Вариант 8

Задание №1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Ygx_D7YQw2U

Объяснение: стебель имеет четыре составляющих: кору, древесину, сердцевину и камбий. Камбий - образовательная ткань, обеспечивая рост стебля в толщину. Правильный ответ - камбий.

 

Задание №2.

Ниже приведен перечень методов исследования. Все они, кроме двух, используются в биотехнологии. Найдите два метода, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Метод рекомбинантных плазмид

2. Соматическая гибридизация

3. Выращивание клеток и тканей на питательных средах

4. Межвидовая гибридизация растений

5. Испытание производителя по потомству

Объяснение: биотехнология - наука об использовании живых организмов для производства полезных продуктов. В большиснвте случаев в биотехнологических методах используются микроорганизмы. Гибридизация не является методом биотехнологии, а также испытание производителя по потомству не используется в данной дисциплине. Правильный ответ - 45.

 

Задание №3.

В соматической клетке лисы 34 хромосомы. Какой набор хромосом имеет сперматозоид этого организма? В ответе запишите только количество хромосом.

Объяснение: соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом (двойной), а половые - гаплоидный (одинарный). Поэтому, разделим 34 на 2, получается - 17.

 

Задание №4.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можо использовать для описания особенностей строения и функционирования рибосом. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Состоят из триплетов микротрубочек

2. Участвуют в процессе биосинтеза белка

3. Формируют веретено деления

4. Образованы белком и РНК

5. Состоят из двух субъединиц

Объяснение: рибосомы - органеллы эу- и прокариотических клеток, отвечающие за синтез белка. Состоят из рибосомальной РНК (рРНК), которая синтезируется на матрице ДНК. Состоят из двух субъединиц - большой и малой. Значит, к признакам рибосом относятся все, кроме того, что они состоят из триплетов микротрубочек и формируют веретено деления. Правильный ответ - 13.

 

Задание №5.

Установите соответствие между характеристикой обмена веществ в клетке и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристика

А. Происходит бескислородное расщепление глюкозы

Б. Происходит на рибосомах, хлоропластах

В. Конечные продукты обмена - углекислый газ и вода

Г. Органические вещества синтезируются

Д. Используется энергия, заключенная в молекулах АТФ

Е. Освобождается энергия и запасается в молекулах АТФ

Вид обмена веществ

1. Энергетический

2. Пластический

Объяснение: пластический обмен - процесс образование сложных молекул из простых (полимеров из мономеров). Сопровождается поглощением энергии. Значит, к пластическому отнесем: процессы на рибосомах, хлоропластах, синтез органических веществ, использование энергии, заключенной в молекулах АТФ. А энергетический обмен - процесс распада органических веществ в живом организме, происходит с высвобождением энергии (с образованием молекул АТФ). То есть, все остальные признаки отнесем к энергетическому обмену. Правильный ответ - 121221. 

 

Задание №6.

Сколько типов гамет образует дигетерозиготная особь при независимом наследовании признаком?

Объяснение: генотип дигетерозиготной особи: АаВв, образует следующие гаметы: АВ, Ав, аВ и ав. Правильный ответ - 4. 

 

Задание №7.

Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик мутационной изменчивости. Найдите две характеристики, "выпадающие" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Возникновение при действии радиации

2. Поворот участка хромосомы на 180 градусов

3. Уменьшение числа хромосом в кариотипе

4. Изменения фенотипа в пределах нормы реакции признака

5. Рекомбинация генов при кроссинговере

Объяснение: мутационная изменчивость - такая изменчивость, которая возникает при воздействии физических, химических или биологических мутагенов. Мутационная наследственность является наследуемой. Изменение фенотипа в пределах нормы реакции признака - модификационная изменчивость. Рекомбинация генов при кроссинговере - комбинативная изменчивость. Правильный ответ - 45.

 

Задание №8.

Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками.

Структура зародыша

А. Ногти

Б. Органы чувств

В. Кровь

Г. Лимфа

Д. Мышечная ткань

Зародышевые листки

1. Эктодерма

2. Мезодерма

Объяснение: из эктодермы образуется: эпидермис кожи, ногти, влосы, потовые железы, нервная система, рецепторные клетки органов чувств, хрусталик глаза, зубная эмаль. Из мезодермы: гладкая мускулатура всех органов, скелетная мускулатура, сердечная мышца, соединительная ткань, кости, хрящи, дентин зубов, кровь, кровеносные сосуды, брызжейка, почки, семенники и яичники. Правильный ответ - 11222.

 

Задание №9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Каких животных относят к классу пресмыкающихся?

1. Обыкновенная гадюка

2. Прудовая лягушка

3. Обыкновенный тритон

4. Нильский крокодил

5. Серая жаба

6. Живородящая ящерица

Объяснение: класс Пресмыкающиеся делится на 4 отряда: Чешуйчатые (ящерицы и змеи), Крокодилы, Черепахи и Клювоголовые (гаттерия). Правильный ответ - 146.

 

Задание №10. 

Установите соответствие между функцией растения и органом, который ее выполняет.

Функция растений

А. Процесс фотосинтеза

Б. Выделение кислорода в процессе газообмена

В. Поглощение воды и минеральных веществ

Г. Закрепление в почве

Д. Испарение воды

Орган

1. Лист

2. Корень

Объяснение: в листе происходит фотосинтез, выделение кислорода и испарение воды, а в корне - поглощение воды и минеральных веществ и закрепление (заякоривание) в почве. Правильный ответ - 11221. 

 

Задание №11.

Установите. в какой последовательности расположены систематические группы растений, начиная с наименьшей.

1. Садовая астра

2. Двудольные

3. Покрытосеменные

4. Астра

5. Сложноцветные

Объяснение: начинаем с наименьшего таксона.

Вид - Садовая астра

Род - Астра

Семейство - Сложноцветные

Класс - Двудольные

Отдел - Покрытосеменные

Правильный ответ - 14523.

 

Задание №12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Неправильная осанка у подростков может привести к 

1. Ослаблению действия ферментов

2. Деформации грудной клетки

3. Увеличению содержания солей кальция в костях

4. Смещению и сдавливанию внутренних органов

5. Нарушению кровоснабжения внутренних органов

6. Нарушению работы гипофиза

Объяснение: неправильная осанка приводит к искривлению позвоночника, что провоцирует деформацию грудной клетки, а значит смещению и сдавливанию внутренних органов и нарушению кровоснабжения внутренних органов. Праивльный ответ - 245.

 

Задание №13.

Установите соответствие между защитным свойством организма человека и видом иммунитета

Защитные свойства                                      Вид иммунитета

А. Наличие антител в плазме крови,           1. Активный

полученных по наследству                         2. Пассивный

Б. Получение антител                                 3. Врожденный

с лечебной сывороткой

В. Образование антител в

крови в результате вакцинации

Г. Наличие в крови сходных белков -

антител у всех особей одного вида

Объяснение: рассмотрим каждый вид иммунитета. Активный иммунитет - явление, при котором наш организм сам вырабатывает антитела в ответ на введение микробных организмов (вакцинации). Пассивный иммунитет - такой, при котором в организм вводятся уже готовые антитела. Врожденный иммунитет - такой, при котором антитела уже находятся в организме еще до попадания антигена. Поэтому, правильный ответ - 3213.

 

Задание №14.

Установите последовательность, отражающую положение вида Человек разумный в системе, начиная с наименьшей категории.

1. Семейство Люди

2. Класс Млекопитающие

3. Отряд Приматы

4. Тип Хордовые

5. Род Человек

6. Вид Человек разумный

Объяснение: начинаем с наименьшего таксона.

Вид Человек разумный

Род Человек

Семейство Люди

Отряд Приматы

Класс Млекопитающие

Тип Хордовые

Правильный ответ - 651324.

 

Задание №15.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К процессам, приводящим к образованию новых видов в природе, относят

1. Митотическое деление клеток

2. Скачкообразный мутационный процесс

3. Модификационную изменчивость

4. Географическую изоляцию

5. Бесполое размножение особей

6. Естественный отбор

Объяснение: к образованию новых видов приводит скачкообразный мутационный процесс (под влиянием факторов окружающей среды), геграфическая изоляция - происходит накопление мутаций внутри определенной популяции, естественный отбор (выживают наиболее приспособленные к данным условиям особи). Правильный ответ - 246.

 

 

Задание №16.

 

Установите соответствие между видом организмов и направлением эволюции, которое для него характерно.

 

Виды                              Направление эволюции

 

А. Крыса серая              1. Биологический прогресс

Б. Снежный барс           2. Биологический регресс

В. Амурский тигр

Г. Пырей ползучий

Д. Лошадь Пржевальского

Е. Одуванчик обыкновенный

Объяснение: биологический прогресс - увеличение приспособленности особей, сопровождающееся ростом численности, расширением ареала и внутривидовой изменчивостью. Биологический регресс - уменьшение приспособленности особей, сопровождающееся снижением численности, уменьшением ареала и дальнейшим вымиранием вида. Сокращение численности характерно для снежного барса, амурского тигра и лошади Пржевальского.  Правильный ответ - 122121. 

 

 

Задание №17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Уничтожение лесов на обширных территориях приводит к 

 

1. Повышению в атмосфере вредных примесей азота

2. Нарушению озонового слоя

3. Нарушению водного режима

4. Смене биогеоценозов

5. Нарушению направления воздушных потоков в атмосфере

6. Сокращению видового разнообразия

Объяснение: уничтожение лесов означает пониженную выработку кислорода, который при определенных условиях превращается в озон, значит уничтожение лесов приводит к нарушению озонового слоя. На месте вырубленного леса будут жить совсем другие организмы, чем в лесу, то есть приводит к смене биогеоценозов и сокращению видового разнообразия. Правильный ответ - 246.

 

 

Задание №18.

Установите соответствие между группой растений или животных и ее ролью в экосистеме пруда.

Растения и животные пруда

 

А. Прибрежная растительность

Б. Рыбы

В. Личинки земноводных

Г. Фитопланктон

Д. Растения дна

Е. Моллюски

 

Компоненты экосистемы

 

1. Продуценты

2. Консументы

Объяснение: продуценты - автотрофы (зеленые растения или бактерии) (фототрофы или хемотрофы), создающие органические вещества из неорганических. Образуют первый трофический уровень пищевой цепи. То есть, к продуцентам отнесем все растения - прибрежную растительность, фитопланктон, растения дна, к консументам - всех остальных. Консументы - гетеротрофы, то есть организмы, потребляющие готовые органические вещества. Составляют второй трофический уровень в пищевой цепи. Могут быть первого, второго, третьего и т.д. порядка.

Правильный ответ - 122112. 

 

 

Задание №19. 

Установите последовательность формирования приспособленности растений в процессе эволюции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. Размножение особей с полезными изменениями

2. Возникновение различных мутаций в популяции

3. Борьба за существование

4. Сохранение особей с наследственными изменениями, полезными для данных условий среды

Объяснение: формирование приспособленности начинается с возникновения различных мутаций в популяции, затем наступает борьба за существование между особями, у которых возникли мутации, затем среди выживших особей сохраняются наиболее приспособленные (с наследственными изменениями, полезными для данных условий среды), и, наконец, заканчивается размножением особей с полезными изменениями. Правильный ответ - 2341.

 

 

Задание №20.

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответсвующий термин из предложенного списка.

 

Органоид клетки Чисто мембран Функция
А Одномембранный

Расщепление органических

веществ клетки

Рибосома Б Биосинтез белка
Хлоропласт Двумембранный В

 

Список терминов и понятий:

 

1. Комплекс Гольджи

2. Синтез углеводов

3. Одномембранный

4. Гидролиз крахмала

5. Лизосома

6. Немембранный

Объяснение: расщеплением органических веществ в клетке занимается лизосома, рибосома является нмембранной органеллой, так как состоит из рРНК и белков, хлоропласт осуществляет фотосинтез, в ходе которого получаются углеводы. Правильный ответ - 562.

 

 

Задание №21.

Изучите график "Движущая форма естественного отбора". Выберите номера утверждений, которые характеризуют данную форму отбора.

 

3yEvjJpUxNI

1. Действует в условиях долго не меняющейся среды

2. Обеспечивает закрепление нового признака организмов

3. Сохраняет особи с полезными отклонениями

4. Сохраняет особи с нормой реакции, установившейся на длительное время

Объяснение: движущий отбор - такой отбор, при котором выживают особи с отклоняющимся от среднего значения признаком. Способствует увеличению приспособленности к условиям окружающей среды. То есть, движущий отбор обеспечивает закрепление нового признака и сохраняет особи с полезными отклонениями. Правильный ответ - 23.

 

 

Задание №22.

 

Объясните, почему ботаники эвглену зеленую относят к растениям, а зоологи - к животным. Ответ обоснуйте.

Объяснение: эвглена зеленая имеет признаки растений и животных. Признаки растений: наличие пластид (соответственно, автотрофия - переработка неорганических веществ в органические), признаки животных: гетеротрофия - питание готовыми органическими веществами.

 

 

Задание №23.

 

Схема какого процесса изображена на рисунке? Каким образом делятся клетки в зоне размножения, зоне созревания? Какой набор хромосом имеют клетки, обозначенные на рисунке цифрами 1,2?

AgP47V3sUOE

Объяснение: на рисунке изображена схема сперматогенеза. В зоне размножения клетки делятся митозом (то есть из диплоидной материнской клетки образуется две дочерние диплоидные клетки с материнским набором хромосом). В зоне созревания клетки делятся мейозом, то есть дважды и в итоге получается четыре клетки с гаплоидным набором хромосом (так как половые клетки имеют одинарный набор хромосом, при оплодотворении сливаются и уже зигота является диплоидной клеткой). Под цифрой 1 - диплоидная клетка, под цифрой 2 - гаплоидная клетка. 

 

 

Задание №24.

 

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. К железам внутренней секреции относят поджелудочную железу, надпочечники, щитовидную железу. 2. Железы внутренней секреции не имеют выводных протоков и выделяют вырабатываемые ими вещества непосредственно в кровь. 3. Вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, называют ферментами. 4. При гиперфункции щитовидной железы развивается базедова болезнь. 5. При гиперфункции поджелудочной железы развивается сахарный диабет.

Объяснение: в первом предложении ошибка: поджелудочная железа относится к железам не внутренней, а смешанной секреции, так как выделяет не только гормоны, но и активные вещества в желудок и двенадцатиперстную кишку. В третьем предложении ошибка: вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, называются гормонами. В пятом предложении: сахарный диабет развивается при гипофункции поджелудочной железы, так как при недостаточной выработке инсулина не вся глюкоза из крови может попасть в клетки (так как инсулин переправляет глюкозу через цитоплазматическую мембрану), соответственно, не может полноценно произойти процесс клеточного дыхания. 

 

 

Задание №25.

 

В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?

Объяснение: правильнее сказать, что у растений дыхание и фотосинтез - противоположные процессы, так как в процессе фотосинтеза расходуются вода и углекислый газ, образуются сахара и кислород, как побочный продукт. В процессе дыхания кислород и глюкоза расходуются с образованием углекислого газа и воды. Фотосинтез делится на две фазы: световая фаза происходит с участием света, а темновая без его участия, дыхание же не зависит от света. 

 

 

Задание №26.

 

Почему природная экосистема смешанного леса является стабильной?

Объяснение: вообще в биологии, разнообразие - основа стабильности. Чем разнообразнее экосистема, тем больше вероятность, что при утрате одного вида, его экологическую нишу займет другой - близкий и стабильность не нарушится. В смешанном лесу так и происходит. 

 

 

Задание №27.

 

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре (клетке) семязачатка перед началом мейоза 1 и мейоза 2. Объясните результаты в каждом случае.

Объяснение: в клетке семязачатка пшеницы перед начало мейоза хромосомный набор диплоидный (2n2c) или 56 молекул ДНК и 28 хромосом, так как в интерфазе первого деления происходит репликация (удвоение) ДНК (то есть хромосомный набор в соматический клетках пшеницы равен 28). В процессе первого деления мейоза клетка делится пополам, то есть будет 28 молекул ДНК и 14 хромосом. 

 

 

Задание №28.

 

При анализирующем скрещивании дигетерозиготного высокого с круглыми плодами растения томата получено расщепление потомства по фенотипу: 38 растений высоких с округлыми плодами, 10 - высоких с грушевидными плодами, 10 - карликовых с округлыми плодами, 42 - карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы и фенотипы исходных особей, потомства. Объясните формирование четырех фенотипических классов. 

Объяснение: 

А - высокое растение

а - карликовое растение

В - круглые плоды

в - грушевидные плоды

Р:               АаВв х аавв

G: АВ, ав, аВ, Ав х ав

F1: АаВв - высокие растения с круглыми плодами - 38

аавв - карликовые растения с грушевидными плодами - 42

ааВв - карликовые растения с круглыми плодами - 10

Аавв - высокие растения с грушевидными плодами - 10

Здесь можно выделить две группы признаков:

1. АаВв и аавв - в первом случае наследуются сцепленно А и В, а во втором - а и в.

2. ааВв и Аавв - здесь произошел кроссинговер.