Биология как наука. Признаки живых организмов.
1. Как называется наука, изучающая закономерности функционирования биологических систем?
1. Цитология
2. Физиология
3. Генетика
4. Эмбриология
Объяснение: наука, изучающая биохимические процессы в живых организмах, называется физиология (физиология человека, физиология животных, физиология растений, физиология микроорганизмов и т.д.) Правильный ответ - 2.
2. Какой метод применяется для разделения неоднородных систем на фракции по плотности под действием центробежных сил?
1. Центрифугирования
2. Моделирования
3. Измерения
4. Сравнения
Объяснение: такой метод называется центрифугированием, так как данный процесс происходит в центрифуге. Так, например, можно осадить клетки бактерий и др. Правильный ответ - 1.
3. Как называют стройную систему наиболее общих знаний в определенной области науки?
1. Факт
2. Теория
3. Гипотеза
4. Метод
Объяснение: такая система называется теорией, иными словами это совокупность обобщенных положений, образующая определенный раздел науки. Правильный ответ - 2.
4. Основоположниками клеточной теории являются
1. М. Шлейден и Т. Шванн
2. У. Гарвей и Р. Вирхов
3. Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин
4. Г. Мендель и В. И. Вернадский
Объяснение: в 1838 году М. Шлейден и Т. Шванн сформулировали клеточную теорию. Вот ее основные положения:
1. Все животные и растения состоят из клеток.
2. Растут и развиваются растения и животные путём возникновения новых клеток.
3. Клетка является самой маленькой единицей живого, а целый организм — это совокупность клеток.
Расскажем про остальных ученых: У. Гарвей - медик и основоположник эмбриологии и медицины; Р. Вирхов - гистолог, физиолог и патологоанатом, также внес большой вклад в создание клеточной теории, а именно дополнил ее следующим положением: всякая клетка происходит от другой клетки; Ж.-Б. Ламарк - создатель первой теории эволюции; Ч. Дарвин - натуралист, путешественник, основоположник эволюционного учения; Г. Мендель - выдающийся генетик; В. И. Вернадский - геолог, минералог, химик, создатель учения о биосфере и ноосфере. Правильный ответ - 1.
5. После появления какого увеличительного прибора ученые-биологи открыли в клетке рибосомы?
1. Лупа
2. Световой микроскоп
3. Телескоп
4. Электронный микроскоп
Объяснение: рибосомы - очень маленькие немембранные органеллы, состоящие из рибосомальной РНК, поэтому их смогли рассмотреть только после изобретения электронного микроскопа. Правильный ответ - 4.
6. Какая клеточная структура не характерна для прокариотической клетки?
1. Ядро
2. Рибосома
3. Цитоплазма
4. Клеточная мембрана
Объяснение: для прокариотической клетки не характерно ядро, вернее, даже не ядро, а ядерная мембрана, так как в прокариотической клетке присутствует все содержимое ядра, просто оно не отгорожено от цитоплазмы ядерной мембранной, соответственно, и синтез белка не разграничен и все остальные процессы происходят в цитоплазме. Правильный ответ - 1.
7. Функции лизосомы в клетке можно сравнить с функциями
1. Таможни в государстве
2. Скелета позвоночных животных
3. Тепловой энергетической станции
4. Пищеварительной системы позвоночных животных
Объяснение: лизосома в клетке отвечает за переваривание пищи, а также за утилизацию отработавших или ненужных молекул, так как в ней содержится много активных ферментов. Правильный ответ - 4.
8. Как называется способность организма приобретать новые признаки и свойства?
1. Наследственность
2. Изменчивость
3. Мутация
4. Эволюция
Объяснение: способность передавать из поколения в поколение полезные для данного организма в данных условиях признаки называется наследственностью, а вот способность меняться, подстраиваясь под изменяющиеся условия среды, называется изменчивостью. Правильный ответ - 2.
9. Верны ли следующие утверждения о закономерностях наследственности и изменчивости?
А. Фенотип - это совокупность всех признаков организма.
Б. Фенотип организма зависит от его генотипа и от условий окружающей среды.
1. Верно только А
2. Верно только Б
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Объяснение: генотип - это совокупность всех генов организма, они могут проявиться или не проявиться, или проявиться по-разному в зависимости от конкретных условий среды и многих других факторов (в пример здесь - близнецы, выросшие в разных условиях среды будут отличаться друг от друга, хотя генотипы у них идентичны), а вот то, какие признаки проявились и как, описывает как раз фенотип, то есть это совокупность всех признаков организма, поэтому оба утверждения верны. Правильный ответ - 3.
10. Какие из перечисленных веществ входят в состав ДНК? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Урацил
2. Рибоза
3. Фруктоза
4. Тимин
5. Дезоксирибоза
6. Остаток фосфорной кислоты
Объяснение: как мы знаем, ДНК представляет собой двухцепочечную молекулу-полимер, мономером которой являются своеобразные комплексы из азотистого основания (тимин, гуанин, аденин и цитозин, соединенные попарно по принципу комплементарности - А-Т, Г-Ц), остатка фосфорной кислоты и сахара - дезоксирибозы, поэтому из данного списка выбираем три последних варианта. Правильный ответ - 456.
11. Установите соответствие между химическими веществами и признаками, которые им характерны. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите а таблицу цифры выбранных ответов.
Признак Химические вещества
А. Могут входить в структуру мембран 1. Нуклеиновые кислоты
Б. Содержат генетическую информацию 2. Белки
В. Большинство являются ферментами
Г. Некоторые виды молекул образуют рибосомы
Д. В состав входят азотистые основания
Е. Состоят из аминокислот
Объяснение: пробежимся по каждому пункту: А - мы знаем, что мембраны состоят из билипидного слоя, то есть фосфолипидов, но помимо ригидности, поддержания давления и защитной функции, мембраны еще выполняют функцию транспорта из клетки и в клетку, что происходит за счет нахождения в мембране специальных транспортных белков (такой транспорт касается больших молекул, которые не могут пройти при помощи диффузии). Б - за хранение и передачу генетической информации отвечают исключительно нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК). В - белки делятся на две группы: собственно белки и ферменты. Г - рибосомы состоят из рибосомальной РНК и белков. Д - азотистые основания (тимин, гуанин, урацил, аденин, цитозин) входят в состав нуклеиновых кислот, а в состав белков входят аминокислоты. Правильный ответ - 212112.
12. Расположите приведенные ниже понятия, обозначающие уровни организации живого, в правильной последовательности, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Ядро
2. Клетка
3. Ген
4. Нуклеотид
5. Хромосома
6. Организм
Объяснение: такие задания советуем решать с конца или сначала. То есть, определите самый большой или самый маленький уровень (а может быть и сразу тот и другой, а потом располагайте последовательно, то, что находится между ними). Например, я знаю, что среди перечисленных самый большой уровень - организм, а самый маленький - нуклеотид, ген состоит из нескольких нуклеотидов, хромосома состоит из генов, хромосомы находятся в ядре, ядро находится в клетке, организм состоит из клеток - как вариант размышлений. Правильный ответ - 435126.
13. Вставьте в текст "Биосинтез белка" пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную таблицу.
Биосинтез белка
В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется ________(А). Биосинтез белков начинается с синтеза _______(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии _______(В). Первый этап биосинтеза белка получил название ______(Г), а второй трансляция.
Перечень терминов:
1. Репликация
2. Нуклеотид
3. иРНК
4. Ген
5. Рибосома
6. Аппарат Гольджи
7. ДНК
8. Транскрипция
Объяснение: А - такой участок информации называется геном, Б - синтез белка начинается с синтеза иРНК, В - сборка белка происходит при непосредственном участии рибосомы (и еще много чего), Г - а первый этап синтеза белка называется транскрипцией. Правильный ответ - 4358.
14. Известно, что Луи Пастер - французский микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации.
Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого.
Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
1. В своих экспериментах ученый доказал, что живые организма не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.
2. Изучая физические свойства винной кислоты, обнаружил, что она обладает оптической активностью.
3. Разработал метод предохранительных прививок.
4. Открыл мельчайшие организмы - анаэробы, которые могут жить без кислорода.
5. Ученый был награжден орденами почти все стран.
6. Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60С в течение 60 мин или при температуре 70-80С в течение 30 мин.
Объяснение: следствием приведенного утверждения сразу является 6, суть метода пастеризации. Далее, мы видим, что он был микробиологом, то есть изучал бактерии, о чем говорит № 4, а то, что он иммунолог, подтверждает № 3. Правильный ответ - 346.
15. Объясните, чем отличаются такие свойства всех живых организмов как рост и развитие.
Объяснение: для наглядности объяснение приведем примеры. Про рост: рост характерен для всех организмов, но он либо продолжается всю жизнь либо до определенного периода, может сопровождаться изменениями организма или проходит без значительных изменений (помимо пропорционального увеличения все частей организма). Развитие - это всегда изменение организма, развитие каких-то новых черт, возможностей. Например, у насекомых всегда происходит развитие с превращением, то есть с кардинальным изменением организма. Эти два понятия могут дополнять друг друга, то есть рост идет с развитием.
16. Прочтите текст и выполните задание.
Двумембранные органоиды клетки
К двумембранным относят достаточно крупные органоиды клетки: митохондрии и хлоропласты. Они имеют свои собственные молекулы ДНК, способны независимо от ядра клетки к биосинтезу и делению. Эти органоиды выполняют одну из наиболее значимых функций - преобразуют внешнюю энергию в виды, которые могут быть использованы для жизнедеятельности клеток и целостных организмов.
Эллипсовидные по форме митохондрии характерны для всех эукариот. Наружная мембрана у них гладкая, а внутренняя образует складки, или кристы. На мембранах крист располагаются многочисленные ферменты. Они катализируют окисление органических веществ и участвуют в энергетическом обмене. Основная функция митохондрий - синтез универсального источника энергии - АТФ.
Хлоропласты, в отличие от митохондрий, присутствуют только в растительных клетках, но встречаются и у некоторых простейших, например, у эвглены зеленой. С этими органоидами связан процесс фотосинтеза, заключающийся в преобразовании световой энергии в энергию химических связей молекул глюкозы. Благодаря процессу фотосинтеза в атмосферу постоянно поступает молекулярный кислород.
Хлоропласты несколько крупнее митохондрий. Внутри почти шаровидного тела имеются многочисленные мембраны - тилакоиды, на которых располагаются ферменты. Там же находится пигмент хлорофилл, придающий хлоропластам зеленый цвет.
Используя содержание текста "Двумембранные органоиды клетки", ответьте на следующие вопросы.
1. Какую форму имеют митохондрии?
2. Где встречаются хлоропласты?
3. Что такое АТФ?
Объяснение: ответим поочередно на каждый вопрос.
1. Митохондрии имеют форму эллипса, то есть вытянутого шара (овальную).
2. Хлоропласты встречаются в растительных клетках, а еще в клетках некоторых простейших, таких, как эвглена зеленая.
3. АТФ - универсальный источник энергии, вырабатываемый в митохондриях.
Мы готовы к пожеланиям и замечаниям! Если хотите задать нам вопрос, посоветоваться или заметили ошибку, заполните форму и мы обязательно Вам ответим! А еще можете нас похвалить! Мы правда стараемся!