Правильный ответ - 51243.

 

Задание №34.

Один из признаков экосистемы - ее устойчивость. Укажите, от чего она зависит. Приведите примеры экосистем, устойчивость которых связана с деятельностью человека. 

Объяснение: устойчивость экосистемы связана с разнообразием видов, обитающих в ней, а также с длиной трофических цепей (если в экосистеме большое количество видов, то и цепи будут длинные). Именно поэтому самыми устойчивыми экосистемами являются смешанный лес, тропики. Искусственные экосистемы (то есть те, которые связаны с деятельностью человека) не являются устойчивыми, так как имеют ограниченное число видов (часто преобладают монокультуры), короткие пищевые цепи и незамкнутый круговорот веществ. 

 

Задание №35.

Какие части изображенной на рисунке почки человека обозначены цифрами 1 и 3? Укажите их функции.

image042

Объяснение: на рисунке изображена почка человека - орган выделительной системы. Цифрой 3 обозначена почечная лоханка, в которой собирается вторичная моча. Далее она по мочеточнику поступает в мочевой пузырь и выводится из организма. Цифрой 1 обозначен корковый слой почек, где происходит образование мочи, как первичной, так и вторичной.

 

Задание №36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В ходе энергетического обмена веществ в организме на подготовительном этапе происходит расщепление крупных молекул биополимеров до мономеров. 2. В результате первого этапа образуется две молекулы АТФ. 3. На втором этапе в реакциях гликолиза, которые протекают в эукариотической клетке, принимает участие кислород. 4. Завершается энергетический обмен образованием углекислого газа и воды, а также 36 молекул АТФ. 5. Последний этап энергетического обмена протекает на мембранах пластид. 

Объяснение: 2 - на подготовительном этапе энергетического обмена энергия рассеивается в виде тепла. 3 - второй этап реакций гликолиза происходит без участия кислорода. 5 - последний этап энергетического обмена протекает на мембранах не пластид, а митохондрий.

 

Задание №37.

Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

Объяснение: так сложилось, что фотосинтезирующие организмы (поглощающие солнечную энергию), первыми появившиеся на Земле, вырабатывали кислород (в результате чего он накопился в атмосфере в количестве 21%) вместе с органическими веществами. Что дало пищу гетеротрофным организмам, которые использовали выработанный растениями кислород для дыхания (подавляющее большинство организмов на Земле - аэробы). Накопление кислорода дало образование озонового слоя, который защищает все живое на Земле от вредного воздействия ультрафиолетового излучения.

 

Задание №38.

От каких древних представителей ныне существующей систематической группы рыб произошли древние земноводные животные? Приведите доказательства.

Объяснение: считается, что земноводные произошли от кистеперых рыб. Посмотрим на картинку. 

23.07-7

Форма тела, наличие примитивных конечностей и хвоста говорит о возможном происхождении земноводных от древних кистеперых рыб. Современным представителем кистеперых рыб является латимерия. 

latimeria37

Она имеет скелет конечностей и легкое (признаки земноводных) (то есть она является промежуточным этапом между рыбами и амфибиями).

 

Задание №39.

Для соматической клетки животного организма характерен диплоидный набор хромосом. Какой набор хромосом и молекул ДНК в клетках в конце синтетического периода интерфазы и в конце телофазы мейоза 1.

Объяснение: в интерфазе мейоза происходит удвоение молекул ДНК, то есть диплоидный набор так и остается, а количество молекул ДНК удваивается и становится - 4с. В конце телофазы меойоза 1 уже произошло разделение хромосом (оно произошло еще в анафазе), поэтому диплоидный набор поделился пополам и стал 1n, а количество молекул ДНК стало 2с.

 

Задание №40.

У человека дальтонизм обусловлен сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном. Талассемия наследуется как аутосомный доминантный признак и наблюдается в двух формах: у гомозигот - тяжелая, часто смертельная, у гетерозигот - в легкой форме.

Женщина с легкой формой талассемии и нормальным зрением в браке с мужчиной-дальтоником, но здоровым по гену талассемии, имеет сына-дальтоника с легкой формой талассемии. Какова вероятность рождения у этой пары детей с обеими аномалиями? Определите генотипы и фенотипы возможного потомства.

Объяснение:

Р:   АаХDХd х ааХdУ

Г: АХD, аХd, AXd, aXD х аХd, аУ

F1:  АаХdУ - мальчик-дальтоник с легкой формой талассемии

AaXDXd - девочка с нормальным зрением и легкой формой талассемии

aaXdXd - девочка-дальтоник без талассемии

AaXdXd - девочка-дальтоник с легкой формой талассемии

aaXDХd - девочка с нормальным зрением без талассемии

AaXDY - мальчик с нормальным зрением и легкой формой талассемии

aaXdY - мальчик-дальтоник без талассемии

aaXDY - мальчик с нормальным зрением и без талассемии

То есть получается восемь вариантов генотипа с равной вероятностью появления. Вероятность рождения ребенка с легкой формой талассемии и дальтонизмом составляет 2/8 или 25% (12,5% вероятность рождения мальчика и 12,5% - рождения девочки). Вероятность рождения ребенка-дальтоника с тяжелой формой талассемии - 0%.