Задания №37 с решениями

Задания с объяснениями 

1. В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?

Объяснение: правильнее сказать, что у растений дыхание и фотосинтез - противоположные процессы, так как в процессе фотосинтеза расходуются вода и углекислый газ, образуются сахара и кислород, как побочный продукт. В процессе дыхания кислород и глюкоза расходуются с образованием углекислого газа и воды. Фотосинтез делится на две фазы: световая фаза происходит с участием света, а темновая без его участия, дыхание же не зависит от света. 

 

2. В чем состоит сходство грибов и животных?

Объяснение: 1. И грибы и животные гетеротрофы (потребляют готовые органические вещества).

2. В клеточной стенке грибов и наружном скелете членистоногих содержится хитин.

3. И грибы и животные являются эукариотами, то есть имеют мембранные органеллы, в том числе оформленное ядро.

4. Не имеют хлоропластов и, вообще, пластид.

 

3. В чем заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково ее значение в жизнедеятельности организма?

Объяснение: нервная регуляция - регуляция через нервную систему. Нервная регуляция сердца осуществляется через вегетативную нервную систему, а, вернее, через ее два отдела - симпатическая нервная система усиливает работу сердца (учащает сердцебиение), а парасимпатическая - замедляет. Гуморальная регуляция осуществляется через гормоны - активные вещества, циркулирующие в крови. Адреналин ускоряет работу сердца, норадреналин - замедляет (вернее, он гасит действие адреналина на сердце). Гуморальная и нервная регуляции работают вместе, таким образом осуществляется полный контроль над сердцем. Еще на работу сердца влияют некоторые ионы. Ионы кальция ускоряют работу сердца, а ионы калия - угнетают. 

 

4. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

Объяснение: нервная регуляция осуществляется двумя путями: 1. При помощи условных рефлексов: при виде лимона (или пищи вообще) или звоне кастрюль в ротовой полости начинает выделяться слюна, то есть организм готовится к приему пищи, выделяя ферменты. 2. При раздражении рецепторов ротовой полости и желудка, то есть при помощи безусловных рефлексов. Гуморальная регуляция осуществляется только при попадании питательных веществ в кровь при всасывании. Начинают выделяться гормоны и разноситься к клеткам организма. 

 

5. Почему представителей царства бактерий относят к прокариотам? Укажите не менее трех признаков.

Объяснение: 

1. Отсутствие ядерной мембраны

2. Отсутствие мембранных органелл

3. Наличие кольцевой, а не линейной молекулы ДНК

4. Наличие внехромосомных участков ДНК

5. Наличие в клеточной стенке муреина.

 

6. Почему почку покрытосеменного растения считают зачаточным побегом? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение: рассмотрим строение вегетативной почки покрытосеменного растения

67341

 

Почку считают зачаточным побегом, так как она имеет все органы побега (но в зачаточном состоянии) - листья, стебель, почки. И из такой вегетативной почки вырастает настоящий побег. 

 

7. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

Объяснение: так сложилось, что фотосинтезирующие организмы (поглощающие солнечную энергию), первыми появившиеся на Земле, вырабатывали кислород (в результате чего он накопился в атмосфере в количестве 21%) вместе с органическими веществами. Что дало пищу гетеротрофным организмам, которые использовали выработанный растениями кислород для дыхания (подавляющее большинство организмов на Земле - аэробы). Накопление кислорода дало образование озонового слоя, который защищает все живое на Земле от вредного воздействия ультрафиолетового излучения.

 

8. Почему лишайники выделили в отдельную систематическую группу организмов? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение: 

1. Лишайники не являются систематической группой, а являются комплексными организмами.

2. Лишайники состоят из водоросли и гриба.

3. При этом водоросли (автотрофы) создают органические вещества из неорганических при помощи солнечной энергии, а грибы (гетеротрофы) потребляют эти органические вещества и разлагают их до минеральных.

4. Размножаются частями слоевища. 

 

9. Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите его значение. 

Объяснение: витамины - это группа органических соединений (не классификационная, а состоящая из молекул разных классов), поступающих в организм с пищей и выполняющих коферментативную функцию. То есть они играют большую роль в обмене веществ, осуществляя различные реакции. В коже образуется витамин D. Это происходит под действием ультрафиолетового света. Витамин D обеспечивает всасывание кальция и фосфора из пищи в тонком кишечнике.

 

10. Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трех возможных причин.

Объяснение: малокровие - низкое содержание эритроцитов (гемоглобина) в крови. Причины могут быть различны:

1. Врожденное заболевание - малокровие (нарушение выработки эритроцитов в организме).

2. Потеря крови с большим количеством.

3. Недостаток железа в пище (недостаток витаминов).

 

11. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

Объяснение: растения с крупными семенами имеют некоторые ограничения в распространении своих семян, например, они не могут быть разнесены ветром, также они, как правило, образуются в небольших количествах, но имеют большой запас питательных веществ, что способствует большему выживанию и могут быть распространены крупными животными.  

 

12. Где расположен центр безусловно-рефлекторной регуляции кровяного давления человека? Чем различаются показатели кровяного давления в аорте и половых венах? Ответ поясните.

Объяснение: центр рефлекторно-рефлекторной регуляции кровяного давления расположен в продолговатом мозге (вообще большинство безусловных рефлексов контролируется спинным мозгом).  В аорте давление более высокое, так как аорта расположена в начале большого круга кровообращения, а полыми венами большой круг кровообращения заканчивается, поэтому давление здесь наиболее низкое.

 

13. Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань – мышечная или соединительная – содержит больше митохондрий? Объясните почему.

Объяснение: основная функция митохондрий – энергетическая, здесь происходит окисление глюкозы кислородом в ходе чего выделяется энергия.  Большое количество митохондрий характерно для активно работающих тканей, так как для сокращения нужно много АТФ (энергетических молекул), например, активно сокращающихся. Соединительной ткани не нужно так много энергии.  

 

14. В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?

Объяснение: рыбы живут только в воде и дышат растворенным кислородом при помощи жабр, с этим связано появление второго круга кровообращения у амфибий, а также двухкамерное сердце рыб превращается в трехкамерное (состоит из двух предсердий и одного желудочка, где кровь смешивается). 

 

15. Каким образом происходит газообмен в легких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?

Объяснение: организм вдыхает воздух, воздух по трахее, затем по бронхам попадает в легкие, там кислород попадает в легочные пузырьки - альвеолы (к каждой альвеоле подходит кровеносный сосуд) и в кровь. Гемоглобин, соединяясь с кислородом, превращается в обратимую форму - оксигемоглобин, и по кровотоку бежит в клетку организма и восстанавливается в гемоглобин, а кислород проникает в клетку (при помощи диффузии), где в митохондриях идет процесс клеточного дыхания, в ходе этого процесса глюкоза окисляется до углекислого газа и воды, в ходе чего выделяется 38 молекул АТФ. Углекислый газ из клетки попадает в кровоток и по нему проникает в альвеолы, а оттуда в легкие и мы его выдыхаем. 

 

16. Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и животных?

Объяснение: плод - генеративный орган растения, значит при помощи плода растение размножается. Плоды, как правило, бывают сочными и их едят животные. Это способствует распространению семян на определенные расстояния, то есть расселению растений.

 

Задания для самостоятельного решения

1. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

2. По каким признакам строения можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трех признаков.

3. В чем заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково ее значение в жизнедеятельности организма?

4. Где расположены центры нервной регуляции мочеиспускания в организме человека? Как осуществляется нервная регуляция этого процесса?

5. В чем отличия групп крови, имеющихся у человека? Какие группы крови совместимы при переливании? Людей с какой группой крови считают универсальными донорами и реципиентами?

6. Какие функции в организме человека выполняет печень? Укажите не менее четырех функций.

7. Насекомые - са мый распространенный и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трех особенностей.

8. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.

9. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трех значений.

10. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

11. Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите его значение.

12. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

13. Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань - мышечная или соединительная - содержит больше митохондрий? Объясните почему.

14. В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений? Ответ поясните.

15. Объясните, почему безусловные рефлексы относят к видовым признакам поведения животных, какова их роль в жизни животных. Как они сформировались?

16. Где расположен центр безусловно-рефлекторной регуляции кровяного давления человека? Чем различаются показатели кровяного давления в аорте и полых венах? Ответ поясните.

17. В чем проявляется транспортная функция крови? Приведите не менее трех примеров.

18. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

19. Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.

20. Назовите не менее трех признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.

21. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.

22. Почему зеленую эвглену одни ученые относят к растениям, а другие - к животным? Укажите не менее трех причин.

23. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее трех признаков, которые доказывают эти отличия.

24. Какие признаки характерны для кишечнополостных?

25. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов?

26. Как осуществляются дыхательные движения у человека при спокойных вдохе и выдохе? Ответ поясните.

27. По каким признакам различают представителей царства грибов и царства животных? Укажите не менее четырех признаков.

28. Объясните, чем общественные насекомые отличаются от одиночных. Укажите не менее трех признаков. Приведите примеры таких насекомых.

29. Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологии?. Назовите не менее трех признаков.

30. Какие особенности строения сустава делают его прочным, подвижным и уменьшают трение между костями? Укажите не менее четырех особенностей.

31. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

32. Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов? Назовите не менее четырех особенностей.

33. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

34. По каким признакам организмы царства Грибы отличаются от организмов царства Растения? Назовите не менее трех признаков.

35. В чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее четырех признаков и объясните их значение.

36. Чем характеризуется дальнозоркость у человека? Объясните особенности врожденной и приобретенной дальнозоркости?

37. Какие изменения происходят в составе крови в капиллярах большого круга кровообращения у человека? Какая кровь при этом образуется? Какому процессу способствует медленный ток крови в капиллярах?

38. В поддержании постоянной температуры тела млекопитающих большую роль играет кожа. Назовите структуры кожи, участвующие в терморегуляции. Укажите их значение.

39. Как осуществляется перенос кислорода и углекислого газа кровью в организме человека?

40. В чем сходство в строении и жизнедеятельности растений и грибов? Укажите не менее четырех признаков.

41. Грызуны - самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трех причин.

42.