Вариант 7

Задание №1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

9n75lgp0a5s

 

Объяснение: минеральные удобрения нужны для улучшения минерального (неорганического) питания растений. Они бывают азотными, фосфорными и калийными. Правильный ответ - калийные.

 

 

Задание №2.

Ниже приведен перечень методов исследования. Все они, кроме двух используются в цитологии. Найдите два метода, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1. Центрифугирование

2. Микроскопирование

3. Хроматография

4. Гетерозис

5. Мониторинг

Объяснение: к методом цитологии (науке о клетке) относят центрифугирование (для осаждения более плотных частиц), микроскопирование (наблюдать структуру клетки, бывает световая, электронная и др. микроскопия) и хроматография (не только метод цитологии, но и биохимии, молекулярной биологии и многих других наук). Правильный ответ - 45.

 

 

Задание №3. 

Сколько нуклеотидов составляют один кодон иРНК, кодирующий одну аминокислоту?

 

Объяснение: любой кодон иРНК состоит из трех нуклеотидов. Еще кодоны называются триплетами. Правильный ответ - 3.

 

 

Задание №4.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов первого деления мейоза. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите а таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1. Образование двух гаплоидных ядер

2. Расхождение однохроматидных хромосом к противоположным полюсам клетки

3. Образование четырех клеток с набором nc

4. Обмен участками гомологичных хромосом

5. Спирализация хромосом

Объяснение: мейоз - процесс образования половых клеток (из диплоидной клетки за два деления образуется четыре гаплоидных клетки), но обрахование гаплоидных клеток происходит во втором делении мейоза в результате расхождения однохроматидных хромосом к противоположным полюсам. Правильный ответ - 23.

 

 

Задание №5.

 

Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.

 

Характеристика                                             Вид обмена

 

А. Окисление органических веществ            1. Пластический обмен

Б. Образование полимеров из мономеров    2. Энергетический обмен

В. Расщепление АТФ

Г. Запасание энергии в клетке

Д. Репликация ДНК

Е. Окислительное фосфорилирование

Объяснение: пластический обмен - процесс образование сложных молекул из простых (полимеров из мономеров). Энергетический обмен - процесс распада сложных органических молекул с выделением энергии. Поэтому к энергетическому обмену отнесем окисление органических веществ, запасание энергии в клетке и окислительное фосфорилирование. Все остальное относится к пластическому обмену. Правильный ответ - 211212. 

 

 

Задание №6.

Какое соотношение генотипов получится при скрещивании двух гетерозигот при неполном доминировании? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке убывания.

 

Объяснение: возьмем две гетерозиготы: Аа и Аа и скрестим их. 

Аа х Аа

Получится расщепление по генотипу: 1АА, 2Аа, 1аа

Запишем цифры в порядке убывания. Правильный ответ - 211.

 

 

Задание №7.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания генетических процессов и явлений. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1. Х-хромосома

2. Консумент

3. Дивергенция

4. Гетерозигота

5. Половая хромосома

Объяснение: все термины, кроме консумента и дивергенции, относятся к генетике. Консументы - гетеротрофы, то есть организмы, потребляющие готовые органические вещества. Составляют второй трофический уровень в пищевой цепи. Могут быть первого, второго, третьего и т.д. порядка. Дивергенция - направление эволюции, сопровождающееся изменением признаков у изначально сходных групп организмов в результате различных факторов. Правильный ответ - 23.

 

 

Задание №8.

Установите соответствие между способом размножения и конкретным примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пример

 

А. Почкование гидры

Б. Деление клетки бактерии надвое

В. Образование спор у грибов

Г. Партеногенез пчел

Д. Образование усов земляники

 

Способ размножения

 

1. Бесполое

2. Половое

Объяснение: обязательное условие полового размножение - наличие половых клеток (хотя бы одной - партеногенез - размножение только при помощи женских половых клеток). Поэтому, к бесполому размножению отнесем процессы, в которых половые клетки не участвуют - почкование гидры, деление бактерии надвое, образование спор у грибов и образование усов земляники и только паретеногенез пчел отнесем к половому размножению. Правильный ответ - 11121.

 

 

Задание №9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Грибы, в отличие от растений,

 

1. Относят к ядерным организмам (эукариотам)

2. Растут в течение всей жизни

3. Питаются готовыми органическими веществами

4. Содержат хитин в оболочках клеток

5. Играют роль редуцентов в экосистеме

6. Синтезируют органические вещества из неорганических

Объяснение: грибы питаются готовыми органическими веществами (они - гетеротрофы), а растения - неорганическими (автотрофы), грибы содержат хитин, а растения - целлюлозу, грибы - редуценты в пищевых цепях, а растения - продуценты. Правильный ответ - 345.

 

 

Задание №10. 

 

Установите соответствие между характеристикой ткани и ее типом.

 

Характеристика ткани                    Тип ткани

 

А. Межклеточное вещество            1. Эпителиальная

практически отсутствует                2. Соединительная

Б. Выполняет питательную и

опорную функции

В. Выстилает изнутри полости

кишечника и других органов

Г. Образует подкожную жировую клетчатку

Д. Является компонентом (частью)

внутренней среды организма

Объяснение: для эпителиальной ткани практически отсутствует межклеточное вещество, выстилает изнутри полости кишечника и других органов. Соединительная ткань (жировая, костная, хрящевая, ткани внутренней среды и др.) выполняет питательную и опорную функции, образует подкожную жировую клетчатку и является компонентом (частью) внутренней среды организма. Правильный ответ - 12122. 

 

 

Задание №11.

Расположите в правильной последовательности категории животных, начиная с наименьшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. Волчьи (псовые)

2. Млекопитающие

3. Обыкновенная лисица

4. Хищные

5. Хордовые

6. Лисица

Объяснение: начинаем с наименьшего таксона. 

Вид - Обыкновенная лисица

Род - Лисица

Семейство - Волчьи (псовые)

Отряд - Хищные

Класс - Млекопитающие

Тип - Хордовые

Правильный ответ - 361425.

 

 

Задание №12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки являются общими для человека и млекопитающих животных?

 

1. Теплокровность

2. Непрямое развитие

3. Незамкнутая кровеносная система

4. Трехкамерное сердце

5. Наличие диафрагмы

6. Наличие производных кожи - сальных желез

Объяснение: общими признаками человека и млекопитающих являются: теплокровность, наличие диафрагмы и сальных желез. А различия человека и животных можно посмотреть здесь. Правильный ответ - 156.

 

 

Задание №13.

 

Установите соответствие между признаком регуляции функций в организме и его видом.

 

Признак                                                       Вид регуляции

 

А. Доставляется к органам кровью              1. Нервная

Б. Большая скорость ответной реакции       2. Гуморальная

В. Является более древней

Г. Осуществляется с помощью гормонов

Д. Связана с деятельностью эндокринной системы

Объяснение: нервная регуляция осуществляется посредством нервной системы, при этом имеет большую скорость ответной реакции (так как сигнал идет при помощи нервных импульсов), является более древней (нервные клетки появились у очень древних и не высоко организованных животных). Все остальное относится к гуморальной (гормональной) регуляции, которая осуществляется при помощи гормонов - активных веществ крови, выделяемых железами внутренней секреции. Правильный ответ - 21122. 

 

 

Задание №14.

Установите последовательность передачи звуковой волны на слуховые рецепторы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. Колебания слуховых косточек

2. Колебания жидкости в улитке

3. Колебания барабанной перепонки

4. Раздражение слуховых рецепторов

Объяснение: рассмотрим строение уха.

[BI8ZD_5-04]_[IL_01]-k

Звух по уху идет последовательно. Сначала звух проходит через барабанную перепонку, затем через слуховые косточки, потом достигает улитки и, наконец, раздражает слуховые рецепторы.

Правильный ответ - 3124.

 

 

Задание №15.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Примером общей дегенерации служит

 

1. Редукция органов чувств у ленточных червей

2. Редукция задних конечностей у кита

3. Отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4. Отсутствие конечностей у змеи

5. Отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6. Потеря страусом способности к полету

Объяснение: переход к паразитическому образу жизни не является биологическим регрессом, но является примером дегенерации, поэтому здесь выберем все варианты, связанные с паразитизмом - редукция органов чувств у ленточных червей, отсутствие хлорофилла у растений-паразитов и отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня. Правильный ответ - 135. 

 

 

Задание №16.

 

Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит его развитие.

 

Организмы                          Направления эволюции

 

А. Страус эму                     1. Биологический прогресс

Б. Дождевой червь            2. Биологический регресс

В. Домовая мышь

Г. Комнатная муха

Д. Уссурийский тигр

Объяснение: биологический прогресс - увеличение приспособленности особей, сопровождающееся ростом численности, расширением ареала и внутривидовой изменчивостью. Биологический регресс - уменьшение приспособленности особей, сопровождающееся снижением численности, уменьшением ареала и дальнейшим вымиранием вида. Поэтому к прогрессивным видам отнесем дождевого червя, домовую мышь и комнатную муху, так как численность этих видов только возрастает, а численность страусов эму и уссурийских тигров сокращается, поэтому им свойственен биологический регресс. Правильный ответ - 21112. 

 

 

Задание №17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Среди экологических факторов укажите биотические.

 

1. Наводнение

2. Конкуренция между особями вида

3. Понижение температуры

4. Хищничество

5. Недостаток света

6. Образование микоризы

Объяснение: биотические факторы - факторы живой природы, то есть влияние на данных живой организм других организмов, Тогда, выберем - конкуренцию между особями вида, хищничество и образование микроризы. Правильный ответ - 246.

 

 

Задание №18.

 

Установите соответствие между причиной видообразования и его способом.

Причины

А. Расширение ареала исходного вида

Б. Стабильность ареала исходного вида

В. Разделение ареала вида различными преградами

Г. Многообразие изменчивости особей внутри ареала

Д. Многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала

Способы видообразования

1. Географическое

2. Экологическое

Объяснение: к географическому видообразованию отнесем все изменения ареала вида, это - аасширение ареала исходного вида и разделение ареала вида различными преградами, все остальное относится к экологическому видообразованию. Правильный ответ - 12122. 

 

 

Задание №19.

Установите в какой последовательности располагаются уровни организации живого. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. Популяционный

2. Клеточный

3. Видовой

4. Биогеоценотический

5. Молекулярно-генетический

6. Организменный

Объяснение: начинаем с наименьшего уровня.

Молекулярно-генетический

Молекулы составляют клетку.

Клеточный

Клетки объединяются в ткани, ткани - в органы, органы - в системы органов, системы органов - в организм.

Организменный

Организмы объединяются в популяции.

Популяции составляют виды.

Видовой

Виды объединяются в соотбщества, а сообщества - в биогеоценозы.

Биогеоценотический

Правильный ответ - 526134.

 

 

Задание №20.

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующих термин из предложенного списка.

 

Вид изменчивости Форма изменчивости Пример изменчивости
А Модификационная 

Разные размеры листьев у одного растения на световой

и теневой стороне

Наследственная Б Рождение ребенка с седой прядью
Наследственная Комбинативная В

 

Термины и понятия:

 

1. Соматическая

2. Ненаследственная

3. Рождение потомков с новым фенотипом в реультате рекомбинации генов вследствие кроссинговера

4. Разная масса тела бычков одного приплода

5. Мутационная

6. Наследственная

Объяснение: модификационная изменчивость - изменчивость конкретного организма (или группы организмов) в зависимости от условий окружающей среды в пределах нормы реакции. Такая изменчивость затрагивает фенотип организма, но не затрагивает генотип, значит такие модификации не наследуются. Наследуемая седая прядь является мутацией, то есть Б - мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость - изменчивость, возникающая при перекомбинации родительских генов. Причинами могут быть нарушения в : кроссинговере в метафазе мейоза, расхождении хромосом в мейозе, слиянии половых клеток. Примером комбинативной изменчивости является рождение потомков с новым фенотипом в результате рекомбинации генов вследствие кроссинговера. Правильный ответ - 253.

 

 

Задание №21.

Изучите график ферментативной реакции. Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа предложенного графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

 

1474879813

1. При повышении температуры скорость ферментативной реакции постоянно возрастает

2. Скорость ферментативной реакции оптимальна при температуре около 36 градусов

3. При понижении температуры от 25 градусов скорость реакции резко снижается

Объяснение: на графике мы видим, что с повышением температуры увеличивается скорость реакции, на отметке 36 градусов скорость реакции достигает своего оптимума и начинает резко снижаться. Поэтому, для описания графика нам подходят два последних утверждения. правильный ответ - 23.

 

 

Задание №22.

 

Биологическое разнообразие - основа устойчивости природных экосистем на земном шаре. Назовите наиболее устойчивую экосистему Земли и причины ее устойчивости.

Объяснение: устойчивость экосистемы связана с разнообразием видов, обитающих в ней, а также с длиной трофических цепей (если в экосистеме большое количество видов, то и цепи будут длинные). Именно поэтому самыми устойчивыми экосистемами являются смешанный лес, тропики. Искусственные экосистемы (то есть те, которые связаны с деятельностью человека) не являются устойчивыми, так как имеют ограниченное число видов (часто преобладают монокультуры), короткие пищевые цепи и незамкнутый круговорот веществ. 

 

 

Задание №23.

 

Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какие типы тканей, системы органов и структуры формируются из него?

90ma3JDhJCA

 

Объяснение: на рисунке вопросительным знаком обозначена эктодерма - наружный зародышевый листок. Из него формируется эпителиальная ткань (эмаль зубов, эпидермис, ногти, волосы, сальные и потовые железы и т.д.) и нервная система.

 

 

Задание №24.

 

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В жизненном цикле цветковых растений преобладающим поколением является спорофит. 2. Ядро генеративной клетки делится мейозом, формируя два спермия. 3. Мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном, состоящим из генеративной и вегетативной клеток. 4. В процессе двойного оплодотворения один из спермиев сливается с двумя ядрами центральной клетки, образуя гаплоидный эндосперм. 5. Женский гаметофит представлен гаплоидной яйцеклеткой.

Объяснение: 2 - ядро генеративной клетки делится митозом, а не мейозом. 4 - в процессе двойного оплодотворения один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй сливается с еще одной клеткой (из которой впоследствии образуется околоплодник). 5 - женский гаметофит представлен не гаплоидной яйцеклеткой, а восьмиядерным зародышевым мешком. 

 

 

Задание №25.

 

Почему лишайники выделили в отдельную систематическую группу организмов? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение: 1. Лишайники не являются систематической группой, а являются комплексными организмами.

2. Лишайники состоят из водоросли и гриба.

3. При этом водоросли (автотрофы) создают органические вещества из неорганических при помощи солнечной энергии, а грибы (гетеротрофы) потребляют эти органические вещества и разлагают их до минеральных.

4. Размножаются частями слоевища. 

 

 

Задание №26.

 

Опишите этапы естественного отбора, который ведет к сохранению особей со средним значением признака.

Объяснение: форма отбора, при которой сохраняются особи со средним значением признака, называется стабилизирующей. Она характерна для популяций, живущих в постоянных условиях среды. При этом не выживают особи с отклоняющимся от среднего значением признака и различными мутациями, а также формируется популяция, наиболее приспособленная к данным условиям среды и стабильная в этих условиях.

 

 

Задание №27.

 

В синтезе белка последовательно участвовали тРНК с антикодонами АЦА, АУГ, ГУА. Определите состав молекулы ДНК и РНК. 

Объяснение: запишем состав молекул тРНК, иРНК и ДНК.

ДНК: АЦА АТГ ГТА

иРНК: УГУ УАЦ ЦАУ

тРНК: АЦА АУГ ГУА

 

 

Задание №28.

 

У человека имеется два вида слепоты, и каждая определяется своим рецессивным аутосомным геном, которые не сцеплены. Какова вероятность рождения слепого ребенка, если отец и мать страдают одним и тем же видом слепоты и оба дигомозиготны? Какова вероятность рождения слепого ребенка, если оба родителя дигомозиготны и страдают разными видами наследственной слепоты?

Объяснение: 

Первое скрещивание:

Р: ААвв х ААвв

Г: Ав х Ав

F1: ААвв - слепой ребенок.

Проявляется закон единообразия. Вероятность рождения слепого ребенка - 100%.

Второе скрещивание:

Р: ААвв х ааВВ

Г: Ав х аВ

F1: АаВв - здоровый ребенок.

Проявляется закон единообразия. Оба вида слепоты отсутствуют. Вероятность рождения слепого ребенка - 0%.м