Вариант 8

Задание №1.

Клеточное строение имеют

1. Бактериофаги

2. Вирусы

3. Кристаллы

4. Бактерии

Объяснение: как мы знаем, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы подразделяются на собственно вирусы и бактериофаги. Кристаллы не являются живыми организмами, а являются солями. Бактерии являются живыми организмами - прокариотами. Правильный ответ - 4.

 

Задание №2.

Сходство строения клеток организмов разных царств доказывает теория

1. Эволюционная

2. Хромосомная

3. Клеточная

4. Генетическая

Объяснение: такое сходство доказывает клеточная теория. Одно из ее положений гласит: клетки всех живых организмы сходны (гомологичны) по строению и по основным свойствам. Правильный ответ - 3.

 

Задание №3.

Каково значение митохондрий в клетке?

1. Транспортируют и выводят конечные продукты биосинтеза

2. Преобразуют энергию органических веществ в энергию АТФ

3. Осуществляют процесс фотосинтеза

4. Синтезируют углеводы

Объяснение: в митохондриях происходит биологическое окисление углеводов в ходе которого выделяется 38 молекул АТФ. Правильный ответ - 2.

 

Задание №4.

Яйцеклетка млекопитающего отличается от сперматозоида тем, что она

1. Имеет гаплоидный набор хромосом

2. Неподвижна, крупнее, имеет округлую форму

3. Имеет диплоидный набор хромосом

4. Имеет плазматическую мембрану

Объяснение: яйцеклетка - половая клетка, которая имеет гаплоидный набор хромосом (как и любая другая половая клетка), но она, в отличие от сперматозоида, неподвижна, крупнее и имеет округлую форму. Правильный ответ - 2.

 

Задание №5.

К комплексным организмам относят

1. Плесневые грибы

2. Гнилостные бактерии

3. Лишайники

4. Водоросли

Объяснение: из представленных вариантов ответа комплексными организмами являются лишайники, так как лишайник - это симбиоз гриба и водоросли. Правильный ответ - 3.

 

Задание №6.

Набор генов в дочернем организме значительно отличается от набора генов в родительских организмах при размножении

1. Вегетативном

2. Спорами

3. Половом

4. Почкованием

Объяснение: вегетативное, размножение спорами и почкование относят к бесполому типу, это значит, что дочерние организмы по генотипу не отличаются от материнского по генотипу. А при половом - отличаются. Правильный ответ - 3.

 

Задание №7.

Различные формы одного и того же гена называют

1. Фенотипами

2. Кодонами

3. Аллелями

4. Генотипами

Объяснение: например. красная и белая окраска цветков гороха являются двумя разновидностями одного и того же гена, такие формы называются аллелями. Правильный ответ - 3.

 

Задание №8.

"При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей". Это формулировка

1. Закона расщепления

2. Гипотезы чистоты гамет

3. Правила доминирования

4. Закона независимого распределения генов

Объяснение: здесь мы видим закон доминирования (или закон единообразия) так как в первом поколении все особи получились единообразными, значит один признак доминирует над другим полностью. Правильный ответ - 3.

 

Задание №9.

Комбинативная изменчивость может быть обусловлена

1. Увеличением числа генов

2. Уменьшением числа хромосом

3. Случайной встречей гамет при оплодотворении

4. Изменением наборов хромосом

Объяснение: комбинативная изменчивость - изменчивость, возникающая при перекомбинации родительских генов. Причинами могут быть нарушения в : кроссинговере в метафазе мейоза, расхождении хромосом в мейозе, слиянии половых клеток, значит выберем правильный ответ - 3.

 

Задание №10.

Какие грибы размножаются почкованием?

1. Мукор

2. Пеницилл

3. Дрожжи

4. Шампиньоны

Объяснение: почкованием размножаются дрожжи, именно этим обусловлено быстрое поднятие теста при добавлении сахара в тепле. Они начинают активно делиться почкованием. Посмотрим на картинку 

pic320

Правильный ответ - 3.

 

Задание №11.

Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука?

1. Хлоропласты

2. Ядро

3. Цитоплазма

4. Вакуоли с клеточным соком

Объяснение: кожица чешуи лука находится в луковице под непрозрачным коричневым слоем защитных тканей. В ней не идет фотосинтез - она белого цвета (зависит от разновидности, но не зеленого) и в ней, соответственно, не идет фотосинтез, значит, нет хлоропластов. Правильный ответ - 1.

 

Задание №12.

Для голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, характерно

1. Размножение семенами

2. Автотрофное питание

3. Наличие вегетативных органов

4. Отсутствие цветка и плода

Объяснение: главное отличие покрытосеменных от всех остальных групп растений - наличие цветка и плода. То есть у голосеменных этих органов нет. Посмотрим на фото представителя голосеменных:

133-fakty-o-golosemennykh-0

Правильный ответ - 4.

 

Задание №13.

Клетка многоклеточного животного, в отличие от клетки простейшего,

1. Покрыта оболочкой из клетчатки

2. Выполняет все функции организма

3. Выполняет определенную функцию

4. Представляет собой самостоятельный организм

Объяснение: клетка многоклеточного организма , в отличии от клетки одноклеточного, выполняет строго определенную (определенные) функцию организма и специализирована для этого. Например, можно вспомнить как сильно отличаются клетки (а, вернее, синцитий) поперечнополосатой ткани от нервных клеток.

 

Задание №14.

Внутреннее оплодотворение характерно для

1. Костных рыб

2. Бесхвостых земноводных

3. Хвостатых земноводных

4. Пресмыкающихся

Объяснение: внутреннее оплодотворение характерно для организмов, для развития которых не нужна воды. Такими организмами являются, из перечисленных, пресмыкающиеся. Правильный ответ - 4.

 

Задание №15.

Изменение просвета артерий происходит у человека за счет ткани

1. Эпителиальной

2. Соединительной

3. Гладкой мышечной

4. Поперечнополосатой мышечной

Объяснение: стенка артерий состоит из трех слоев разных тканей: эпителиальной, соединительной и гладкой мышечной. Именно гладкая мускулатура отвечает за сокращение, в данном случае изменение просвета артерий. Правильный ответ - 3.

 

Задание №16.

Череп человека отличается от черепа других млекопитающих

1. Наличием только одной подвижной кости - нижней челюсти

2. Наличием швов между костями мозгового отдела

3. Более развитым мозговым отделом

4. Строением костной ткани

Объяснение: рассмотрим строение черепа человека и гориллы.

kosti-golovy92363280

Как мы видим, у человека лицевой череп выражен менее, чем мозговой. А у гориллы очень массивная нижняя челюсть и мозговой отдел черепа меньше. Правильный ответ - 3.

 

Задание №17.

В коже человека под действием ультрафиолетовых лучей синтезируется витамин

1. А

2. В

3. С

4. D

Объяснение: правильный ответ - витамин D (холекальциферол), он вырабатывается в коже человека не только под действием ультрафиолетовых лучей, но и еще при наличии в организме ионов кальция.  При недостатке этого витамина в детском возрасте развивается рахит. Правильный ответ - 4.

 

Задание №18.

Какую железу относят к эндокринной системе?

1. Печень

2. Слёзную

3. Щитовидную

4. Потовую

Объяснение: эндокринная железа вырабатывает гормоны, то есть вещества, циркулирующие в крови и осуществляющие гуморальную регуляцию. Из перечисленных желез к эндокринной системе относится только щитовидная. Она вырабатывает тироксин и три-йод-тиронин. Правильный ответ - 3.

 

Задание №19.

Какое заболевание приводит к потере человеком иммунитета?

1. Ангина

2. Корь

3. СПИД

4. Коклюш

Объяснение: к потере иммунитета приводит вирус иммунудефицита человека. Он блокирует цепочку реакций, приводящую к выработке антител, таким образом, организм не только не может бороться с антигенами, но и даже плохо понимает, что болен. Правильный ответ - 3.

 

Задание №20.

Популяция является структурной единицей 

1. Отряда

2. Семейство

3. Рода

4. Вида

Объяснение: популяция не является таксономической единицей, но она является элементарной единицей эволюции. Дадим определение популяции. Популяция - это группа особей одного вида, живущих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Правильный ответ - 4.

 

Задание №21.

Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к 

1. Обострению борьбы за существование

2. Появлению мутаций

3. Возникновению модификаций

4. Появлению комбинативной изменчивости

Объяснение: такое возрастание провоцирует недостаток ресурсов, значит этот ресурс получит самый сильный (или группа самых сильных) в популяции. Эта ситуация описывает внутривидовую борьбу за существование. Правильный ответ - 1.

 

Задание №22.

Филогенетический ряд лошади относят к доказательствам эволюции

1. Эмбриологическим

2. Палеонтологическим

3. Физиологическим

4. Генетическим

Объяснение: филогенез - это историческое развитие особи. Доказательства существования предков, отличавшихся от современных лошадей, могут быть только палеонтологическими, то есть скелеты предковых форм. Правильный ответ - 2.

 

Задание №23.

Укажите пример проявления идиоадаптаций у растений.

1. Возникновение семени у голосеменных

2. Возникновение плода у цветковых

3. Возникновение нектарников в цветках, опыляемых насекомыми

4. Появление фотосинтеза

Объяснение: идиоадаптация - частное изменение, не способствующее повышению уровня организации вида. Возникновение семени, плода и фотосинтеза - слишком большие изменения (даже глобальные), которые способствовали появлению как растений вообще, так и отдела покрытосеменных. Правильный ответ - 3.

 

Задание №24.

Высокая численность волков может быть ограничивающим фактором для

1. Зайцев-русаков

2. Соболей

3. Медведей

4. Куниц

Объяснение: высокая численность будет ограничивающим фактором для организмов, которые являются пищей для волков. Таковыми являются зайцы-русаки. Правильный ответ - 1.

 

Задание №25.

Организм какой функциональной группы завершает пищевую цепь?

1. Консумент второго порядка

2. Продуцент

3. Консумент первого порядка

4. Редуцент

Объяснение: третьим (то есть последним) звеном каждой пищевой цепи является редуцент, это гетеротроф, потребляющий органические вещества и разлагает их до минеральных, а они опять включаются в пищевую цепь и круговороты. Правильный ответ - 4.

 

Задание №26.

В соответствии с представлениями В.И. Вернадского к биокосным телам природы относят

1. Почву

2. Полезные ископаемые

3. Газы атмосферы

4. Животных

Объяснение: по теории В.И. Вернадского биокосными телами являются телами, созданные одновременно живыми и неживыми телами. Например, почва. Она имеет как живой компонент (бактерии, грибы, простейшие) и неживой (земля, песок и т.д.). Правильный ответ - 1.

 

Задание №27.

Плазматическая мембрана клетки не участвует в процессах

1. Осмоса

2. Пиноцитоза

3. Синтеза молекул АТФ

4. Фагоцитоза

Объяснение: фагоцитоз и пиноцитоз - это поглощение твердых частиц и жидкостей при помощи плазматической мембраны. Осмос - всасывание веществ через мембрану по градиенту концентрации. А синтез АТФ у эукариот происходит в митохондриях и плазматическая мембрана в этом процессе не участвует. Правильный ответ - 3.

 

Задание №28.

Антикодону ААУ на транспортной РНК соответствует триплет на ДНК - 

1. ТТА

2. ААТ

3. ААА

4. ТТТ

Объяснение: тРНК - ААУ

иРНК - УУА

ДНК - ААТ

Правильный ответ - 2.

 

Задание №29.

Сущность мейоза состоит в 

1. Образовании клеток с диплоидным набором хромосом

2. Удвоении количества ДНК в клетках тела

3. Расхождении хроматид к полюсам клетки

4. Образовании гамет с гаплоидным набором хромосом

Объяснение: суть мейоза состоит в сохранении набора хромосом всех поколений диплоидным. Как это происходит: при мейозе из диплоидной клетки образуется четыре гаплоидных, а при оплодотворении гаплоидные клетки сливаются друг с другом, таким образом гаплоидный набор хромосом восстанавливается. Правильный ответ - 4.

 

Задание №30.

Выпадание четырех нуклеотидов в ДНК ведет к 

1. Модификационной изменчивости

2. Генной мутации

3. Хромосомной мутации

4. Геномной мутации

Объяснение: выпадание нуклеотидов - это перестройки на уровне гена (так как гены состоят из нуклеотидов), поэтому правильный ответ - 2.

 

Задание №31.

Индивидуальный отбор в селекции, в отличие от массового, более эффективен, так как он проводится

1. По генотипу

2. Под влиянием факторов окружающей среды

3. Под влиянием деятельности человека

4. По фенотипу

Объяснение: массовый отбор идет по фенотипу (отбираем особей с нужным нам хорошо выраженным признаком), а индивидуальный - по генотипу (то есть идет среди особей с известным генотипом). Правильный ответ - 1.

 

Задание 32.

Функционируют только в клетке другого организма, используют его аминокислоты, ферменты и энергию для синтеза нуклеиновых кислот и белков

1. Вирусы

2. Бактерии

3. Лишайники

4. Дрожжи

Объяснение: такими организмами, являющимися на грани живого и неживого ( то есть они проявляют признаки жизни только внутри живой клетки), являются вирусы. Правильный ответ - 1.

 

Задание №33.

Жидкая часть крови, остающаяся после ее свертывания, - это

1. Лимфа

2. Сыворотка

3. Физиологический раствор

4. Плазма

Объяснение: при центрифугировании кровь разделяется на две фракции: твердую красную и жидкую светлую или на форменные элементы и плазму соответственно. Правильный ответ - 4.

 

Задание №34.

Часть органа зрения, в котором возникает процесс нервного возбуждения при слабом освещении, - 

1. Колбочки

2. Палочки

3. Стекловидное тело

4. Зрительный нерв

Объяснение: палочки обеспечивают зрение при слабом освещении или в темное время суток и являются фоторецепторами, а, значит, они воспринимают раздражение и в них возникает возбуждение. Правильный ответ - 2.

 

Задание №35.

Процветанию вида способствует

1. Гомозиготность особей

2. Медленная смена поколений

3. Межвидовая гибридизация

4. Генетическая неоднородность особей

Объяснение: процветанию вида способствует генетическая неоднородность особей, так как в природе разнообразие всегда способствует устойчивости как экосистемы, так и вида, так и популяции. Правильный ответ - 4.

 

Задание №36.

Верны ли следующие суждения о движущих силах эволюции?

А. Основной движущей силой селекции растений и животных служит естественный отбор.

Б. Естественный отбор - процесс выживания и размножения особей, приспособленных к данным условиям среды.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: естественный отбор к селекции не имеет никакого отношения. Селекция основана на искусственном отборе - А - неверно. А Б - верно. Правильный ответ - 2.

 

Задание №37.

Генная мутация происходит в результате

1. Замены одного нуклеотида в ДНК на другой

2. Конъюгации гомологичных хромосом и обмена генами между ними

3. Выпадения нескольких нуклеотидов в молекуле ДНК

4. Вставки нескольких нуклеотидов в молекулу иРНК

5. Изменения сочетания генов отцовского и материнского организмов

6. Появления в генотипе лишней хромосомы

Объяснение: генная мутация - это мутация на уровне гена, то есть выпадение или добавление нуклеотида (-дов) (изменение числа нуклеотидов) в структуре ДНК. Из приведенных вариантов выбираем: замену одного нуклеотида, выпадение нескольких нуклеотидов, вставку нескольких нуклеотидов. Правильный ответ - 1, 3, 4.

 

Задание №38.

Поперечнополосатая мышечная ткань, в отличие от гладкой,

1. Состоит из многоядерных клеток

2. Состоит из вытянутых клеток с овальным ядром

3. Обладает большей быстротой и энергией сокращения

4. Составляет основу скелетной мускулатуры

5. Располагается в стенках внутренних органов

6. Сокращается медленно, ритмично, непроизвольно

Объяснение: поперечнополосатая мышечная ткань составляет скелетную мускулатуру, сокращается по нашему желанию и состоит не из отдельных клеток, а из синцития. Посмотрим как она выглядит 

myo-03

Правильный ответ - 1, 3, 4.

 

Задание №39. 

В основе биогенной миграции атомов в биосфере лежит

1. Адаптация

2. Обмен веществ

3. Раздражимость

4. Рост и развитие

5. Размножение 

6. Историческое развитие

Объяснение: закон биогенной миграции атомов по В.И. Вернадскому гласит, что миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется или при непосредственном участии живого вещества (биогенная миграция) или протекает в среде, геохимические особенности которой (О2, С02, Н2 и т.д.) обусловлены живым веществом – как тем, которое в настоящее время населяет биосферу, так и тем, которое было на Земле в течение всей геологической истории. Значит, из приведенных вариантов выбираем: обмен веществ (здесь миграция происходит в пределах одного организма), рост и развитие (в ходе этих процессов происходит обмен веществ) и размножение (так как при размножении часто происходит перемещение на определенные расстояния - споры, например). Правильный ответ - 245.

 

Задание №40.

Установите соответствие между признаком организма и царством, к которому он относится.

Признак организма                                   Царство

А. Оболочка клеток содержит хитин        1. Грибы

Б. Клетки содержат хлоропласты             2. Растения

В. В клетках накапливается гликоген

Г. Размножаются с помощью мицелия

Д. Имеют автотрофный тип питания

Е. В экосистеме выполняют роль редуцентов

Объяснение: растения - зеленые, в них идет фотосинтез, имеют автотрофный тип питания  и в экосистеме выполняют роль продуцентов. Все остальное относим к грибам. Правильный ответ - 121121. 

 

Задание №41.

Установите соответствие между характеристикой и отделом головного мозга человека, к которому ее относят.

Характеристика                                  Отдел головного мозга

А. Содержит дыхательный центр      1. Продолговатый мозг

Б. Регулирует температуру тела       2. Промежуточный мозг

В. Отвечает за чувство жажды

Г. Регулирует деятельность

сердечно-сосудистой системы

Д. Содержит центры защитных

реакций организма - кашля и чихания

Объяснение: продолговатый мозг содержит центры дыхания, сердечно-сосудистой системы, кашля и чихания, а промежуточный - регулирует температуру тела и отвечает за чувство жажды. Правильный ответ - 12211. 

 

Задание №42.

Установите соответствие между особенностью процесса и его видом.

Особенность процесса                                       Вид процесса

А. Происходит в хлоропластах                          1. Фотосинтез

Б. Состоит из световой и темновой фаз            2. Гликолиз

В. Образуется пировиноградная кислота

Г. Происходит в цитоплазме

Д. Конечный продукт - глюкоза

Е. Расщепление глюкозы

Объяснение: фотосинтез - процесс сборки углеводов, происходит в хлоропластах, состоит из световой и темновой фаз, а гликолиз - процесс распада глюкозы до пировиноградной кислоты, происходит в цитоплазме. Правильный ответ - 112212. 

 

Задание №43.

Установите соответствие между примером и направлением эволюции, которое он иллюстрирует.

Пример                                         Направление эволюции

А. Одуванчик                               1. Биологический прогресс

Б. Двоякодышащие рыбы            2. Биологический регресс

В. Саговники

Г. Мышевидные грызуны

Д. Зубатые киты

Е. Насекомые

Объяснение: в этом задании нужно отделить процветающие виды от исчезающих. К процветающим видам отнесем: одуванчик, грызунов и насекомых, количество особей остальных видов сокращается. Правильный ответ - 122121. 

 

Задание №44.

Расположите классы позвоночных животных в последовательности, которая отражает усложнение строения их кровеносной системы в процессе эволюции. 

1. Костные рыбы

2. Земноводные

3. Пресмыкающиеся

4. Млекопитающие

Объяснение: кровеносная система в эволюции развивалась следующим образом: двухкамерное сердце, один круг кровообращения → трехкамерное сердце без перегородки, смешанная кровь, два круга кровообращения → трехкамерное сердце с неполной перегородкой, смешанная кровь, два круга кровообращения → четырехкамерное сердце, два круга кровообращения. Сопоставим эти кровеносные системы с классами хордовых животных: костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие. Правильный ответ - 1, 2, 3, 4. 

 

Задание №45.

Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?

Объяснение: вред растению наносят как взрослые насекомые-жуки, так и личинки. Взрослые насекомые грызут листья растений, а личинки - перегрызают корни.

 

Задание №46. 

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Плоские черви - это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человесекую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У них хорошо развита нервная система. 5. Плоские черви - раздельнополые животные, откладывают яйца.

Объяснение: 2 - человеческая аскарида относится к типу Круглые черви, а не Плоские. 4 - у Плоских червей плохо развита нервная система. 5 - Плоские черви - не гермафродиты, а раздельнополые животные.

 

Задание №47. 

Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и животных?

Объяснение: плод - генеративный орган растения, значит при помощи плода растение размножается. Плоды, как правило, бывают сочными и их едят животные. Это способствует распространению семян на определенные расстояния, то есть расселению растений.

 

Задание №48.

Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее трех факторов, которые являются причиной перелетов этих животных.

Объяснение: птицы реагируют на уменьшение светового дня. Как только день становится меньше, птицы начинают улетать на юг. то связано с тем, что в холодное время года птицам на севере тяжело найти пищу: различные плоды растений или насекомые (плоды находятся под снегом, а насекомые зимой не летающие), так же многие птицы являются водоплавающими, но зимой водоемы покрываются льдом и плавать на льду становится затруднительно (а птицы, питающиеся рыбой тоже не могут ее кушать, так как она подо льдом). Для того, чтобы пережить зиму, нужно иметь достаточно большой меховой покров, который у улетающих птиц отсутствует.

 

Задание №49.

Участок цепи ДНК, кодирующий первичную структуру полипептида, состоит из 15 нуклеотидов. Определите число нуклеотидов на иРНК, кодирующих аминокислоты, число аминокислот в полипептиде и количество тРНК, необходимых для переноса этих аминокислот к месту синтеза. Ответ поясните.

Объяснение: 15 нуклеотидов ДНК соответствуют 15 нуклеотидам иРНК. Одна аминокислота кодируется сочетанием трех нуклеотидов, значит полипептид будет состоять из пяти аминокислот. Эти аминокислоты приносятся к рабочей рибосоме при помощи тРНК. Одна тРНК кодирует одну аминокислоту, значит нам понадобится пять молекул тРНК.

 

Задание №50.

У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства. Какой закон имеет место в данном случае.

Объяснение: АА - красная окраска

Аа - розовая окраска

аа - белая окраска

ВВ - узкие листья

Вв - листья промежуточной ширины

вв - широкие листья

Скрещивание:

Р: АаВв х ааВВ

Г: АВ, ав, Ав, аВ х аВ

F1: АаВВ - розовые цветки, узкие листья

ааВв - белые цветки, листья промежуточной ширины

АаВв - розовые цветки, листья промежуточной ширины

ааВВ - белые цветки, узкие листья

Вероятность появления цветков с каждым из генотипов - 25%.

Скрещивание дигибридное (так как анализ идет по двум признакам). 

В данном случае действуют законы неполного доминирования и независимого наследования признаков.