Вариант 9

Разбор варианта № 2 за 2016 год из сборника «Типовые тестовые задания ЕГЭ 2016. Биология», авторы: Г.С. Калинова, Т.В. Мазяркина.

 

 

Задание №1.

С помощью какого метода было установлено наследование дальтонизма у человека?

1. Генеалогического

2. Цитогенетического

3. Гибридологического

4. Биохимического

Объяснение: дальтонизм - генетическое заболевание, проследить наследование дальтонизма можно только при помощи генеалогического метода, то есть исследовать несколько поколений исследуемых организмов. Правильный ответ - 1.

 

Задание №2.

Собственную молекулу нуклеиновой кислоты содержит органоид клетки

1. Митохондрии

2. Лизосома

3. Клеточный центр

4. Аппарат Гольджи

Объяснение: собственную молекулу ДНК имеют митохондрии, так как по теории симбиогенеза, когда-то митохондрии были самостоятельными организмами. Правильный ответ - 1.

  

Задание №3.

Процесс транскрипции при биосинтезе белка в эукариотической клетке происходит в 

1. Каналах эндоплазматической сети

2. Центриолях клеточного центра

3. Цитоплазме

4. Ядре

Объяснение: процесс транскрипции - это процесс, при котором происходит синтез иРНК с матрицы ДНК, то есть данный процесс идет в ядре. Правильный ответ - 4.

 

Задание №4.

Какие структуры клетки распределяются строго равномерно между дочерними клетками в процессе митоза?

1. Рибосомы

2. Хлоропласты

3. Митохондрии

4. Хромосомы

Объяснение: в процессе деления клетки строго равномерно между клетками распределяются хромосомы, при митозе из одной диплоидной клетки получается две гаплоидных. Правильный ответ - 4.

 

Задание №5.

В процессе эмбрионального развития хордовых животных основная часть пищеварительного канала формируется из

1. Энтодермы

2. Мезодермы

3. Хорды

4. Нервной трубки

Объяснение: эпителий желудка, пищевода, кишечника формируется из энтодермы, а гладкая мускулатура всех органов, в том числе пищеварительного канала, формируется из мезодермы. Правильный ответ - 1.

  

Задание №6.

Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух гетерозиготных желтозерных растений?

1. 1:1

2. 3:1

3. 1:1:1:1

4. 9:3:3:1

Объяснение: Аа х Аа

Получается: АА, 2Аа, аа

То есть, соотношение: 3:1. Правильный ответ - 2.

  

Задание №7.

Примером хромосомной мутации в клетках служит

1. Уменьшение числа хромосом в ядре

2. Утрата одного плеча хромосомы

3. Кратное увеличение набора хромосом

4. Выпадение нескольких нуклеотидов в гене

Объяснение: хромосомная мутация - мутация, связанная с изменением структуры хромосом, то есть правильный ответ - 2.

 

Задание №8.

В селекции животных для закрепления признаков у потомков одного вида применяют скрещивание

1. Близкородственное

2. Анализирующее

3. Неродственное

4. Отдаленное

Объяснение: в селекции для выведения определенной породы или закрепления определенных признаков скрещивают близкородственных особей, имеющих этот признак. Правильный ответ - 1.

  

Задание №9.

Синдром приобретенного иммунодефицита, или СПИД, вызывается

1. Болезнетворной бактерией

2. Лишайником

3. Бактерией гниения

4. Вирусом

Объяснение: СПИД вызывается вирусом, при заражении данным вирусом, он начинает проявляться как ВИЧ - вирус иммунодефицита.

Shema-virusa-VICh

Правильный ответ - 4.

  

Задание №10. 

Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, происходит за счет

1. Оттока питательных веществ из листьев в другие органы

2. Корневого давления и испарения воды листьями

3. Отложения питательных веществ в запас

4. Расщепления сложных органических веществ до простых

Объяснение: вода поступает в растение из почвы через корни, а определенное давление создается за счет испарения воды листьями. Правильный ответ - 2.

  

Задание №11.

Голосеменные растения, в отличие от покрытосеменных,

1. Имеют вегетативные органы

2. Размножаются семенами

3. Не участвуют в фотосинтезе

4. Не образуют цветки и плоды

Объяснение: главные признаки покрытосеменных - наличие цветков и плодов, а у голосеменных нет ни цветков ни плодов. Правильный ответ - 4.

  

Задание №12.

Стрекательные клетки гидры

1. Переваривают пищу

2. Участвуют в передвижении

3. Парализуют добычу и врагов

4. Осуществляют синтез веществ

Объяснение: стрекательные клетки гидры выполняют защитную функцию - они парализуют добычу и врагов. Правильный ответ - 3.

  

Задание №13.

К какой группе животных принадлежит ланцетник?

1. Беспозвоночных

2. Позвоночных

3. Бесчерепных

4. Мягкотелых

Объяснение: ланцетник находится на начальных ступенях эволюции хордовых животных, а именно относится к подтипу Бесчерепные. Правильный ответ - 3.

  

Задание №14.

В организме человека свойство автоматии, или способности регулярно самовозбуждаться, присуще клеткам

1. Эпителия слюнных желез

2. Сердечной мышцы

3. Плазмы крови

4. Подкожной жировой клетчатки

Объяснение: автоматия свойственная сердечной мышце, именно с эти свойством связано строение сердечной мышцы. Правильный ответ - 2.

  

Задание №15.

В каком из отделов пищеварительной системы происходит всасывание продуктов расщепления белков, жиров и углеводов?

1. В тонком кишечнике

2. В толстом кишечнике

3. В прямой кишке

4. В желудке

Объяснение: всасывание продуктов расщепления начинается в тонком кишечнике, так как в желудке происходит расщепление сложных органических молекул до простых при помощи желудочных кислот и ферментов. Правильный ответ - 1. 

  

Задание №16. 

В организме человека центр, регулирующий частоту сердечных сокращений, расположен в 

1. Коре мозжечка

2. Продолговатом мозге

3. Белом веществе спинного мозга

4. Сером веществе спинного мозга

Объяснение: центр сердечных сокращений, а также дыхательный центр и др., находятся в продолговатом мозге. Правильный ответ - 2.

 

Задание №17.

Белое вещество спинного мозга человека выполняет функцию

1. Синтеза гликогена из глюкозы

2. Деления тел нейронов

3. Проведение нервных импульсов

4. Очищение крови от конечных продуктов обмена

Объяснение: серое вещество спинного мозга состоит из тел нервных клеток, а белое вещество - из отростков нервных клеток. 

Правильный ответ - 3.

  

Задание №18.

Один из способов профилактики расстройства зрения у человека заключается в регулярном употреблении

1. Продуктов, содержащих витамин А

2. Белковой пищи

3. Свежих фруктов, богатых витамином С

4. Продуктов, содержащих сахарозу

Объяснение: продукты, содержащие витамин А, употребляют для профилактики расстройства зрения. Это такие продукты, как желтые и оранжевые овощи и фрукты, печень, рыбий жир и т.д. Правильный ответ - 1.

  

Задание №19.

Изменения в поведении птиц, предшествующие их спариванию, могут привести к 

1. Репродуктивной изоляции

2. Географической изоляции

3. Биологическому регрессу

4. Конвергенции

Объяснение: спариванию птиц предшествует репродуктивная изоляция. Но при этом происходит только спаривание между особями определенной популяции. Правильный ответ - 1.

  

Задание №20.

Какой отбор сохраняет видовые признаки современного человека?

1. Движущий

2. Стабилизирующий

3. Массовый

4. Методический

Объяснение: стабилизирующая форма естественного отбора - такая форма, при которой сохраняются особи со средним значением (проявлением) признака в постоянных (или исходных) условиях среды. Правильный ответ - 2.

  

Задание №21.

Среди названных органов гомологичными являются

1. Крылья бабочки и птицы

2. Роющие конечности крота и медведки

3. Конечности крота и крылья летучей мыши

4. Ласты кита и плавники рыб

Объяснение: гомологичные органы - это такие органы, которые одинаковы (или сходны) по строению и происхождению, но выполняют разные функции. Например, конечности разных млекопитающих: у крота - для рытья, у китообразных - для плавания, у копытных - для бега. Такое развитие произошло в результате дивергенции (расхождения признаков). Правильный ответ - 3.

  

Задание №22.

Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения

1. Гриб и водоросль в лишайнике

2. Культурные и сорные растения

3. Уж и лягушка

4. Плотоядные и растительноядные животные

Объяснение: гриб и водоросль в лишайнике существуют во взаимовыгодных отношениях - симбиозе, культурные и сорные растения конкурируют между собой, уж охотится на лягушку (хищничество), плотоядные животные охотятся на растительноядных (хищничество). Правильный ответ - 2.

  

Задание №23.

Плодовый сад, в отличие от леса, считают агроценозом, так как в нем

1. Высокая численность продуцентов одного вида

2. Имеются цепи питания

3. Происходит круговорот веществ

4. Сложная сеть пищевых взаимоотношений

Объяснение: плодовый сад является искусственной экосистемой, так как там преобладают монокультуры - яблоня, вишня, груша или другое растение, то есть - высокая численность продуцентов одного вида. Правильный ответ - 1.

  

Задание №24.

Главную роль в круговороте веществ в биосфере выполняют

1. Живые организмы

2. Абиотические факторы

3. Организмы-гетеротрофы

4. Антропогенные факторы

Объяснение: главную роль в круговороте веществ играют живые организмы, так как именно за счет живых организмов происходят различные изменения химических веществ: из неорганических веществ в органические и обратно. Правильный ответ - 1.

  

Задание №25.

Верны ли следующие суждения о путях эволюции?

А. Сокращение численности вида венерина башмачка - пример его развития по пути дегенерации

Б. Расширение ареала вида, увеличение его численности - свидетельство его развития по пути дивергенции

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Объяснение: сокращение численности - пример биологического регресса, а не дегенерации, а расширение ареала вида и увеличение численности - пример биологического прогресса, а не дивергенции. Правильный ответ - 4.

 

 

Задание №26.

В темновую фазу фотосинтеза, в отличие от световой, происходит

1. Фотолиз воды

2. Восстановление углекислого газа до глюкозы

3. Синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света

4. образование молекулярного кислорода

5. Использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов

6. Образование молекул крахмала из глюкозы

Объяснение: 

приведем перечень процессов, которые происходят в световую и темновую фазы фотосинтеза.

 Процессы световой фазы:

1. Активация хлорофилла

2. Фотолиз воды

3. Синтез АТФ

4. Создание НАДФ·Н2

5. Образование свободного кислорода

Процессы темновой фазы:

1. Фиксация углекислого газа

2. Образование глюкозы (цикл Кальвина) 

Правильный ответ - 256.

  

Задание №27.

Какие примеры иллюстрирует возбуждение симпатической нервной системы?

1. Усиление сердечных сокращений

2. Усиление перистальтики кишечника

3. Понижение артериального давления

4. Расширение зрачков глаз

5. Увеличение сахара в крови

6. Сужение бронхов и бронхиол

Объяснение: симпатическая и парасимпатическая отделы нервной системы являются антагонистами, если симпатическая нервная система расширяет зрачок, повышает давление, сужает артерии, увеличивает количество сахара в крови, учащает сердечные сокращения, уменьшает перистальтику кишечника, то парасимпатическая система - наоборот, сужает зрачок, понижает давление, расширяет артерии, уменьшает количество сахара в крови, замедляет сердцебиение, усиливает перистальтику кишечника. Правильный ответ - 145.

 

Задание №28.

Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?

1. Наличие двойного оплодотворения

2. Образование корней у папоротниковидных

3. Снижение испарения путем образования воскового налета на листьях

4. Усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений

5. Образование плодов с семенами у покрытосеменных растений

6. Сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

Объяснение: ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.). Поэтому к ароморфозам растений отнесем: наличие двойного оплодотворения, образование корней у папоротниковидных и образование плодов с семенами у покрытосеменных растений. Правильный ответ - 125.

  

Задание №29. 

Установите соответствие между характеристикой и процессом.

Характеристика

А. Происходит в хлоропластах

Б. Синтезируется глюкоза

В. Является этапом энергетического обмена

Г. Происходит в цитоплазме

Д. Происходит фотолиз воды

Процесс

1. Фотосинтез

2. Гликолиз

Объяснение: фотосинтез - процесс образования глюкозы из углекислого газа и воды, а гликолиз - часть дыхания, то есть энергетического обмена. Фотосинтез происходит в окрашенных органеллах - хлоропластах, при этом синтезируется глюкоза и идет фотолиз воды. А гликолиз происходит в цитоплазме. Правильный ответ - 11221.

  

Задание №30.

Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.

Признак

А. Оплодотворение внутреннее

Б. Оплодотворение у большинства видов наружное

В. Непрямое развитие

Г. Размножение и развитие происходит на суше

Д. Яйца с большим запасом питательных веществ

Классы

1. Земноводные

2. Пресмыкающиеся

Объяснение: пресмыкающиеся - более прогрессивная группа организмов, их развитие не связано с водой, они имеют внутреннее оплодотворение, прямое развитие и они имеют яйца с большим запасом питательных веществ. Правильный ответ - 21122. 

  

Задание №31. 

Установите соответствие между значением рефлекса и его видом.

Значение рефлекса

А. Обеспечивает инстинктивное поведение

Б. Обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды, в которых обитали многие поколения данного вида

В. Позволяет приобрести новый опыт, полученный в течение жизни

Г. Определяет поведение организма в изменившихся условиях

Вид рефлекса

1. Безусловный

2. Условный

Объяснение: сначала разберемся в терминологии. Рефлекс - ответ организма на действие раздражителей или внешней среды. Безусловный рефлекс - рефлекс, присутствующий у вида (или группы видов) с рождения, выработанный (закрепленный из поколения в поколение (например, сосание, глотание, чихание и т.д.). Рефлекторная дуга таких рефлексов преимущественно проходит через спинной мозг. Условный рефлекс - рефлекс, возникающий в организме человека (или животных) в процессе жизни в определенной среде обитания, как приспособление к этой среде. Условные рефлексы для каждого организма индивидуальны и при переселении на другую территорию (или при неиспользовании рефлекса) угасает. Рефлекторная дуга таких рефлексов проходит через головной мозг. Поэтому, правильный ответ - 1122.

 

 

Задание №32.

Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом.

Характеристика

 

А. Действует в природе постоянно

Б. Сохраняет особей с признаками, интересующими человека

В. Обеспечивает формирование приспособленности к условиям жизни в биоценозах

Г. Приводит к возникновению новых видов

Д. Способствует созданию новых пород животных

 

Вид отбора

 

1. Естественный

2. Искусственный

Объяснение: Естественный отбор - отбор, в результате которого (в естественной среде) выживает наиболее приспособленный к данным условиям среды организм (выделяют формы отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный). Искусственный отбор - отбор, осуществляемый человеком, с целью сохранения (чаще всего выведения чистых линий) нужных человеку признаков (например, большая мышечная масса, удой молока, яйценоскость и т.д.).  Поэтому к естественному отбору отнесем: действие в природе постоянно, обеспечение формирования приспособленности к условиям жизни в биоценозах и естественный отбор приводит к возникновению новых видов. Правильный ответ - 12112.

 

Задание №33.

Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого.

 

1. Популяционный

2. Клеточный

3. Видовой

4. Биогеоценотический

5. Молекулярно-генетический

6. Организменный

Объяснение: рассмотрим схему уровней организации живого.

kse-27-5

Правильный ответ - 526134.

Задание №34.

Известно, что при выращивании клевера, сои, фасоли не требуется подкормка азотными удобрениями. Объясните почему.

Объяснение: все перечисленные растения являются бобовыми, а в симбиозе с бобовыми растениями живут клубеньковые бактерии, которые фиксируют молекулярный азот и перерабатывают его в усваиваемую растениями форму.

 

 

Задание №35.

 

Используя рисунок процесса полового размножения хламидомонады, объясните, в чем сущность полового размножения и каково его отличие от бесполого. В результате какого процесса образуются гаметы, в чем их особенность? Какой цифрой на рисунке обозначена зигота? Чем она отличается от гамет?

 

3988482

Объяснение: при бесполом размножении содержимое одноклеточной хламидомонады делится на 4 части при помощи мейоза, в результате чего образуются зооспоры, которые выполняют функцию расселения, затем маленькие клетки дорастают до размера материнской клетки и делятся мейозом опять. А в неблагоприятных условиях происходит половое размножение, при этом а материнской клетке образуются двужгутиковые гаметы (3), они выходят из материнской клетки и сливаются попарно с другими особями, зигота покрывается плотной оболочкой и зимует (переживает неблагоприятные условия), затем зигота делится, в результате чего образуется 4 диплоидных хламидомонады, которые вырастают до материнских размеров. 

Зигота на рисунке обозначена цифрой 5. От гаплоидных гамет она отличается своей диплоидностью.

 

 

Задание №36.

 

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Тело майского жука, покрытое кожей с кутикулой, подразделяется на голову, туловище и брюшко. 2. Пищеварительная система жуков начинается на голове ротовым отверстием с колющим ротовым аппаратом. 3. Продукты обмена веществ выделяются через зеленые железы. 4. Газообмен осуществляется непосредственно через стенки трахей. 5. Незамкнутая кровеносная система состоит из сердца и сосудов.

Объяснение: предложение 1 - тело майского жука покрыто не кожей с кутикулой, а хитиновым покровом, а подразделяется оно на голову, грудь и брюшко. Предложение 2 - ротовой аппарат майского языка не колющий, а грызущий. Предложение 3 - зеленые железы не являются органами выделительной системы, так как продукты обмена майского жука выделяются через мальпигиевы сосуды и жировое тело.

 

 

Задание №37.

 

Объясните, видоизменением какого органа цветкового растения является кочан капусты.

Объяснение: кочан капусты является видоизмененной почкой, так как во второй год жизни из кочана формируется взрослое растение, которое имеет все генеративные органы, то есть цветок и плоды с семенами. Так же кочан капусты напоминает почку по строению: кочерыга - видоизмененный стебель, на нем располагаются толстые листья и зачаточные почки.

 

 

Задание №38.

 

В какой экосистеме - картофельного поля или луга - более длинные и разнообразные цепи питания? Ответ поясните.

Объяснение: картофельное поле - искусственная экосистема, а луг - естественная экосистема. Более длинные и разнообразные цепи питания - в естественной экосистеме, так как на лугу больше и растений и животных и микроорганизмов и монокультура (картофель) не преобладает.

 

 

Задание №39.

 

Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участко центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦТТАЦГГГЦАТГГЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. 

Объяснение: по данной последовательности нуклеотидов в ДНК найдем последовательность нуклеотидов тРНК. Будем использовать принцип комплементарности: А=У, Г=Ц.

тРНК: ГААУГЦЦЦГУАЦЦГА

Третий триплет - ЦЦГ соответствует соответствует на иРНК - ГГЦ.

 

 

Задание №40.

 

Мужчина, страдающий глухотой и дальтонизмом, женился на здоровой женщине. У них родился сын глухой и дальтоник и дочь с хорошим слухом, но дальтоник. У человека глухота - аутосомный, рецессивный признак, дальтонизм - признак рецессивный, сцепленный с полом. Составьте схему решения задачи. Укажите возможные фенотипы и генотипы детей в этой семье. Определите вероятность рождения детей, страдающих обеими аномалиями.

Объяснение: 

аа - глухой

Аа, АА - не глухой (несет ген глухоты во втором случае)

ХDXd - хдоровая мать (несет в себе ген дальтонизма)

XdY - больной отец

 

                                  АаХDXd   х   ааXdY 

Гаметы: АХD, аХD, АXd, aXd   x    aXd, aY

Возможные гентипы детей: 

Девочки: 

AaXDXd - нормальный слух, нормальное зрение (здоровый ребенок)

ааXDXd - глухая, нормальное зрение

AaXdXd - нормальный слух, дальтоник

aaXdXd - глухая, дальтоник

Мальчики:

AaXDY - нормальный слух, нормальное зрение (здоровый ребенок)

 ааXDY- глухой, нормальное зрение

 AaXdY- нормальный слух, дальтоник

 aaXdY - глухой, дальтоник

Среди мальчиков вероятность иметь обе аномалии - 1/4, и среди девочек тоже, то есть 25%.