Царство Растения
Задания с решениями
1. Какое из утверждений правильно?
1. Вирусы, бактерии и некоторые грибы состоят из одной клетки?
2. Только растения и животные состоят из клеток
3. Бактерии, грибы, растения и животные состоят из клеток
4. Клетки всех организмов имеют ядра
Объяснение: вирусы не состоят из клеток, потому что они находятся на границе живого и неживого и состоят только из нуклеиновой кислоты и белкового капсида. Клетки не всех организмов имеют ядра, вернее ядерную оболочку, ее имеют только эукариотические организмы (грибы, животные, растения). Но все живые организмы состоят из клеток. Правильный ответ – 3.
2. Общий план строения живых организмов установила
1. Молекулярно-кинетическая теория
2. Клеточная теория
3. Теория эволюции
4. Теория химического строения органических веществ
Объяснение: все живые организмы состоят из клеток. К такому выводу пришли ученые, написавшие клеточную теорию. Правильный ответ – 2.
3. Принципиальным отличием растительных клеток от клеток животных является присутствие в них
1. Клеточной стенки, пластид
2. Ядра, цитоплазмы, рибосом
3. ДНК и РНК
4. Митохондрий, лизосом, ядрышка
Объяснение: главный процесс, осуществляемые растительными клетками – фотосинтез, происходит он при помощи пластид, а покрыты растительные клетки клеточной стенкой, которой нет у животных, и фотосинтез животным не свойственен. Правильный ответ – 1.
4. Зеленый цвет листу придают
1. Хромопласты
2. Крахмальные зерна
3. Молекулы хлорофилла
4. Лейкопласты
Объяснение: среди перечисленных вариантов, зелеными являются только молекулы хлорофилла. Поэтому, правильный ответ – 3.
5. Для того, чтобы приготовить тонкий сред листа или другого органа растения, нужно воспользоваться
1. Микроскопом
2. Микротомом
3. Ножницами
4. Ножом
Объяснение: для микроскопирования растений нужны очень тонкие препараты, их можно сделать только при помощи специального ножа, который называется микротом. Правильный ответ – 2.
6. Из одной клетки состоят
1. Нефрон и мочеточник
2. Устьице листа и поперечнополосатая мышца
3. Сперматозоид и яйцеклетка
4. Завязь и эндосперм
Объяснение: из одной клетки состоят все бактерии, некоторые грибы (и водоросли), а также половые клетки (сперматозоид т яйцеклетка). Правильный ответ – 3.
7. Митохондрии по своим функциям сравнимы с
1. Насосом
2. Транспортной системой
3. Системой очистки
4. Аккумулятором
Объяснение: основная функция митохондрий – энергетическая (образование молекул АТФ), поэтому, правильный ответ – 4.
8. Основная функция хлоропластов
1. Дыхание
2. Размножение
3. Выделение
4. Фотосинтез
Объяснение: хлоропласты зеленого цвета из-за наличия в них большого количества хлорофилла. Хлоропласты выполняют функцию фотосинтеза. Правильный ответ – 4.
9. Дифференциация клеток и тканей – это
1. Их рост и размножение
2. Утрата их способности к делению
3. Образование различных по типам и функциям клеток и тканей
4. Прекращение развития
Объяснение: как правило в эмбриональном периоде развития происходит дифференциация клеток и тканей плода, что означает образование различных по типам и функциям клеток и тканей. Правильный ответ – 3.
10. Отличить клетку кожицы лука от клетки эпидермиса человека под электронным микроскопом можно по
1. Форме хромосом
2. Наличию ядра
3. Наличию клеточной стенки
4. Наличию митохондрий
Объяснение: клетки растений от клеток животных отличаются наличием пластид и клеточной стенки. Поэтому, правильный ответ – 3.
Автор решения: Лунькова Е. Ю.
Задания для самостоятельного решения
1. Клеточный сок обычно заполняет
1. Вакуоли
2. Ядро клетки
3. Межклетники
4. Другие органоиды
Ответ: 1.
2. С какой теорией согласуется следующая фраза в отчете воинских интендантов «Постность солдатского супа объясняется тем, что мясо превратилось в мух и улетело»?
1. С клеточной
2. Божественного творения мира
3. Самозарождения
4. Космического происхождения жизни
Ответ: 3.
3. Исключите лишнее понятие
1. Хлоропласты
2. Ядро
3. Митохондрии
4. Клетка
Ответ: 4.
4. Общим признаком клеток всех существующих на Земле организмов является
1. Обмен веществ
2. Одинаковое количество хромосом
3. Наличие хлоропластов
4. Одинаковое строение
Ответ: 1.
5. Исключите лишнее понятие
1. Вода
2. Липиды
3. Углеводы
4. Белки
Ответ: 1.
6. Живые клетки разных видов растений отличаются друг от друга
1. Строением митохондрий
2. Наличием клеточной стенки
3. Наличием хромосом
4. Числом хромосом
Ответ: 4.
7. Делящиеся клетки растения относятся к ткани
1. Образовательной
2. Механической
3. Покровной
4. Основной
Ответ: 1.
8. Обрезка крон деревьев и кустарников приводит к усилению
1. Деятельности камбия
2. Роста корневой системы
3. Роста боковых побегов
4. Верхушечного роста деревьев
Ответ: 3.
9. Запасные органические вещества в стебле липы откладываются в клетках
1. Камбия
2. Луба
3. Древесины
4. Сердцевины
Ответ: 4.
10. Боковые корни растут в зоне
1. Деления
2. Проведения
3. Роста
4. Всасывания
Ответ: 2.
11. Проводящая зона корня расположена между
1. Корневым чехликом и всасывающей зоной
2. Всасывающей зоной и зоной роста
3. Зоной деления и зоной роста
4. Всасывающей зоной и стеблем
Ответ: 4.
12. Чтобы вытянуть из живых клеток воду, их нужно поместить в раствор соли, концентрация которого будет
1. Выше, чем в клетках
2. Ниже, чем в клетках
3. Равной концентрации солей в клетках
4. Нулевой (дистиллированная вода)
Ответ: 1.
13. Что может произойти с одноклеточной морской водорослью, если ее поместить в дистиллированную воду?
1. Ничего не произойдет
2. Она сморщится
3. Она лопнет
4. Она растянется
Ответ: 3.
14. Прокариотическую клетку от эукариотической вы отличите по отсутствию в ней
1. Ядра, митохондрий
2. Хромосомы, цитоплазмы
3. Клеточной стенки
4. Рибосом, жгутиков
Ответ: 1.
15. Какая ткань обеспечивает опору растениям?
1. Покровная
2. Механическая
3. Проводящая
4. Образовательная
Ответ: 2.
16. К автотрофным организмам относятся
1. Только растения
2. Все фотосинтезирующие организмы
3. Только эукариотические фотосинтезирующие организмы
4. Неклеточные, одноклеточные и многоклеточные формы
Ответ: 2.
17. Органом цветкового растения нельзя считать
1. Побег
2. Цветок
3. Корень
4. Соцветие
Ответ: 2.
18. У всех зеленых растений есть
1. Цветки
2. Семена
3. Хлоропласты
4. Плоды
Ответ: 3.
19. Растительный организм представляет собой биологическую систему, потому что
1. Состоит из множества органов
2. Все его органы взаимосвязаны и взаимодействуют
3. Он связан с другими организмами
4. Он связан с окружающей средой
Ответ: 3.
20. Основным отличием растений от животных является
1. Способность к росту
2. Способ питания
3. Отсутствие покровной ткани
4. Неклеточное строение
Ответ: 2.
21. Растения являются на Земле основным источником
1. Углекислого газа
2. Азота
3. Водорода
4. Кислорода
Ответ: 4.
22. Процесс поступление веществ в организм, их превращения и выделения продуктов жизнедеятельности называется
1. Дыханием
2. Питанием
3. Развитием
4. Обменом веществ
Ответ: 4.
23. Одной из причин, по которой растения выделены в отдельное царство, является то, что они
1. Способны к вегетативному размножению
2. Питаются готовыми органическими веществами
3. Имеют органы и ткани
4. Фотосинтезируют
Ответ: 4.
24. Органом полового размножения цветкового растения является
1. Стебель
2. Корень
3. Лист
4. Цветок
Ответ: 4.
25. Раствор минеральных солей в стволе дерева поднимается по
1. Древесине
2. Сердцевине
3. Лубу
4. Коре
Ответ: 1.
26. Органические вещества передвигаются по растению от
1. Корней к листьям
2. Листьев к корням и другим органам
3. Коры к сердцевине
4. Сердцевине к коре
Ответ: 2.
27. Мозаичное расположение листьев является приспособлением к
1. Лучшему питанию растения
2. Максимальному испарению
3. Лучшей освещенности листьев
4. Подъему воды на большую высоту
Ответ: 3.
28. Между древесиной и лубом в стволе липы расположена ткань
1. Покровная
2. Фотосинтезирующая
3. Образовательная
4. Основная
Ответ: 3.
29. Корень не может выполнять функцию
1. Дыхания
2. Проведения веществ
3. Фотосинтеза
4. Запасания органических веществ
Ответ: 3.
30. При прорастании семени первым(-и) появляется (-ются)
1. Главный корень
2. Придаточные корни
3. Боковые корни
4. Воздушные корни
Ответ: 1.
31. Корни, растущие на луковице тюльпана, называются
1. Главными
2. Боковыми
3. Придаточными
4. Листовыми
Ответ: 3.
32. Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа
1. Могут расти своей верхушкой
2. Делятся на одинаковые функциональные зоны
3. Фотосинтезируют
4. Имеют генеративные почки
Ответ: 1.
33. Между первым и вторым понятиями существует определенная связь. Между третьим и одним из четырех предложенных понятий существует такая же связь. Найдите это понятие. Корневой волосок: всасывание = образовательная ткань: ____________________
1. Опора
2. Проведение
3. Деление
4. Растяжение
Ответ: 3.
34. Десять растений посадили в песчаную почву, а десять других – в чернозем. Обе группы растений держали на солнце при одинаковой температуре и поливали одинаковым количеством воды. Какой из факторов исследовался?
1. Влияние состава почвы на рост растений
2. Влияние температуры на рост растений
3. Влияние солнечного света на рост растений
4. Влияние полива на состав почвы
Ответ: 1.
35. В эксперименте, доказывающем, что на свету в листьях образуется крахмал, растение сначала на несколько суток убирали в темный шкаф. Это делали для того, чтобы
1. Обесцветить лист
2. Накопить органические вещества
3. Прекратить образование органически веществ
4. Снизить количество хлоропластов в листе
Ответ: 3.
36. Йодная проба на крахмал показывает, что органические вещества образуются
1. Только в освещенной части листа
2. В любой части листа
3. Только в той части, на которую попал йод
4. Только там, где есть хлоропласты
Ответ: 1.
37. Выберите правильную реакцию образования органически веществ в листьях
1. Вода + углекислый газ = сахар + кислород
2. Вода + кислород = крахмал + углекислый газ
3. Кислород + углекислый газ = сахар
4. Крахмал + вода = сахар + углекислый газ
Ответ: 1.
38. В одном из школьных учебников описан опыт, в котором растение ставится под колпак вместе с раствором едкой щелочи. Щелочь в данном опыте нужна для того, чтобы
1. Углекислый газ не проникал под колпак
2. Удалить углекислый газ из воздуха под колпаком
3. Углекислый газ лучше проникал в растение
4. Вытеснить кислород из воздуха
Ответ: 2.
39. В опыте, доказывающем выделение кислорода листьями, одно растение помещали в темноту, а другое - на свет. Нельзя было проводить опыт только с растением, стоящим на свету - потому что
1. В темноте не выделяется углекислый газ
2. Необходимо сравнивать разные условия
3. В темноте не поглощается кислород
4. На свету и в темноте происходят одинаковые события
Ответ: 2.
40. На увеличение скорости фотосинтеза больше всего может повлиять увеличение
1. Полива
2. Количества кислорода в воздухе
3. Количества углекислого газа в воздухе
4. Удобрений в почве
Ответ: 3.
41. В старых деревьях часто часто встречаются большие дупла. Это опасно для живого дерева в первую очередь тем, что
1. У дерева не развиваются корни
2. Дуплистое дерево не способно к размножению
3. На дереве не развиваются новые побеги
4. Нарушается проведение воды и органических веществ по стволу
Ответ: 4.
42. В России раньше остальных растений расцветает орешник. Это приспособление к
1. Оплодотворению
2. Опылению ветром
3. Самоопылению
4. Пониженным температурам воздуха
Ответ: 2.
43. Для растений семейства крестоцветных характерен следующий признак
1. Плод коробочка
2. Соцветие колос
3. Плод стручок
4. Цветок трехчленный
Ответ: 3.
44. Если у растения сетчатое жилкование листьев, то это скорее всего
1. Однодольное растение
2. Двудольное растение
3. С равной вероятностью однодольное или двудольное растение
4. Хвойное растение
Ответ: 2.
45. Если у растения параллельное или дуговое жилкование листьев, то у этого растения скорее всего
1. Стержневая корневая система
2. Мочковатая корневая система
3. С равной вероятностью может быть любая корневая система
4. Тип жилкования не связан с типом корневой системы
Ответ: 2.
46. Корень, стебель и лист - это отдельные органы растения, потому что
1. Они состоят из совершенно разных тканей
2. Выполняют разные функции
3. Каждый из органов может существовать самостоятельно
4. Они находятся в разных условиях среды
Ответ: 2.
47. К сочным плодам относится плод
1. Пшеницы
2. Рябины
3. Подсолнуха
4. Лещины
Ответ: 2.
48. Пыльца образуется в
1. Пестике
2. Завязи
3. Тычинке
4. Чашечке
Ответ: 3.
49. Шишка сосны - это
1. Соплодие
2. Плод
3. Видоизмененное соцветие
4. Видоизмененный побег
Ответ: 4.
50. Тюльпан вегетативно размножают
1. Семенами
2. Корнеплодами
3. Корневищами
4. Луковицами
Ответ: 4.
51. Цветком с двойным околоплодником называется тот, у которого есть
1. Пестики и тычинки
2. Лепестки и чашелистики
3. Венчик и пестик
4. Цветоножка и венчик
Ответ: 2.
52. Цветки, у которых есть пестики и тычинки, называются
1. Пестичными
2. Тычиночными
3. Раздельнополыми
4. Обоеполыми
Ответ: 4.
53. К половому размножению относится увеличение численности потомства в результате
1. Деления клеточных ядер материнского растения
2. Размножения подземными побегами
3. Слияния гамет
4. Размножения листьями
Ответ: 3.
54. Что вы разгрызаете в первую очередь, когда грызете семянки подсолнуха
1. Околоплодник
2. Семя
3. Эндосперм
4. Зародыш
Ответ: 1.
Задания взяты из пособия по ГИА по биологии за 2014 год, автор: Г. И. Лернер.